Было 3%, станет 21%: депутат Айтуар Кошмамбетов объяснил, как налоговая реформа может загнать бизнес в тень
Правительство прогнозирует инфляцию минимум в 4% после налоговой реформы, но эти расчёты затрагивают всё: от хлеба до автомобилей.
Что произошло
С февраля в мажилисе идёт обсуждение масштабных изменений в Налоговом кодексе. Поправок много – от повышения НДС и изменения налогов на дивиденды до пересмотра условий для малого и среднего бизнеса. Некоторые из предложений вызывают споры, другие – недоумение даже у самих чиновников.
Депутат Айтуар Кошмамбетов рассказал BES.media, какие поправки стали спорными, почему новый налоговый режим может вытеснить малый бизнес в тень и как реформа может повлиять на инвестиционную привлекательность Казахстана.
____
Читайте также:
____
Про объединение упрощёнки и розничного налога
Одна из важных поправок, по мнению депутата, – изменение налоговых условий для малого и микробизнеса. Сейчас работают два режима: упрощённый и розничный налог. Их хотят объединить и ввести новый – специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации. Однако под него подпадают только 40 видов деятельности, в основном это магазины, кафе, гостиницы и общепит.
Раньше этими режимами пользовались около 2 млн видов бизнеса, теперь смогут работать по новым правилам примерно только 250 тысяч. Депутат пытается сохранить действующие режимы и подал свою поправку – сейчас она рассматривается правительством.
Ещё один спорный момент: можно ли бизнесу в этом режиме продавать товары и услуги другим предпринимателям (то есть работать в формате B2B). Правительство считает, что можно продавать только физическим лицам – в розницу. Но Кошмамбетов с этим не согласен. Он привёл пример: кафе может обслуживать как обычных людей, так и компании, которые проводят мероприятия или отправляют сотрудников в командировки. Им нужны документы для отчёта, а если им отказывают – это проблема.
Если запретить продавать юрлицам, получается, что бизнесу придётся открывать вторую компанию специально для таких клиентов. А это уже считается дроблением бизнеса, и по закону это запрещено. То есть создаётся ситуация, в которой предпринимателю просто не дают возможности работать.
Он добавил, что только у продуктовых магазинов у дома действительно почти все клиенты – физлица, и к ним компании не ходят. А в других сферах – например, гостиницы, такси, услуги – корпоративные клиенты всегда есть. И если предпринимателям запретят работать с бизнесом, их заставят переходить на общий налоговый режим, где уже нужно платить НДС. А это может автоматически увеличить налоговую нагрузку на 16%.
"Говорю своему парикмахеру: ты сейчас на упрощёнке платишь 3%, теперь, если на общую установленную перейдёшь, у тебя будет НДС в 16%, плюс КПН посчитать от чистой прибыли, 4-5%. Выйдет у тебя 20-21%. Разница есть – 3 и 21%? Существенная разница. Что теперь он будет делать? Я говорю: как ты логически поступишь? Он говорит: "У меня есть два варианта: либо наличкой брать и нигде не отчитываться, либо частично показывать, но до порогов. Вот и всё". То есть мы сами загоняем людей опять вернуться в наличные деньги. И уже это заметно. Сейчас на рынке отчетливо видно, что люди просят наличные деньги. Скажу больше: я вижу, что мои друзья начали пользоваться наличными деньгами", – объяснил депутат.
____
Читайте также:
____
От КПН в 25% отказались даже минфин и миннацэкономики
Депутаты вносят много разных предложений, и некоторые из них оказываются неожиданными. Ранее BES.media сообщал, что депутат Ерлан Саиров предложил повысить корпоративный подоходный налог до 25%. Комментируя эту инициативу, Айтуар Кошмамбетов рассказал, что на заседании рабочей группы против неё выступили даже министерство нацэкономики и минфин.
"Потому что это не соответствует духу реформы. Изначально, когда изучалось, какой налог повышать – мягче всего повышается НДС, потому что это косвенный налог. А КПН, если его повышаешь, то сразу же идёт снижение инвестиций в страну, в том числе и внутренних инвесторов. Один из депутатов такое предложил. Я выступил против", – сказал мажилисмен.
Депутат, предложивший это изменение, хотел таким образом обложить более высокими налогами компании, которые получают сверхприбыль – например, банки, горнодобывающие компании и букмекеров.
"Видимо, либо поправка была неправильно предложена, либо до конца не отработана со всеми. У нас в рабочей группе кроме 20 депутатов участвуют около 300 различных экспертов. Люди это увидели и уже начали публиковать в соцсетях, что это за такая инициатива. Это кардинально меняет условия игры. Если кто-то хочет инвестировать в Казахстан, он точно три раза задумается, если такие изменения ещё и кулуарно принимаются. Но мы эту норму не приняли", – объяснил Айтуар Кошмамбетов.
–––
Читайте также:
–––
Инфляция от налоговой реформы в 4%
Айтуар Кошмамбетов рассказал, что одна из проблем при налоговой реформе – это рост цен и инфляция. По его словам, подорожание неизбежно. Правительство говорит, что в среднем цены вырастут на 4%, но это "средняя температура по больнице", потому что расчёты включают всё подряд – от хлеба до пароходов.
На самом деле в отдельных сферах цены могут вырасти гораздо заметнее. Например, услуги парикмахера могут подорожать минимум на 20%, а реально – на 30-50%. При этом, напомнил депутат, в этом году уже повысились цены на коммунальные услуги и топливо, так как государство отпустило регулирование тарифов. Всё это в комплексе создаёт дополнительную нагрузку на людей и бизнес.
Он подчеркнул, что рост цен произойдёт, а доходы людей останутся примерно на том же уровне. Возможно, немного повысят зарплаты госслужащим, военным и учителям, но незначительно. В итоге у людей станет меньше денег и они будут реже пользоваться платными услугами.
"Компаний станет меньше, потому что они будут закрываться. Так как и у правительства цель – уменьшить количество компаний. Они считают, что это дробление, что это специально фиктивно открытые. Например, у вас несколько компаний, вы просто специально разделяете, чтобы оптимизировать налоги. То есть количество компаний уменьшится. Но ещё есть риски, что количество занятых в этих организациях может уменьшиться. И количество людей, перешедших в теневой бизнес, увеличится. Вот эти риски не просчитаны. И мы каждый раз на рабочей группе просим: "Дайте нам расчёты. Вы сейчас говорите: давайте ставку увеличим или порог уменьшим. Конкретный расчёт, как это повлияет на все виды деятельности. Пока мы не видим подробных расчётов. Мне кажется, очень много таких общих вещей", – пояснил мажилисмен.
–––
Читайте также:
–––
Отмена льгот школам и больницам
В новом Налоговом кодексе планируют отменить льготы по НДС и КПН – это затронет даже школы и больницы, которые раньше частично освобождались от этих налогов. По словам мажилисмена, так правительство планирует увеличить доходы в бюджет.
"Это тоже инициатива правительства, которая должна привлечь деньги. Понятно, что льготы, конечно, если ты их даёшь, должны дать эффект. В случае образования – частные школы и детские сады. Но мы же видим, что действительно частные детские сады покрыли нашу потребность. Если вспомнить, 10-15 лет назад в детский сад попасть – это просто роскошь какая-то была. Ты должен был иметь связи, деньги. Сейчас спокойно идёшь в любой детский сад и устраиваешься, вообще нет проблем. Значит, действительно льготы сыграли свою роль. Но надо дальше смотреть: а будут ли так же в перспективе развиваться события?" – объяснил Айтуар Кошмамбетов.
Аналогично с медициной. Из-за отмены налоговых льгот могут вырасти цены, а часть МСБ вовсе рискует закрыться. Но точных расчётов – сколько именно школ или больниц пострадает и как изменятся цены – депутатам не предоставили. Айтуар Кошмамбетов объяснил, что времени на глубокую аналитику было очень мало: с 20 февраля прошёл всего месяц. Обсуждение изменений идёт по ускоренной процедуре, без широкого диалога с представителями отраслей – таков специальный порядок.
"Если детскому саду убирают льготы, значит, он на 10% сразу увеличит цену. На него НДС накладывают – значит, ещё 16%. Он нанимает бухгалтера, как минимум аутсорсинг – 50-100 тысяч. Вам с 1 января скажут: ну, извините, вы платили 30-40 тысяч, теперь давайте 70. А мы везде клиенты. Мы будем выбирать теперь, мы будем экономить. Предпринимательская активность снижается. А бизнесу расти очень тяжело", – пояснил мажилисмен.
–––
Читайте также:
–––
НДС для СМИ
У правительства была идея свободить СМИ от НДС либо перевести их на упрощённый режим, рассказал депутат. Айтуар Кошмамбетов поддерживает второй вариант, потому что он проще и выгоднее для СМИ. В чём суть упрощённого режима:
- можно работать с оборотом до 2,3 млрд тенге в год;
- ставка – всего 4% с оборота.
"Вообще, это очень хорошие условия. Я за то, чтобы всем бизнесам дали возможность работать на этом режиме. Кроме тех, кому нельзя – кто априори является крупным, это недропользователи, банки и так далее. Там порядка сорока видов деятельности. Остальным я предлагаю всем дать возможность. Это и есть суть розничного налога. Его легко администрировать, людям легко на нём работать. Нам надо эту возможность дать", – объяснил он.
"Развивая бюджетную реформу, нужно делать упор на МСБ"
Сейчас в стране очень высокая процентная ставка, и вручную её снизить не получится. Из-за этого люди не берут кредиты, не открывают бизнес. В банках на счетах у граждан лежит около 80 млрд долларов, но они не тратят эти деньги, а просто хранят на депозитах. Это, по словам депутата, ведёт к стагнации – экономика не растёт, а стоит на месте.
Правительство говорит, что соберёт больше налогов с людей и бизнеса и направит эти деньги на развитие экономики через государственные программы, например, через "Даму". Планируют потратить 8 трлн тенге. Но Айтуар Кошмамбетов считает, что это рискованно: деньги могут пойти только на крупные проекты, где выше коррупционные и управленческие риски. А основа любой экономики – это малый и средний бизнес. Он даёт рабочие места и стабильность, ведь если один крупный проект закроется – это удар по системе. А когда есть много небольших предприятий, система более устойчива.
"Малый и средний бизнес – это как много ножек стула, которые не так страшно потерять. Если у стула три ножки – это одно. Одна ножка падает, и уже всё – стул неустойчив. Я считаю, что когда делаем бюджетную налоговую реформу, мы должны максимально постараться развивать именно МСБ. Вот эти подходы, когда мы ужесточаем всё, довольно однобоко получается. Я не думаю, что мы на данном этапе или в ближайшее время за счёт этих шагов добьёмся улучшения ситуации с МСБ. И это печально. И государство, наверное, хочет больше контроля над какими-то финансовыми потоками. Это такое институциональное определённое направление развития страны", – заключил мажилисмен.
Контекст
В Казахстане обсуждается проект нового Налогового кодекса, который, по мнению разработчиков, должен был стать более понятным для бизнеса. Однако представители бизнеса считают, что он только ухудшит положение предпринимателей в стране. Кодекс планировали ввести в действие в 2025 году. Касым-Жомарт Токаев, выступая с посланием народу Казахстана 2 сентября 2024 года, поручил перенести его принятие на один год, чтобы доработать с учётом звучащих в обществе замечаний.
––––
Подробнее, какие поправки представили в опубликованном проекте разработчики Налогового кодекса, читайте по ссылке.
____
Читайте также:
____
- Читайте коротко о важных событиях в Telegram. Подписывайтесь и включите уведомления.
- Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы в наш анонимный бот @bessimptomno_bot.
–––