Деньги осваивают, но результата нет. Что не так с национальными проектами?

29.06.2023
pixabay.com
Национальные проекты пришли на смену государственным программам как более эффективный способ реализации важных задач и устранения проблем.

Они должны были быть лаконичными, чёткими для исполнения и понятными для всех. Но сейчас уже на самом высоком уровне признают: они не оправдали ожиданий. Разбираемся, что идёт не так.

Что случилось

Высшая аудиторская палата (ВАП) провела экспресс-анализ 9 национальных проектов. Всего нацпроектов 10, но один – «Безопасная страна», отнесён к секретным документам. Выводы по всем остальным неутешительны: только по 2 проектам эффективность оценивается как средняя, у остальных низкая. Это означает, что никакого влияния реализация этих проектов не оказывает, и ничего не изменит.

При этом деньги, выделенные на реализацию нацпроектов, осваиваются успешно. По данным ВАП, в 2022 году на 9 проектов было выделено 8,14 трлн тенге за счет всех источников финансирования (республиканский, местные бюджеты, Национальный фонд), и освоение по итогам года составило 7,98 трлн, или 98,1%.

Контекст

Национальные проекты фактически пришли на смену государственным программам. В 2020 году президент Токаев заявил, что необходимо перейти от долгосрочных госпрограмм «с большим количеством показателей и индикаторов» к «лаконичным нацпроектам, понятным всем гражданам». Осенью 2021 года были утверждены 10 национальных проектов, на которые суммарно за весь период их реализации государство планировало направить почти 50 трлн тенге. Уже к началу 2023 года прекратили действовать 11 государственных и 2 правительственных программы. Им на смену пришли нацпроекты:

  • Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация
  • Качественное образование «Образованная нация»
  • «Ұлттық рухани жаңғыру»
  • «Технологический рывок за счёт цифровизации, науки и инноваций»
  • Национальный проект по развитию предпринимательства
  • «Сильные регионы – драйвер развития страны»
  • «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев»
  • «Зелёный Казахстан»
  • Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса
  • «Безопасная страна».

Что не понравилось госаудиту

ВАП, анализируя нацпроекты, сопоставлял заложенные в них критерии со стратегиями развития страны, и оценивал эффект от уже потраченных на нацпроекты денег. Но, как оказалось, проблематично даже оценить результаты за год, потому что нет информации. По реализации двух нацпроектов «Сильные регионы – драйвер развития страны» и «Зелёный Казахстан» и вовсе не была представлена полная информация.

Проанализировав ту информацию, которая есть, по 9 нацпроектам, ВАП сделал такой вывод: «Цели 7 нацпроектов с низким уровнем эффективности по завершению периода их реализации не будут достигнуты. Как следствие, это ставит под угрозу исполнение стратегических показателей. Результаты анализа нацпроектов характеризуются недостаточно комплексным подходом к их формированию, не прослеживается логическая взаимоувязка комплекса мер, в основе которых заложено решение наиболее крупных и важных экономических, социальных и других задач».

Нацпроекты с возможным результатом

У нацпроекта «Здоровая нация» эффективность оценена как средняя. Из плюсов отмечена ориентированность документа «на достижение качества и доступности здравоохранения для каждого гражданина». Впрочем, достижение этой цели пока тоже под вопросом. В проекте заложено 5 целевых индикаторов, по которым должна  оцениваться его итоговая результативность. По итогам 2022 года запланированный результат достигнут лишь по одному из них – увеличение продолжительности жизни до 75 лет. За 2022 год этот показатель составил 74,4 года, тогда как по плану нацпроекта ожидался уровень 73,7. Ожидается, что будет достигнут показатель по росту инвестиций в основной капитал в здравоохранении. Но этот результат пока лишь прогнозируется, поскольку статистические данные будут сформированы только в начале июля. По таким индикаторам, как снижение младенческой и материнской смертности результаты не достигаются уже хронически, на протяжении многих лет. А показатель удовлетворённости населения качеством и доступностью медицинских услуг не просто не достигнут, но и еще снизился: если к 2025 году 80% граждан должны быть довольны отечественной медициной, то в 2022 этот показатель должен был зафиксироваться на планке 69,6%. Фактически же он остановился на уровне 58,8%.

ВАП проанализировал не только ключевые индикаторы нацпроекта, но и проверил детали. Обнаружилось, что при строительстве Национального координационного центра экстренной медицины в Астане и Национального научного центра инфекционных болезней в Алматы есть риски завышения стоимости проектов, а также внутрибольничного инфицирования (инфекционные отделения размещены вместе с противотуберкулёзными).

За прошлый год в стране в 2 раза увеличилось количество новых производств по выпуску лекарств и медизделий (открыто 8 новых производств). Но при этом доля отечественных производителей на фармрынке составила всего 29%. А в закупках для ГОБМП и ОСМС она составила всего 34%. И «виноват» в этом коронавирус – эпидситуация стабилизировалась и лекарств для его лечения у казахстанских производителей стали закупать меньше.

По итогам оценки лишь один параметр реализации нацпроекта получил характеристику «высокая» – освоение финансовых средств. Социально-экономический эффект и результативность достижения цели оценены как низкие.

Второй нацпроект, чью эффективность оценили как среднюю – «Технологический рывок за счёт цифровизации, науки и инноваций». ВАП отмечает, что нацпроект финансируется в 20 раз больше, чем прежняя государственная программа по этому направлению. Причем 36,8% от общего финансирования проекта приходится на повышение вклада науки в развитие страны, а 33,4% – на развитие качественного интернета и информационную безопасность.

Впрочем, результативность проекта также под вопросом, поскольку сомнения вызывают и уже достигнутые (по отчётам) результаты. К примеру, показатель удовлетворённости населения качеством обслуживания госкорпорации «Правительство для граждан» составляет 92,6%. Но при этом доля довольных работой ЦОНов людей за прошлый год снизилась на 5,3%.

Формально выполнен такой показатель, как рост экспорта IT-продукции. Однако в структуре и экспорта, и импорта преобладает телекоммуникационное оборудование, которое в нашей стране не производится, а это значит, что фактически просто налажена перепродажа, но никак не развитие собственных производств.

Большое количество данных, приводимых как результат достижения поставленных задач, ВАП поставил под сомнение. К примеру, по оцифровке трудовых договоров выявлено дублирование отчётности 2021 года. Да и в целом, заложенные в нацпроект целевые индикаторы «ориентированы на достижение макроэкономических показателей, напрямую оказывающих влияние на развитие рыночной экономики в целом, а не отрасли».

Реализация для реализации

Так можно охарактеризовать результаты анализа остальных нацпроектов. И, судя по выводам, об этом думали и специалисты ВАП, оценивая их эффективность. Так, проект по развитию предпринимательства никак не учитывает поставленные Национальным планом развития цели и задачи.

Проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев» не окажет серьезного влияния на изменение структуры экономики, не создает никаких даже предпосылок для форсированной диверсификации экономики. Проект по развитию АПК уже сформирован с завышением показателей, а их достижение больше зависит от внешних факторов, чем от работы госорганов. Проект «Образованная нация» ориентирован на модернизацию, строительство и оснащение организаций образования, но не содержит мер для повышения квалификации преподавателей, а значит, и уровня знаний.

Проект «Ұлттық рухани жаңғыру» и вовсе реализует не тот госорган. Общей координацией проекта занимается министерство информации и общественного развития. При этом 70% финансирования направлено на мероприятия, которые реализует министерство культуры и спорта. При этом часть показателей, заложенных в нацпроект, считаются якобы достигнутыми. К примеру, уровень обеспеченности учебниками на государственном языке для ТиПО и вузов по плану должен был составить 35% в колледжах и 53% в вузах. По отчёту он проходит как выполненный, но при этом выделенные на эти учебники деньги остались неосвоенными из-за несостоявшихся конкурсов по госзакупкам и реорганизации министерства образования.

Что нам с этого

Проведённый ВАП анализ показывает, что работа правительства ориентирована лишь на достижение заявленных статистических показателей. О качественных изменениях в реальном секторе экономики, в уровне жизни граждан говорить пока не приходится. А статистические данные в Казахстане, по оценке ВАП, «не обеспечивают ясного понимания того, как функционирует национальная экономика».

 

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> https://t.me/bessimptomno 
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot