ЕНПФ судился с Нурбанком из-за невыплаты 240 млн тенге дивидендов. Почему фонд и вкладчики не получили инвестиционный доход

12.02.2025
Фото Максима Золотухина

Суд удовлетворил иск пенсионного фонда частично.

Что произошло

ЕНПФ хотел взыскать с Нурбанка 240,8 млн тенге дивидендов по привилегированным акциям за 2022-2023 годы и пеню в размере 25,8 млн тенге. Специализированный межрайонный экономический суд Алматы обязал банк выплатить фонду дивиденды только за 2022 год в размере чуть более 120 млн тенге, в остальных частях иска отказал.

Почему ЕНПФ не досчитался инвестиционного дохода, а судебный процесс стал уникальным для рынка – разбирался корреспондент BES.media.

Об истории дела

Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) – самый крупный держатель привилегированных акций Нурбанка. Ему принадлежит 120 398 таких бумаг. По заявлению представителя ЕНПФ, акции банка были приобретены за счёт пенсионных активов для получения инвестиционного дохода вкладчиками фонда. По этим акциям банк должен ежегодно платить фиксированный дивиденд в размере 1000 тенге на одну бумагу, каждый год фонду причиталось 120,4 млн тенге. 

Однако в 2023 году Нурбанк внезапно перестал платить дивиденды по привилегированным акциям (за 2022 год). В 2024 году ситуация повторилась и банк задолжал фонду дивидендов уже за два года: по 120 млн тенге за каждый год, а также пеню за 2022 год в размере 22 млн тенге и за 2023 год – около 3,8 млн тенге. Это привело фонд в суд.

Почему банк решил не платить дивиденды ЕНПФ

Представитель интересов Нурбанка рассказала, что у БВУ есть несколько причин, по которым он не может платить дивиденды. Если вкратце, всё дело в постановлении №21 Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) от 27 апреля 2023 года, которое ограничило в выплате дивидендов банки, получившие помощь от государства. 

В апреле 2023 года ведомство Мадины Абылкасымовой ввело четыре условия, при которых банки смогут платить дивиденды. В их числе:

  1. Наличие положительного остатка собственного капитала после вычета неамортизированного дисконта (разница между номинальной и справедливой стоимостью госсредств).
  2. Банк должен вернуть госпомощь в размере от 10 до 66% от суммы дивидендов.
  3. Распределить прибыль банк может только минусуя доходы от использования государственных средств.
  4. Банк должен иметь отдельный отчёт аудитора, где подтверждаются расчёты по определению размера прибыли.

В ходе судебного заседания в Нурбанке рассказали о своём несоответствии двум подпунктам – второму и третьему этого постановления:

  • банк должен вернуть госпомощь в размере от 10 до 66% от суммы дивидендов;
  • должен рассчитать, какую прибыль может распределить своим акционерам.

В этой связи банк не смог выплатить дивиденды по основаниям статьи 22, пункт 5, закона об акционерных обществах. Этот пункт подразумевает, что АО нельзя платить дивиденды по простым и привилегированным акциям при отрицательном размере собственного капитала или если его размер станет отрицательным после выплаты дивидендов; а также если компания отвечает признакам неплатёжеспособности или несостоятельности.

Комментируя вопрос о невозможности возврата госпомощи, представитель Нурбанка ссылалась на проспект эмиссии (документ, который содержит подробную информацию о конкретной ценной бумаге и её эмитенте). Она пояснила, что при получении госденег был введён пятилетний запрет на их досрочный возврат. Дело в том, что Нурбанк в 2020 году стал участником программы оздоровления и получил почти 46,9 млрд тенге от государства, на эту сумму выпустил облигации со сроком погашения в апреле 2032 года.

По версии представителя Нурбанка, банк не может выполнить условие, указанное в подпункте 3, где требуется распределить прибыль, очищенную от госденег. В банке отметили, что у него нет методики таких расчётов, а это может привести к тому, что "будет распоряжаться чистой прибылью", полученной от госденег.

Представители АРРФР, участвовавшие в суде, не согласились с этими доводами и отметили, что рассчитать такой доход можно с учётом требований международных стандартов финансовой отчётности.

Ещё одним доводом для невыплаты дивидендов в банке назвали и отсутствие акта аудиторского заключения, который является обязательным условием для распределения прибыли.

Что сказали разработчики документа

Для дачи заключения в суд вызвали представителей АРРФР – ведомства, которое разработало документ. Они должны были разъяснить два вопроса: соблюдает ли банк условия постановления для выплаты дивидендов и может ли он при отрицательном остатке собственного капитала начислять дивиденды.

В ответе АРРФР после длительных разъяснений указывается, что "банк самостоятельно принимает решение о начислении дивидендов при соблюдении условий".

При отрицательном размере собственного капитала банк выплачивать дивиденды не может, добавили в своём заключении представители финнадзора. Но пояснили, что согласно отчётности Нурбанка, его собственный капитал составлял положительную величину – 44,9 и 53,9 млрд тенге.

Постановление АРРФР – "отговорка"?

В ходе судебного заседания представитель Нурбанка отметила, что выплачивать дивиденды по привилегированным акциям Нурбанк должен не только ЕНПФ, но и другим акционерам, в числе которых и владелец банка. Помимо 120 398 привилегированных акций ЕНПФ ещё 89 030 привилегированных акций принадлежит конечному акционеру банка Эльдару Сарсенову, 15 000 бумаг – JP Finance (ТОО, через которое банк принадлежит Сарсенову), 1266 акций находятся у "дочки" Нурбанка – Money Experts (на 8 ноября 2024 года).

В ЕПНФ не согласились с позицией банка, назвав постановление АРРФР "отговоркой". В фонде отметили, что пакет акций, которым владеет ЕНПФ, составляет 53% привилегированных акций от общего количества. И если своим аффилированным компаниям банк может не начислять дивиденды, то ЕНПФ могли бы выплатить, добавили представители истца.

Что решил суд

В Нурбанке пояснили, что не смогли выплатить дивиденды за 2022 год, поскольку акционеры принимают решение по привилегированным акциям в конце года, предшествующего выплате, то есть за 2020 год – в конце 2021-го. Когда в конце 2023 года принималось решение о выплате дивидендов, уже приняли постановление, которое ограничило банки, получившие госпомощь. В итоге акционеры приняли решение не платить дивиденды.

Суд с этим не согласился и постановил, что Нурбанк должен выплатить дивиденды за 2022 год, поскольку постановление АРРФР было принято только в 2023-м. В части требования выплаты дивидендов за 2023 год и пени суд решил отказать из-за ограничений, указанных в постановлении АРРФР.

Постановление суда не вступило в законную силу и подлежит обжалованию.

Почему это важно

Судебный процесс стал прецедентом для банковского рынка, поскольку Нурбанк один из немногих банков, которые дошли до суда, ссылаясь на ограничения АРРФР при выплате дивидендов. 

По задумке регулятора, ограничение на выплату дивидендов должно было подстегнуть акционеров банков быстрее вернуть государству полученную помощь, чтобы начать получать доход от своего БВУ. Но регулятор не предусмотрел, что мера коснётся не только акционеров банка, но и таких институтов как ЕНПФ. 

С сентября 2024 года в структуре портфеля пенсионных активов ЕНПФ привилегированные акции Нурбанка уже не указаны.

Почему это важно знать вкладчикам ЕНПФ

ЕНПФ управляет пенсионными накоплениями казахстанцев, вкладывая их в различные финансовые инструменты: акции, облигации, фонды и другие активы. Эти вложения должны приносить инвестиционный доход. В случае с Нурбанком ЕНПФ лишился возможности получить дивиденды (часть прибыли банка). Это значит, что вкладчики фонда не смогут получить инвестиционный доход в 120 млн тенге за 2023 год. 

Досье

Нурбанк занимает 15-е место по активам с показателем 533,8 млрд тенге. Его ссудный портфель составляет 276 млрд тенге. Депозиты физических и юридических лиц составляют 384 млрд тенге. 

В 2022 году банк заработал около 6 млрд тенге чистой прибыли, в 2023-м – 7 млрд тенге, в 2024-м – 13 млрд тенге.

Акционером банка является Эльдар Сарсенов через JP Finance Group.

–––

Читайте также:

–––