А тех ли уже два года пытаются посадить по делу Astana LRT
Строительство легкорельсового транспорта в Астане похоже подсветило проблемы не только коррупции, но и компетентности органов досудебного расследования и прокуратуры. Остаётся вопрос, каким в этом деле запомнится для всего мира казахстанская судебная система? Той, что пожурила козлов отпущения или всё же доберётся до столпов этой финансовой махинации. Сейчас на скамье подсудимых по-прежнему люди среднего и младшего звена.
Давайте вспомним всё по порядку.
Начало
История этого нашумевшего проекта началась ещё в 2008 году, тогда экс-президент РК Нурсултан Назарбаев решил построить в ещё не густонаселённой столице имиджевую транспортную инфраструктуру, которая бы отвечала международным стандартам.
Сначала государство пыталось реализовать проект ЛРТ за счёт бюджетных средств. Но финансовых возможностей якобы оказалось недостаточно. Возникла идея реализовать проект за счёт средств государственно-частного партнёрства. Но желающих в Казахстане не нашлось.
В 2013 году Азиатский банк развития рассматривал финансирование проекта ЛРТ, но из-за недостаточной численности населения столицы временно отказался от этой идеи.
В ноябре 2013 года Назарбаев поручил правительству и акимату Астаны приостановить реализацию проекта ЛРТ и отдал предпочтение первой очереди более дешевого проекта - «Скоростные автобусные перевозки» (BRT). До конца 2014-го акимат Астаны и ТОО «Астана LRT» стали заниматься реализацией проекта BRT на стадии проектирования и даже приступили к его строительству.
Осенью 2014 года аким Имангали Тасмагамбетов и его заместитель Канат Султанбеков уволились из акимата Астаны, на их место пришли Адильбек Джаксыбеков и Нурали Алиев.
По словам Султанбекова, именно Адильбек Джаксыбеков и Карим Масимов (тогда премьер-министр) убедили Назарбаева привлечь международный заём в Китайском банке развития, чьи деньги позже были похищены через АО «Банк Астаны» (об этом чуть позже). А проект «китайского» ЛРТ протолкнул тогдашнему президенту его внук Нурали Алиев.
Первый транш от Китайского банка развития составил 257,5 млн долларов. Львиную долю этих денег - 208 млн долларов, наплевав на бюджетное законодательство, положили как депозит в одну копилку – «Банк Астаны». Объясняется это тем, что, по неподтверждённым данным, фининститут мог контролироваться мамой Нурали - Даригой Назарбаевой. Деньги, доверенные банку, бесследно исчезли, сам же «Банк Астаны» в 2018 году был ликвидирован.
«Предположительно, согласно плану Дариги Назарбаевой, украденные денежные средства предполагалось восполнить за счёт средств национального банка по программе оздоровления банков. Но её планам помешал на тот момент уже занимавший пост главы администрации президента Джаксыбеков, который в апреле 2018 года вложил в уста первого президента всем известную публичную критику некоторых банков, среди которых было АО «Банк Астаны», после чего первый президент публично запретил председателю Нацбанкапомогать АО «Банк Астаны».
Китайские подрядчики не смогли получить от АО «Банк Астаны» оплату за построенные столбы. За возникшую проблему с проектом ЛРТ тогда никто не понёс ответственности, так как там были замешаны приближённая элита и внук и дочь первого президента (в том числе и согласно аффидевиту, данному под присягой, свидетелем со стороны защиты). Всё это было причиной остановки ЛРТ в 2019 году, через пять лет после моего увольнения из акиматагорода», - говорил журналистам Канат Султанбеков, который проходит подсудимым и находится в розыске, но пытается доказать невиновность, рассказывая о деле в соцсетях.
Но банк всё же несёт ответственность перед компанией за «банковский вклад». Султанбеков говорил, что в правительстве изобрели оригинальный способ возврата украденных денег: всех должников и заёмщиков банка перевели в фонд проблемных кредитов, тут пока всё логично. Но потом их отдали «Астана LRT». Компания, не занимающаяся банковской деятельностью, должна была ждать своих денег от проблемных заёмщиков. Сколько денег удалось вернуть – неизвестно. При этом главный акционер «Банк Астаны» Олжас Тохтаров обещал, если должники не возместят ущерб компании «Астана LRT» до августа 2021 года, то он сам вернёт деньги…
По словам Каната Султанбекова, у компании «Астана LRT» не было причин привлекать к строительству ЛРТ заёмные деньги. Он убеждён, у компании не было графика строительства, утверждённого проекта и плана работ. А вот деньги для начала строительства, у компании как раз были.
Вот это поворот!
Внесём ясность, обвиняемые, которых сейчас судят, к столбам – «памятникам коррупции» не имеют никакого отношения. В 2013 году они занимались проектированием совершенно другого ЛРТ – это был низкопольный трамвай. Тогда не было никаких хищений, как и завышения цен, подчёркивают подсудимые. Да и тем более об ОПГ, о которой говорят прокуроры, не может быть речи, ведь «главари» даже работали на должностях в разное время – Султанбеков был замакима Астаны до 2014 года, а Ардан в это время только заступил на пост руководителя ТОО «Астана LRT». Тот проект 2013 года свернул Назарбаев из-за дороговизны. Вместо него, в 2014 году было предложено рассмотреть проект БРТ (выделенные автобусные линии). Его реализовать было намного проще и дешевле, но проект тоже был приостановлен. И только после этого появилась китайская версия ЛРТ с недостроенными столбами. С этого проекта было похищено 257 млн долларов, но виновников даже не ищут. Похоже, заинтересованные лица стремятся осудить кого-нибудь, лишь бы бросить общественности пыль в глаза и «покончить» с хищениями в ЛРТ. А 208 млн долларов искать никто не собирается?
Возврат дела. Нарушения прокуроров. Прятки вещдоков
Суд по делу о хищениях в «Астана LRT» начался в столице в октябре 2020 года. Тогда на скамье подсудимых оказались семь человек, которых обвиняли в хищениях денег ЛРТ на стадии проектирования на сумму 5,8 млрд тенге. Ещё двое фигурантов дела - экс-заместитель акима Астаны Канат Султанбеков и бывший председатель правления «Астана LRT» Талгат Ардан - находятся в международном розыске.
8 мая 2021 фигурантов дела признали виновными и приговорили к реальным срокам от 7 до 10 лет, обязав вернуть в казну почти 6 млрд тенге.
7 октября 2021 года судебная коллегия апелляционной инстанции вернула дело прокурору для устранения нарушений, а судью, вынесшего ранее обвинительный приговор, назвали, грубо говоря, не шибко грамотным, как и следствие.
С 13 сентября 2022 года в деле пытается разобраться судья Специализированного межрайонного уголовного суда Астаны Виктория Семёнова.
Сейчас пятеро подсудимых выступают в суде из СИЗО - Аманжулов, Нурпеисов, Ачилов, Касабаев, Мусенов, двое находятся под домашним арестом - Абдыхамитов, Ашим, ещё двое объявлены в международный розыск - Ардан, Султанбеков.
Девятерых подсудимых обвиняют в том, что они заранее договорились похитить деньги со строительства линии ЛРТ, БРТ и ИТС, создали ОПГ. Они якобы привлекли для этого иностранные компании - SYSTRA, TIPSA, «Бюро Веритас», подговорили их и выводили через них деньги, не выполняя никаких работ.
Помимо того, что прокуроры не то, что не подготовились в должной мере к новому суду, они не устранили старые нарушения, так ещё и допустили новые. К слову, обвинительный акт писался буквально на ходу: за 7 дней предварительных слушаний, в деле был новый обвинакт.
Вот только несколько нестыковок прокурорской версии, которые уж больно режут глаз:
- нужно ли иностранным компаниям с мировым именем так пятнать себя?
- если деньги выводились через эти компании, то почему их нет среди подсудимых? Их даже не допросили как свидетелей;
- привлечение этих компаний было решено на самом высоком правительственном уровне, даже не акиматом Астаны;
- все расчёты проверялись и одобрялись республиканской бюджетной комиссией в составе кабинета министров, и не только. Если бы хищения на этой стадии были, то неужели столько высокопоставленных лиц не заметили их. Если да, то опять же, почему их тоже нет на скамье подсудимых?
Подсудимые уверяют, все работы были выполнены, цены на проект не завышались, а соответствовали международным стандартам. На том этапе хищений не было вовсе. Деньги были похищены позже, когда проект курировал Адильбек Джаксыбеков и Нурали Алиев, отмечают обвиняемые.
Обвиняемые сейчас, как и 3 года назад, просят допросить политических «тяжеловесов», которые могли бы внести ясность в дело – это Серик Ахметов, Бакытжан Сагинтаев, Асет Исекешев, Аскар Жумагалиев, Ерболат Досаев, Имангали Тасмагамбетов, Болат Жамишев, Адильбек Джаксыбеков, Нурали Алиев. Именно они могут подтвердить, что судьба проекта решалась на самом верху.
Любопытная история произошла с вещдоками, всего их приобщено 65 коробок. Но на суде 2020 года их было лишь 10 штук. Разбираться, где остальные, никто в суде не потрудился. В апелляционной инстанции обнаружились ещё 33 коробки, всего 43. И только сейчас в деле задействованы все 65 коробок вещдоков.
Ну, а пока под стражей четвёртый год сидят мелкие сошки – проектировщики, подрядчики, субподрядчики, которым вменяют хищение 5,8 млрд тенге (около 13 млн долларов) никто не вспоминает об исчезнувших 208 млн долларов. Это всё больше склоняет к версии о причастности «неприкасаемых».
Тем временем, Казахстан уже вернул 257 млн долларов китайскому банку из денег налогоплательщиков!