Экологи выступают против инициативы депутатов сената законодательно разрешить выводить часть земель нацпарков из-под охраны

12.09.2023
Фото с сайта ЭО «Зеленое спасение»
Экологическое общество увидело в депутатской инициативе прямую угрозу сохранению в Казахстане природных территорий.

Что произошло

Экологическое общество «Зеленое спасение» выступает против проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий», инициированного депутатами сената. По мнению экологов, законопроект противоречит нормам международных конвенций и нормам национального законодательства.

Контекст

В пакете поправок значительная часть норм направлена на создание правовой возможности перевода земель, входящих в состав особо охраняемых природных территорий, под другие цели. Например, предложен новый подпункт 5 части 5 пункта 2 статьи 122 Земельного кодекса, который разрешает переводить часть особо охраняемых природных территорий в состав сельских населенных пунктов. В обосновании к норме указано, что ранее некоторые лесные посёлки со всей инфраструктурой находящиеся на территории лесхозов ошибочно были включены в состав особо охраняемых природных территорий при их создании. И в связи с этим, возникает много проблем с населенными пунктами, входящими в состав особо охраняемой природной территории.

Природные нацпарки могут уменьшиться или вовсе исчезнуть

В «Зеленом спасении» обращают внимание на несоответствие законопроекта ни законодательству, ни международным обязательствам Казахстана, ни интересам страны.

Например, законопроект предлагает предоставить право изменять целевое назначение заповедных земель для строительства селе-, оползне-, лавинозащитных сооружений. Приведен даже список мероприятий, где необходимо строительство таких сооружений:

  1. строительство снегозадерживающих щитов в бассейне реки Киши Алматы на горе Мохнатая в Алматы;
  2. строительство снегозадерживающих щитов на горе Эдельвейс в Алматы;
  3. строительство селезащитного сооружения на реке Турген в Алматинской области. 

В «Зеленом спасении» отмечают, что согласно Правилам разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, уже регламентировано осуществление мероприятий по инженерной защите участков ООПТ от опасных геологических процессов, которые осуществляются без изменения правового статуса земель.

«Любое выделение участков для арендаторов или перевод земель ООПТ в категорию земель запаса ведет к фрагментации экосистем ООПТ, к возникновению земельных конфликтов и споров, нарушению границ ООПТ и их охранных зон. Не учтено, что «фрагментация ландшафта» может приводить к нарушению естественных природных связей, в том числе некоторых важнейших для экосистем процессов… Утрата целостности ведет к превращению ландшафта в лоскутное одеяло, а именно к появлению отдельных «островков» природы, что может сопровождаться деградацией лесных экосистем, выражающейся в изреживании древостоя и снижении устойчивости к изменению климата и антропогенному воздействию. Это может приводить к устойчивым выбросам парниковых газов», – считают экологи.

При этом многие участки в национальных парках уже сейчас получают арендаторы. А непосредственно при выделении участков не учитываются опасные геологические процессы, и потенциальная опасность обнаруживается только после получения участков арендаторами и возведения объектов. По мнению экологов, это свидетельствует о неправильном определении участков, на которых допустима аренда, так как опасные участки на ООПТ не должны сдаваться в аренду для оказания услуг туристам ни при каких обстоятельствах.

Кроме того, согласно статье 123 Земельного кодекса, земельные участки в пределах охранных зон особо охраняемых природных территорий используются с соблюдением установленного режима охраны этих зон. То есть в случае перевода этих земель в категорию земель запаса, ряд видов хозяйственной деятельности, связанных, в первую очередь, со строительством, должен быть в соответствии с законом ограничен или запрещен.

В качестве примера экологи напоминают: еще в 2021 году площадь Иле-Алатауского парка уменьшилась на 6 га на основании постановления правительства № 808 о переводе земель особо охраняемой природной территории в земли запаса Карасайского района для строительства водозаборного сооружения на реке Каргалы для водоснабжения Наурызбайского района Алматы. Фактически же выделенная территория превратилась в промышленную зону, расчленив территорию национального парка и нанося сильный ущерб его экосистемам.

К слову, в 2007 году Иле-Алатауский национальный природный парк занимал 199 703 га, зона заповедного режима составляла 29% (57 786 га), зона экологической стабилизации — 11,5 % (23 280 га), зона туристской и рекреационной деятельности — 7,5% (14 991 га), зона ограниченной хозяйственной деятельности — 52% (103 646 га). А уже в 2020 году  площадь  Иле-Алатауского парка составляет 199 202 га, из которых зона ограниченной хозяйственной деятельности 105 245 га – 52,8%. И если предложенные сенаторами поправки будут приняты, больше половины территории национального парка может быть переведено в категорию земель запаса.

Лес или гидроэнергетика

Поправками сената предлагается закрепить в законодательстве возможность размещения водохозяйственных сооружений на территориях государственного лесного фонда. Разработчики законопроекта объясняют это необходимостью расширения участков для размещения водохозяйственных сооружений комплексного и стратегического назначения, в том числе альтернативных и возобновляемых источников энергии для реализации государственной политики в гидроэнергетике. Кроме того, по их мнению, данная норма будет способствовать выполнению обязательств Казахстана по переходу к углеродной нейтральности. 

«Зеленое спасение» напоминает, что именно леса играют важнейшую роль в смягчении последствий изменения климата. Они являются хранилищем 662 млрд тонн углерода, что составляет более половины его глобальных запасов, содержащихся в почвах и растительности. Именно лес способен естественным образом поглощать из атмосферы больше углерода, чем он выделяет в нее. Благодаря этому леса продолжают служить резервуарами хранения углерода даже в весьма преклонном возрасте. В отсутствие или при минимальном антропогенном воздействии это ведет к формированию лесных экосистем с большими запасами углерода, устойчивость которых подкрепляется высокой степенью их целостности и их способностью обеспечить хранение поглощенного углерода на протяжении тысячелетий и даже дольше.

«Вырубка лесов для строительства гидроэлектростанций недопустима и не отвечает задачам перехода к углеродной нейтральности, ведет к истощению водных ресурсов и снижению их качества», – отмечают в экологическом обществе.

Что взамен: предложение экологов

По мнению «Зеленого спасения», в случае действительного отсутствия альтернативных вариантов размещения хозяйственных объектов можно последовать примеру других стран и использовать механизм долгосрочной или бессрочной аренды. Это позволит не выводить земли из состава особо охраняемой природной территории, но при этом обязать хозяйствующих субъектов минимизировать ущерб экосистемам при сооружении и эксплуатации хозяйственных объектов.

Экологи предлагают также внести изменения в статью 7 закона «Об особо охраняемых природных территориях», предоставив правительству полномочия для определения порядка и сроков сноса (выноса) посторонних зданий, сооружений и объектов на ООПТ, порядка и условий изъятия (выкупа) для государственных надобностей земельных участков в охранных зонах ООПТ.

В экологический кодекс предлагается внести нормы, предусматривающие проведение обязательной ОВОС с участием общественности для любых видов деятельности, предполагаемых или планируемых на землях ООПТ республиканского значения. А сами ООПТ - наделить статусом стратегических объектов.

Что еще важно

О своем несогласии с предложениями сенаторов заявлял депутат мажилиса Бахытжан Базарбек. Он намерен блокировать эти нормы и призвал коллег поддержать его.

Весной 2023 года парламент принял закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам административной реформы», в котором появилась поправка и в закон «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно этой поправке, в компетенцию правительства включена «передача части земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения, расположенных в границах городов республиканского значения, в особо охраняемую природную территорию местного значения по согласованию с президентом или по его поручению администрацией президента на основании представления местного исполнительного органа города республиканского значения».

Этой нормой может вскоре воспользоваться акимат Алматы — у властей города есть проект присоединения к городу 20 000 га территории Иле-Алатауского Нацпарка (включая Кок-Жайляу) для развития экологического туризма.

 

Читайте также:

Кто чью взятку взял, выяснит суд. За что на скамью подсудимых попал самый известный в соцсетях санврач Байгабулов

Помощники для нацбезопасности, дополнительный контроль за всеми и песни: какие функции добавляют КНБ РК

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> t.me/bessimptomno 

Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы в наш анонимный бот @bessimptomno_bot