Дело о ложном доносе на вице-министра энергетики Аккенженова: журналист Адилбеков выступил в суде

17.09.2024
Фото BES.media

Автора Telegram-канала "Дикая Орда" обвиняют в ложном доносе и распространении заведомо ложной информации.

Что произошло

В Астане продолжается суд над журналистом Данияром Адилбековым и нефтетрейдером Ерланом Саудегеровым.

В чём обвиняют подсудимых

По версии обвинения, Ерлан Саудегеров якобы заказал у журналиста публикацию "дискредитирующих материалов" о вице-министре энергетики Ерлане Аккенженове в Telegram-канале "Дикая орда". 

Данияра Адилбекова обвиняют:

  • по статье 419, часть 3, УК РК – "Заведомо ложный донос из корыстных побуждений";
  • по статье 274, часть 2, пункт 3, УК РК – "Распространение заведомо ложной информации". 

Ерлана Саудегерова обвиняют:

  • по статье 28, часть 3, УК РК – "Организация преступления";
  • по статье 419, часть 3, УК РК – "Заведомо ложный донос". 


Кто проходит по делу потерпевшими

Помимо вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова в деле ещё двое потерпевших: журналист Гульжан Ергалиева (руководитель проекта Elmedia) и арабский инвестор аэропорта Астаны Юсуф Рашед Альджаудер (гендиректор Terminals Astana Airport Management LLP). 

Повод всё тот же – публикации в анонимном Telegram-канале "Дикая орда". 

Эпизод первый

По версии обвинения, в ноябре 2023 года у Ерлана Саудегерова возникли проблемы с перевозкой мазута из-за неутверждённого минэнерго графика, который якобы курирует вице-министр Ерлан Аккенженов. С последним у нефтетрейдера будто бы были неприязненные отношения по месту прошлой работы в ТОО "Refine Petrol Group". В 2016 году Саудегеров был гендиректором этой компании, а Аккенженов представлял интересы акционеров. По инициативе последнего нефтетрейдера уволили, сказано в материалах дела.

Тогда, согласно обвинительному акту, нефтетрейдер обратился к знакомому журналисту Данияру Адилбекову, который якобы согласился распространить заказные статьи в отношении вице-министра и купил ради этого анонимный Telegram-канал "Дикая Орда" (за 2,5 млн тенге). В итоге на канале опубликовали два материала "Грязные нефтедоллары Аккенженова" и "Кто вы, мистер Аккенженов?"

Из обвинительного акта:

"Адилбеков по заказу Саудегерова и неустановленных следствием лиц опубликовал материалы в отношении Аккенженова в своём Telegram-канале "Дикая Орда".

Эксперты-филологи пришли к выводу, что в публикациях содержатся негативные сведения о коррупционных преступлениях вице-министра, которые могут быть порочащими честь и достоинство, если не найдут своего подтверждения. 

Обвинение считает, что за публикации журналист получил 620 тысяч тенге на счёт двоюродного брата и 880 тысяч на счёт одноклассника. 

Эпизод второй

Второй эпизод связан с публикацией поста "Арабские сказки" в том же Telegram-канале о гендиректоре Terminals Astana Airport Management LLP Юсуфе Рашеде Альджаудере. В материале говорилось о том, что Альджаудер якобы в обход правил Международного аэропорта Астаны незаконно даёт указания и распоряжения работникам аэропорта. Но кто обратился к журналисту для публикации и за какую сумму, неизвестно. 

Из заключения экспертизы: 

"Присутствие в материалах негативной информации о Юсуфе Рашеде Альджаудере, а именно его деятельности, способно повлиять на формирование негативного мнения о личности и деятельности. Тем самым Юсуфу Рашеду Альджаудеру в результате неправомерных действий Адилбекова причинён существенный вред в виде нарушений конституционных прав".

Эпизод третий

Третий эпизод связан с громким делом экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, которого суд признал виновным в убийстве гражданской супруги Салтанат Нукеновой. До начала суда журналист Гульжан Ергалиева на YouTube-канале Elmedia опубликовала интервью с адвокатами подсудимого. 

В публикациях "Бишимбаевские шавки забились по норам" и "Соловей для Бишимбаева" автор указал, что Гульжан Ергалиева за выпуск с адвокатами якобы получила 10 млн тенге. Что за лица обратились к Адилбекову и какой он получил гонорар за эти публикации, в обвинительном акте не сказано. 

Из заключения экспертизы:

"Содержатся негативные сведения о личности и профессиональной деятельности Гульжан Ергалиевой. С точки зрения моральных принципов, принятых в обществе, указывается, что Гульжан Ергалиева является продажным журналистом, нарушая при этом журналистскую этику, участвуя в информационной компании по обелению и попыткам смягчить вину бывшего министра Куандыка Бишимбаева". 

Версия защиты по эпизоду с вице-министром

Защита Данияра Адилбекова в суде с версией гособвинения не согласилась. Сведения, которые указал журналист на канале "Дикая Орда" о вице-министре Ерлане Аккенженове, уже были ранее опубликованы в Telegram-канале "Чиновник", подчеркнул его адвокат Адилжан Маутканов. 

"Полученная информация – это не выдумка этих двух господ (указывая на подсудимых), а то, что уже ранее кто-то говорил либо же писал. Потерпевший Аккенженов ранее не опровергал сведения, изложенные в Telegram-канале "Чиновник". В ноябре 2023 года издание Press.kz отправило ему (Ерлану Аккеженову. – Ред.) запрос, где детально расписало то, что указано в канале "Чиновник", и спрашивало: так это или нет", – рассказал Адилжан Маутканов, добавив, что ответ от вице-министра изданию пришёл, но в виде отписки. 

Адвокат просил приобщить к делу материалы, которые, по его словам, подтверждают информацию, опубликованную журналистом. 

"Аккенженов до сих пор является учредителем ТОО "Bitum market", которое является соучредителем ТОО "Логикомсервис". Bitum market занимается нефтью и бензином. Аккенженов занимается нефтью и бензином, но на государственном уровне. Он обязан был от этого (бизнеса. – Авт.) избавиться", – сказал адвокат. 

Он напомнил, что анализ, проведённый Агентством по защите и развитию конкуренции, подтвердил, что графики транспортировки нефти по магистральным трубопроводам были неравномерными. 

Версия защиты по эпизодам с журналистом и арабским инвестором

Адильжан Маутканов по эпизоду с руководителем проекта Elmedia Гульжан Ергалиевой выступил коротко. Он сказал, что массовые отписки с канала начались не из-за публикации на "Дикой Орде", а за 6 суток до этого. 

"За 6 суток до постов Адилбекова комментаторы под постом YouTube-канала устроили тотализатор по сумме, полученной Ергалиевой за интервью с адвокатами Куандыка Бишимбаева, которая варьируется от 50 до 500 тысяч долларов", – сказал адвокат. 

В день публикации журналиста от канала отписалось не более 400 человек, а 150 подписались – общее количество мало изменилось, рассказал защитник. 

Сведения, который написал Адилбеков про гендиректора Terminals Astana Airport Management LLP Юсуфа Рашеда Альджаудера, он узнал от пресс-секретаря аэропорта Астаны, рассказал адвокат. Это подтвердил и сам журналист, добавив, что сотрудница жаловалась на задержки в госзакупках и сложности с арабским инвестором.

Позиция Данияра Адилбекова

Данияр Адилбеков от написанного в своём Telegram-канале не отказывается, получение денег за это опровергает. По его словам, часть информации получена из открытых данных, другая – от источников, в том числе от нефтретрейдера Ерлана Саудегерова. 

"Я попросил своих коллег, которые имеют статус официального СМИ, направить запрос в минэнерго. Мы дождались ответа на этот запрос. В нём Аккеженов занялся отпиской, не подтвердил, не опроверг эти сведения. Об этом вышла и публикация на Рress.kz. Если человек молчит и не опровергает это, значит, он косвенно подтверждает. Оголтело никто не писал", – сказал журналист. 

Он объяснил написание постов о журналистке Гульжан Ергалиевой своими внутренними убеждениями. Идея возникла потому, что третьи лица ему предлагали деньги за помощь в обелении Куандыка Бишимбаева, но он отказался. Он также сослался на комментарии под интервью Ергалиевой с адвокатами Бишимбаева, где обсуждались суммы, якобы полученные за поддержку.

"Я как журналист должен получить подтверждение информации от трёх разных источников. Под постом у Ергалиевой было более 10 тысяч комментариев с разными суммами. Соответственно, если 10 тысяч человек пишут, что она взяла деньги, это же не из-за одного источника взято. Мы перепроверили, посмотрели, что не один человек утверждает, что Ергалиева взяла деньги", – сказал Данияр Адилбеков. 

По его словам, информацию об арабском инвесторе Юсуфе Рашеде Альджаудере он получил от источников, близких к этому человеку, а также от пресс-секретаря аэропорта. Инициатива была его собственной, никто не просил и не платил ему за это.

Главное судебное разбирательство продолжается. Вскоре стороны ждут прения, после которых судья вынесет приговор. 

Досье

Данияр Адилбеков родился в 1988 году в ВКО, город Семей. Окончил Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования по специальности "Журналистика". В разные годы работал корреспондентом и редактором в казахстанских СМИ, в том числе и республиканских: Informburo.kz, Bnews.kz и другие. 

–––