Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Истории

"Бюджетников быть не должно". Как в Казахстане выбирают избиркомы и почему системе нужна реформа

14.03.2024
Фото: https://img.bes.media/

От членов избиркомов зависит, насколько честно пройдут выборы президента, депутатов парламента и маслихатов, а также акимов.

Избирательные комиссии должны обеспечивать подготовку и проведение честных выборов различного уровня в стране и следят за соблюдением законов во время голосования. Комиссии делятся на уровни:

  • центральная (возглавляет единую систему избиркомов);
  • территориальные (проводит выборы президента, парламента, депутатов маслихата и акимов);
  • окружные (проводит выборы депутатов мажилиса и маслихата по одномандантным округам);
  • участковые (проводит выборы президента, депутатов мажилиса и маслихата, акимов).

Членов последних трёх избирают депутаты маслихата на основе предложенных кандидатур от политических партий. Иногда процесс избрания занимает не более пяти минут, что вызывает справедливые вопросы: а знают ли народные избранники, кого выбирают, или по привычке голосуют единогласно.

Как формируют состав избиркомов в Астане

Найти спикера среди депутатов маслихата Астаны, который рассказал бы, как формируют избиркомы, оказалось непросто. Народные избранники избегали вопросов о том, как проходит ознакомление и голосование. У всех одна реакция – растерянность и ответ: "Это не в моей компетенции".

Столичные депутаты отвечать на вопросы журналиста BES.media отказались, отправив к своей коллеге Алтыншаш Табулдиной, которая является членом временной комиссии при маслихате. Комиссию создали 12 апреля 2023 года, в её состав вошли 8 человек (депутаты и работники аппарата маслихата).

undefined
Алтыншаш Табулдина. Фото пресс-службы маслихата

"Предложения политических партий и общественных объединений в составы избирательных комиссий и сопутствующие документы рассматриваются членами временной комиссии на соответствие действующему законодательству", – рассказала Алтыншаш Табулдина.

Проверяют всех кандидатов члены комиссии самостоятельно. Рассматривают:

  • судимость;
  • недееспособность;
  • родственные отношения между кандидатами;
  • проживание на территории, в которой находится маслихат;
  • финансирования со стороны международных организаций, зарубежных госорганов и иностранных юридических лиц и граждан;
  • соответствие требованию – более половины состава избирательной комиссии не должны быть работниками одной организации.

"По итогам заседаний временной комиссией составляются протокол и заключение с описанием проведённой работы. Протокол и заключение комиссии, а также все сопутствующие материалы, заблаговременно до проведения сессии направляются депутатам маслихата", – сообщила Алтыншаш Табулдина.

К кандидатам в территориальные комиссии также есть квалификационные требования:

  • образование;
  • стаж работы в госорганизациях, учреждениях, НПО или опыт работы в избирательных органах РК;
  • знание законодательства РК о выборах.

Сведения о кандидатах тоже проверяют члены комиссии. 

Спикер письменно перечислила эти процедуры. На уточняющие вопросы отвечала коротко и неохотно: например, как разрешаются ситуации, если в числе кандидатов в члены избиркома оказались родственники. Закон это запрещает. По словам спикера, в такой ситуации выбрать одного из семьи предлагают самим кандидатам. 

"Пусть выберут сами, кто из них хочет, а кто – нет, они же родственники. Пришли два родственника, говорят: "Мы хотим быть в комиссии", а по закону не положено. Мы скажем: "Выберите, пожалуйста, кто из вас сильнее хочет, а кто – нет". Они скажут: "Мы хотим только вдвоём, больше никак". Тогда, к сожалению, оба не попадут, вот и весь разговор. А что тут сложного? Нам всё равно, кто из них пройдёт", – сказала депутат.

На уточняющий вопрос, что, возможно, в таких случаях нужно выбирать по преобладающим качествам (образование или опыт работы), Алтыншаш Табулдина ответила, что умных в стране много, но окончательное решение должны принять сами кандидаты.

"Ну, извините, мы при чём тут? Они не могут договориться. Значит, пусть думают, пусть договариваются. Мы с ними ещё судиться будем, что ли? Показываем закон, что место одному, и решайте", – сказала Табулдина, добавив, что может комментировать только нормы из закона.

Тема, которую выбрал журналист, по её словам, сложна и с ней лучше не связываться:

"Вы выбрали то, что сложно вам и мне, я по-другому не могу ответить, и если что-то не получается, то лучше не связываться. Здесь шаг влево, шаг вправо, неправильно сказанное мной или интерпретированное вами могут понять не так. Здесь мы должны соблюдать азы законодательства".

Как формируют состав избиркомов в Алматы

Депутат маслихата Алматы Асия Аканова рассказала, как формируется состав избиркомов на последнем примере. 9 января 2024 года у членов избиркомов Алматы закончился срок полномочий (пять лет). Формировать новый состав начали за два месяца до этого.

undefined
Асия Аканова. Фото Almaty.tv

"Сведения об избирательных комиссиях и количественном составе участковых избирательных комиссий были переданы нам в маслихат", – рассказала она.

Далее маслихат уведомил все партии о возможности выдвинуть кандидатов. Это могут сделать и общественные объединения, но только при условии, что у партий нет претендентов. Предложения поступили от трёх партий (1872 кандидата) и восьми ОО (2490).

"Маслихатом Алматы была образована рабочая группа, задачей которой было детальное и тщательное рассмотрение всех документов. После рассмотрения кандидатур и проверки на соответствие требованиям вопрос был вынесен на сессию маслихата. Депутаты приняли коллегиальное решение", – добавила Асия Аканова.

Она объяснила, как в Алматы поступают в случае, если к ним поступили заявки от кандидатов, которые приходятся родственниками друг другу или коллегами по работе. Сначала устанавливают степень родства, а после после смотрят на такие данные:

  • образование;
  • стаж;
  • опыт работы в избирательных комиссиях;
  • наличие документа о прохождении тестирования на сайте ЦИК.

"Другими словами, приоритет за более опытным и грамотным кандидатом. На мой взгляд, качество избирательной комиссии – это важная составляющая электорального процесса, потому что члены избиркомов принимают участие в выборах РК всех уровней, обеспечивая достоверность результатов и открытость выборного процесса. Ведь согласно принципу солидарной ответственности абсолютно каждый из нас не только принимает участие, но и несёт ответственность за происходящее", – заключила она.

Кто преобладает в избиркомах

Партии в избиркомах не представлены на одинаковом уровне, считает программный директор Общественного объединения "Эхо" Мария Лобачёва. По её словам, преобладают представители правящей партии, из-за чего сложно говорить о непредвзятости при формировании избиркомов.

undefined
Мария Лобачёва. Фото ОО "Эхо"

"Мы неоднократно были свидетелями тому, что место членов комиссии почти никогда не отдавалось независимым кандидатурам или представляющим оппозиционные силы", – сказала Мария Лобачёва.

Партии могут выдвигать в члены комиссий людей, которые не являются членами партий.

"Мы спрашивали членов комиссий, членами каких партий они являются. Нередко были случаи, что больше половины членов комиссии были тогда членами "Нур Отана" (ныне Amanat, партия власти. – Авт.), хотя в комиссии представляли другие партии. Некоторые даже отвечали, что им ещё не сообщили, какую партию они представляют. Это подтверждает отсутствие реального политического разнообразия, конкурентности и партийного представительства в комиссиях. Просто смешно думать, что член комиссии, являющийся членом одной партии, может реально представлять конкурирующую партию", – добавила спикер.

По её словам, непонятно, как поступают депутаты, если в одну и ту же комиссию заявки подают родственники или если по итогам голосования больше половины членов избиркома окажутся работниками одного предприятия.

Почему участковые избиркомы – самые подневольные

Кстати, о коллегах в избиркомах. Такое часто встречается в участковых избирательных комиссиях, которые базируются в школах, колледжах. Директоров обычно назначают председателями комиссий, а их подчинённых – учителей, преподавателей – членами избиркомов. 

"Они подчиняются и делают то, что директор им говорит, так как они непосредственные подчинённые. Таких случаев в Казахстане много. Естественно, люди, находясь в прямом подчинении, не могут ничего сказать, потому что за этим могут последовать любые репрессии на их прямой работе", – сказал директор ОО "Эхо" Павел Лобачёв.

undefined
Павел Лобачёв. Фото ОО "Эхо"

Законом подобное запрещено, но маслихаты, которые утверждают состав комиссий, часто упускают этот момент из виду. 

Как избирают кандидатов в ТИК

Территориальная избирательная комиссия должна состоять из 7 человек, каждый из которых должен иметь 3 года стажа по одному из направлений:

  • правовое сопровождение;
  • финансовое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • работа с госорганами;
  • работа с избирателями;
  • IT-сопровождение;
  • обеспечение условий для лиц с инвалидностью.

"Я, честно говоря, не понимаю, как можно сформировать состав путём выборов без координации этого процесса сверху. Кто обеспечивает договорённость между партиями, кто будет номинировать кандидата со стажем в одной сфере, а кто – со стажем в другой?" – задалась вопросом Мария Лобачёва.

Нужно ли менять выборное законодательство

Поправки в закон о том, что членов избиркомов выбирают депутаты маслихатов по предложению партий, были приняты около 20 лет назад. Тогда представители ОО "Эхо" наблюдали за этим процессом на сессии маслихата Алматы.

"Всё это было организовано в виде выборов. Депутаты должны были выбрать более 3500 членов избирательных комиссий. В руках каждого депутата было 500 с лишним бюллетеней (по количеству комиссий в Алматы на то время), в каждом бюллетене были вписаны все кандидатуры. Каждый депутат отмечал на каждом бюллетене 7 человек, которых он хотел бы видеть в числе членов комиссии", – рассказала Мария Лобачёва.

Тогда процесс занял несколько часов, а подсчёт голосов вёлся больше суток. В итогах были отражены не только имена, но и место работы и партийное представительство.

В прошлом году проводились довыборы членов комиссий в Алматы. Тогда кандидатов было около 2500 человек и процесс занял около пяти минут.

"Фактически представитель городского избиркома выступил с коротким сообщением, сколько человек надо выбрать. После чего кратко выступили представители двух или трёх партий с просьбой поддержать их предложения по номинантам, сообщили количество номинантов. Возражений от депутатов не последовало, и процесс был завершён. Сейчас в публикации итогов значится только имя", – подчеркнула Мария Лобачёва.

Знали ли депутаты, кого они выбирают, изучали ли они данные кандидатов, что предшествовало этому голосованию, – для Лобачёвой эти вопросы остались открытыми.

Общественники уверены, что необходима реформа выборного законодательства. В первую очередь нужно обеспечить подлинную независимость членов комиссий от своего начальства.

"Чтобы бюджетников не включали в состав комиссии, чтобы процедуры формирования комиссии были достаточно простыми, понятными и не могли трактоваться двояко", – пояснила Мария Лобачёва.

Но пока поправки в выборное законодательство не инициируются и не рассматриваются.

Почему это важно

Любому демократическому государству нужен прозрачный процесс выборов, чтобы избежать фальсификации результатов. Чтобы этого достичь, в избирательных комиссиях должны быть независимые друг от друга люди с чёткой гражданской позицией. 

–––