Экономист Олжас Худайбергенов: Вопрос молельных комнат в школах обсужден однобоко

27.08.2023
bes.media
Бывший советник президента и экономист Олжас Худайбергенов поделился в Facebook точкой зрения на будоражащую казахстанцев тему – нужны ли казахстанским школам молельни для мусульман.
 
На днях было бурное обсуждение платков и даже самого выбора религии. В принципе, радует, что в целом доля здравого смысла высока. Есть понимание, что нельзя девочка запрещать получать образование из-за платков, что лучше мягко отработать с их родителями.
 
Но вопрос молельных комнат в школах, мне показалось, обсужден однобоко. В таких вопросах мусульмане (причем справедливо!) не принимают мнения тех, кто не является мусульманином, или не практикует религию, объясняя отсутствие тем, что мол, главное, верить сердцем и т.д., тем самым намекая, что те, кто практикует, скорее всего, лицемерят, тогда как они искренне верят сердцем, а потому лучше этих лицемеров.
 
Надо понимать, что такого рода аргументация демонстрирует непонимание религии, и влечет еще больше отдаление от практикующих мусульман, которые воспринимают эту словесную эквилибристику как попытку заболтать и навязать то, что не соответствуют их пониманию.
 
Поэтому в вопросах религии должны выступать те, кто практикует и понимает обстоятельства практикующих, без какого-либо принижения их искренности. Поэтому тут поддержу министра просвещения, который, понимая деликатность вопроса, сослался на муфтият.
 
Но теперь скажу свое мнение о молельных комнатах в школах. Нормы Ислама достаточно простые:
 
- детям до 7-8 лет никаким образом не предписывается религиозно-молитвенная практика, ибо они дети, должны играться, баловаться, капризничать и т.д.;
 
- те, кто постарше, если проявляют интерес, могут приобщаться к практике родителей. Обычно дети повторяют то, что делают родители, если чувствуют их доброту, любовь, и наоборот, если не чувствуют.
 
- с 7-8 лет и до совершеннолетия ребенок вообще не обязан совершать религиозно-молитвенную практику, но имеет право, если есть интерес (принуждение осуждается, и гарантированно дает обратную реакцию), при этом под совершеннолетием в средние века подразумевался в возраст в 15 лет, потом подняли до 18 лет, и учитывая чрезмерное опекание дете, высокий объем информационной нагрузки, требуемый для взросления и рост продолжительности жизни, то во многих странах уже ставят вопрос повышения возраста до 21 года.
 
- пока дети учатся в школе на время обучения выпадает всего лишь 1 намаз для первой смены (или односменной школы), или 2 намаза во второй смене;
 
- сами намазы длятся всего по 3-4 минуты, и могут читаться в любой комнате. Обычно многие практикующие так и делают - носят с собой маленький складной коврик, и незаметно стараются прочесть там, где получится;
 
- есть и другая норма - если вдруг не получилось, то можно намаз прочесть позже дома.
 
Есть и другой нюанс. В односменных школах, в основном платных, вообще такой проблемы нет, там помимо учебных комнат есть разные игровые и технические помещения. Проблема больше в школах, где учатся 2 или 3 смены, где имеется жуткий дефицит помещений. Учитывая, что дети находятся в возрасте, когда следование религиозно-молитвенной практике не является обязанностью, тогда как получение образования является обязанностью, то при дефиците помещений приоритет должен быть отдан нуждам образования.
 
Учитывая все, это нет необходимости в обязательном открытии молельных комнат в школах. Но если вдруг школа решила свои проблемы с дефицитом помещений, и вдруг есть лишняя маленькая комната, то и пусть делают, что хотят. Бояться, что школа превратится в медресе, не только бессмысленно, но и как-то неправильно, как будто медресе - это что-то плохое. Более того, надо понимать, что медресе раньше по формату предполагали как раз преподавание и обычных учебных дисциплин.
 
Вся верхушка Алаш-Орды отучилась в свое время в медресе. Если под словом "медресе" понимается исключительно обучение религии, то такого я не встречал в истории, наоборот, это однозначно осуждается в религии, и сейчас обычная школа является наиболее близким по смыслу к слову "медресе". Разность лишь в отсутствии обучения основам религии, но сейча в век доступности информации, наличия множества мечетей, и курсов при них, сама по себе необходимость формата духовной семинарии на школьном уровне уже отпала.
 
Замечу, что в казахско-турецких лицеях (односменные школы), где была высокая доля практикующих, были высочайшие результаты на внутристрановых и международных олимпиадах. И ни одного кейса с экстремизмом.
 
Я не претендую на истину последней инстанции, но вот пока такое мнение. Напоследок, добавлю, что в Исламе есть хадис :"Ученые являются наследниками пророков". Подразумевается, что высшую степень уважения заслуживают ученые, а потому надо стремиться к образованию, науке, и совершению всего того полезного, что делает нашу страну сильнее.
 
Читайте также
Инстадивы покрыли головы. Это "новый тренд" или проявление отхода Казахстана от светскости?
Подпишись на Telegram-канал BES.media >>  https://t.me/bessimptomno 
у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot