Инстадивы сняли хиджаб. Что это – жизнь на публику, дань моде или давление на общество?
В 2023 году популярные казахстанские личности от певиц до блогеров-миллионников по разным причинам стали снимать хиджаб. Многие из них не проносили его и год.
Весной 2023 года некоторые инстадивы Казахстана неожиданно стали следовать строгим канонам ислама и покрыли голову платком. Тренд задали блогерши-миллионницы. Их истории похожи одна на другую: фото в хиджабе и стёртая жизнь "до" из социальных сетей.
Спустя какое-то время так же внезапно произошёл обратный откат – инстадивы начали возвращаться к прежней жизни и снимать хиджаб. Кто-то пытался объяснить свои действия, а кто-то и вовсе сделал это молча, будто бы ничего не было. Мнение о том, что девушкам за "переход" на определённый срок в ислам заплатили, стало всё активнее форситься в социальных сетях, а эксперты предполагают, что временный "вход в ислам" был смотивирован.
Кто снял хиджаб
Самой запоминающейся среди инстадив, снявших хиджаб в 2023 году, стала блогер Рамина Таипова. Она сняла его спустя два месяца после покрытия и призналась в Instagram, что не хочет носить платок. Позже после волны хейта Таипова опубликовала видео, в котором рассказала, что деньги ей не платили.
"Я считаю, мы должны быть примером для праведных мусульманок", – утверждала девушка.
Хотя ранее признавалась BES.media, что "обратного пути нет"
"Когда я покрылась, вышла к машине, в голове возникли мысли: "Рамина, ты же понимаешь, что назад дороги нет?! Это раз и навсегда". И я приняла этот факт", – говорила Таипова.
Однако новый имидж не закрепился. По словам девушки, она не хотела выходить на улицу и смотреть в зеркало из-за того, что ей нужно носить хиджаб.
Продолжила этафету инстазвёзд Ботагоз Балабекова, в социальных сетях она известна под ником bota_070. Девушка вела активный образ жизни и лакшери-жизнь, о которой ежедневно рассказывала на личных страницах в соцсетях. Но однажды неожиданно сменила яркие луки на хиджаб и стала писать о религии.
Прошло время, она удалила посты из Instagram, но никаких заявлений о снятии хиджаба в отличие от Рамины Таиповой от неё не последовало. Позже оказалось, что блогер сняла хиджаб, но вести аккаунт, как прежде, девушка до сих пор не начала.
История со снятием хиджаба есть и у певицы Данели Садыковой, известная как Dequine. Она носила хиджаб около полутора лет и говорила, что считает это время прекрасным. Отказ от платка она прокомментировала так: "призналась самой себе в том, чем действительно хочу заниматься".
"Вряд ли будут вписываться в нормы исламского комьюнити и картинки человека в исламе", – поясняла певица.
Перемены затронули и сестёр Жолдубаевых. Старшая – Камшат Жолдубаева, с аудиторией почти в 3 млн, в этом году стала периодически публиковать свои фото с покрытой головой и писать, что подумывает принять ислам, но эти фото сменяли другие – в её привычном амплуа.
Её младшая сестра Алтынай Жолдубаева выражала свою тягу к религии и даже посетила священную для мусульман Мекку, где ходила покрытой (это обязательное правило). Но позже, вернувшись обратно, за несколько дней до 2023 года заявила, что не научилась носить платок в повседневной жизни, из-за чего и сняла.
В 2023 году девушка вновь вернулась к хиджабу (как и все инстазвёзды из нашего списка) и посвятила весь свой аккаунт в Instagram религии. Больше высказываний певицы о том, что она хочет снять хиджаб, не было.
В строю остались две девушки – это блогерши-миллионницы Айдана Меденова и Айым Алтынбекова.
Айдана Меденова удивила своих подписчиков откровениями, что уже четыре года совершает намаз. Подписчики задавались вопросами: почему певица в те годы снималась в клипах в откровенных нарядах. Но такие вопросы блогер игнорировала, а старые откровенные фотографии со страницы удалила.
Покрытые инстадивы – возможный инструмент политического давления?
Эксперт по Ближнему Востоку Акмарал Баталова считает, что вступление в ислам инстадив могло быть вызвано некими силами внутри Казахстана, которые призвали или простимулировали их обращение в веру сугубо в своих интересах, чтобы добиться своих узконаправленных целей или оказать давление на власть.
"Решить какой-то политический вопрос, повлиять на чьё-то назначение на какую-либо духовную должность или добиться чьей-то амнистии демонстрацией увеличивающегося количества сторонников ислама, например", – предположила Акмарал Баталова.
Вера, на взгляд эксперта, – дело глубоко интимное, личное.
"То, что наши инстазвёздочки стали организованно рекламировать своё покрытие, а известные личности публично декларировать своё обращение в веру, лишний раз подчёркивает, что они стали инструментами в политике давления на власти и общество Казахстана", – отметила эксперт.
По её словам, снятие хиджаба свидетельствует о том, что государство это давление выдержало, а общество оказалось здоровым, традиционным и устойчивым к внешнему влиянию. Акмарал Баталова не исключает, что девушки хотели больше внимания, подписчиков и лайков.
"Известно, что жизнь на публику, которая ведётся в социальных сетях, вызывает психологическую зависимость и к тому же для многих является источником дохода. Понятно, что к духовным поискам это не имеет никакого отношения", – уверена она.
Допустимо ли снимать хиджаб?
Акмарал Баталова объснила, что в Коране нет чёткого указания об обязательном ношении хиджаба, а большинство норм, как и в любой правовой системе, формируется исламскими правоведами. Ведь превалирующее большинство в исламе – сунниты, у них своя трактовка исламского права, у шиитов – своя, но все склоняются к тому, что ношение хиджаба обязательно.
"Слово "хиджаб" буквально переводится как "завеса, преграда". В священной книге оно упоминается в основном в контексте границы между материальным миром и миром божественным. О том, как должна одеваться женщина, указывается в основном в контексте скромности", – поянила эксперт.
По её мнению, если мы живём в светском государстве и стремимся к тому, чтобы наше общество стало демократичным, носить хиджаб или нет – должно быть правом выбора, которое возможно в совершеннолетнем возрасте. Ребенок не может сам выбирать в силу незрелости.
"Что касается изменения поведения инстадив, то, думаю, это вопрос их личной ответственности. У нас уже принят закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе, регулирующий деятельность блогеров в социальных сетях. Нужно посмотреть, есть ли там ответственность за распространение религиозной пропаганды", – сказала Акмарал Баталова.
В казахстане растёт значимость религии
Социолог Айман Жусупова рассказала, что ещё в 2016 году во время исследования, в котором она принимала участие, был выявлен рост значимости религии в Казахстане. Этот тренд, по её мнению, остался актуален и сейчас.
"Исследование ярко продемонстрировало, что именно молодёжь Казахстана отличает поверхностность знания об основах религии, о религиозных постулатах, неполное или частичное исполнение религиозных практик. В то время как казахов старше 65 лет отличает более высокий уровень знаний о религии и более полное следование религиозным практикам", – сказала она.
Молодёжь позитивно воспринимает рост религиозности населения, как и распространение практики ношения хиджаба. По её словам, их характеризует больший запрос на внешнюю атрибутику религиозности, при более низком в сравнительном разрезе стремлении соблюдать религиозные предписания или грамотность в религиозной терминологии.
"Стремление в 18-24 года так ярко демонстрировать свою общность с группой более значимых людей, обладающих символическим капиталом, свойственно молодёжи, потому именно в молодёжной среде так популярны субкультуры, есть даже понятие "молодёжные субкультуры". Понимая это стремление молодёжи, необходимо предоставлять ей возможность реализовывать свой потенциал в русле, который в будущем позволит ей самореализоваться и найти себя в жизни. Тем не менее в данном отношении очевидны проблемы", – пояснила Айман Жусупова.
Ислам, как и другие мировые религии, проповедует общечеловеческие ценности и постулаты, даёт простые ответы на сложные вопросы, отвечает на запрос справедливости и развивает социальную ответственность.
"Другое дело, что некоторые силы, зарубежные спецслужбы или отдельные проповедники используют религию как политический инструмент для манипуляции сознанием масс и достижения своих нечистоплотных целей, власти или как средство личного влияния", – добавила Акмарал Баталова.
О влиянии религии на страну
В современном мире сначала завоёвывается сознание народа, а затем через подчинение сознания уже захватываются территории и ресурсы, отметила эксперт по Ближнему Востоку..
"Мы видим, как бдительно за развитием в Казахстане демократии, свободы слова и вероисповедания следят извне и даже оказывается давление на нашу власть с целью принятия нужных решений. С одной стороны, такое пристальное внимание помогает развивать демократические институты, с другой, ослабляет собственный суверенитет страны и может угрожать национальной безопасности", – подчеркнула Акмарал Баталова.
Она уверена, что любые деструктивные религиозные течения в государстве должны быть запрещены. А развивать, по её словам, следует всё-таки культурное разнообразие, которое расширяет кругозор человека, а не канализирует его в узко религиозном или узко национальном направлении, доводя до фанатизма.
___
Читайте также:
___