Храпунов и помещения аэропорта Алматы: чем закончился суд
Суд признал недействительными часть подписанных Храпуновым постановлений о передаче торговых площадей аэропорта в частные руки. Эти активы выкупали у третьих лиц, в том числе у компании супруги Виктора Храпунова. Теперь помещения стали собственностью акимата, хотя у аэропорта на этот счёт другое мнение. Нерешенной осталась судьба еще нескольких помещений. BES.media разбирался в этом долгом судебном процессе длиною в год.
Что случилось
В прошлом году авиационная прокуратура Алматы обратилась в суд с требованием отменить некоторые договоры купли-продажи недвижимости аэропорта. В декабре 2022 года суд частично удовлетворил эти требования. В сентябре 2023-го апелляционная коллегия полностью встала на сторону истца. Но из-за смерти двух ответчиков и отзыва истца часть объектов так и осталась в частных руках.
Читайте также:
Земли аэропорта Алматы отсудили у «неофициальной» жены племянника Назарбаева
С чего все начиналось
В 1999 году пассажирский терминал аэропорта почти полностью сгорел в пожаре. В 2000 году тогдашний аким Алматы Виктор Храпунов постановил все отремонтировать и построить новое здание. Для этого акимат передал сооружения, земли и здания в коммунальную собственность города.
Ответственным назначили госкомпанию «Предприятие капитального строительства аппарата акима города Алматы» (ПКС). Вскоре ПКС оказалась должна подрядчику – ОАО «Имсталькон» – 337 млн тенге.
30 декабря 2003 года Храпунов постановил в счет погашения долга передать аэропортовскую недвижимость ОАО «Имсталькон».
Затем ОАО «Имсталькон» продало эти активы ТОО «Казан Со», а далее товарищество передавало их в третьи руки.
Владелица ТОО «Казан Со» – Лейла Храпунова – супруга экс-акима Алматы Виктора Храпунова.
ТОО «Казан Со» начало активно распродавать полученную недвижимость.
Кто продавцы
Ответчиками по этому делу проходили Аслан Бурхан, Лариса Дзуцева, Анар Юсуф Эмре, Айгуль Мырза.
- Лариса Дзуцева купила арестованное имущество на аукционе. Это помещение площадью 19,1 кв.м. с земельной долей в 0,0005 га. Цена – 2,2 млн тенге. Ранее помещение принадлежало Евгении Бекоевой, которая купила недвижимость 27 апреля 2004 года у ТОО «Казан Со».
- Так же Дзуцева купила ещё одно помещение площадью 18,2 кв.м. с земельной долей в 0,0005 га за 3,5 млн тенге.
- Анар Юсуф Эмре на аукционе купил арестованное имущество – бутик площадью 18,5 кв.м. с земельной долей 0,0006 га за 20 млн тенге.
- Аслан Бурхан тоже на аукционе приобрел бутик площадью 19,6 кв.м с земельной долей в 0,0006 га за 21 млн тенге.
- Айгуль Мырза в 2004 году купила у ТОО «Казан СО» помещение площадью 9,9 кв. м. с земельной долей в 0,0003га за 1,5 млн тенге.
Недвижимость, которую купили Анар Юсуф Эмре и Аслан Бурхан, принадлежали Гюль Мехмет Эмин – учредителю ювелирного магазина Rose Jeverly and Silver. Эмин купил аэропортовскую недвижимость у Торгын Дощановой, а та – у ТОО «Казан СО».
Кого вывели из судебной орбиты
Прокуратура еще требовала аннулировать сделку «Казан СО» с Карашаш Аташевой. Однако смерть Карашаш повлекла прекращение производства по делу.
По заявлению истца оставили без рассмотрения два требования признать недействительными договоры купли-продажи в отношении Сергея Пана и Ольги Апрелевой. Почему иск к ним отозван, в суде не сообщили. Поэтому эти люди остаются владельцами недвижимости аэропорта.
Также прокуратура в первом суде просила отменить две сделки по продаже недвижимости Анатолию Бекоеву. Но суд отказал в удовлетворении этих требований, потому что эти же помещения по тому же кадастровому номеру были проданы Ларисе Дзуцевой. То есть требования по Бекоеву суд отклонил, а по Дзуцевой – удовлетворил, потому что предмет спора по этим бумагам один.
30 марта 2023 года из-за смерти Ларисы Дзуцевой приостановлено производство по делу до определения правопреемника.
11 сентября 2023 года свидетельство о праве на наследство на имущество Дзуцевой получили Артур и Анатолий Бекоевы. Теперь они выступили в качестве ответчиков. Рассмотрение дела возобновили.
Суд первой инстанции признал недействительными договоры купли-продажи:
- Айгуль Мырза,
- Ларисы Дзуцевой,
- Анар Юсуф Эмре,
- Аслана Бурхана.
Но было отказано в передаче имущества Аслана Бурхана, Анар Юсуф Эмре, Анатолия Бекоева и Айгуль Мырза, потому что они не были стороной по сделке.
В первой инстанции истец хотел также признать недействительными договоры купли-продажи арестованного имущества Озлем Анара и Аслана Белгини. Но суд отказал, а в апелляции этот момент не просили менять.
Чем закончился суд
В апелляции прокуратура просила передать это имущество в коммунальную собственность города. Суд удовлетворил эти требования. Таким образом, акимат заполучил недвижимость аэропорта, хотя некоторая часть остается в частных руках.
След Храпунова
Суд обратил внимание на причастность Храпунова к этому делу.
«Судом по уголовным делам установлено, что Храпунов В.В., являясь лицом, занимающим ответственную государственную должность акима Алматы, действуя в составе организованной группы, злоупотребляя своими должностными полномочиями, действуя вопреки интересам службы, разработал план по хищению торговых площадей аэропорта Алматы», – следует из материалов дела.
Указанное выше соглашение принималось на основании постановления акимата от 30 декабря 2003 года №5/776 «О передаче в счет погашения задолженностей помещений под объекты обслуживания в здании международного пассажирского терминала аэропорта г. Алматы».
Что дальше
Президент аэропорта Алматы Алп Ер Тунга Ерсой уже говорил, что хочет приобрести недвижимость, которая перешла в руки акимата. Весной 2023 года он так прокомментировал BES.media возможную сделку:
«Если вы посмотрите на мировую практику, то, по идее, это все должно принадлежать аэропорту. И аэропорт либо использует их для своих нужд, либо отдает в аренду третьим лицам. Но сейчас немного другая ситуация. Теперь это собственность государства, поэтому отдадут ли это нам или третьим лицам – все будет решаться согласно законодательству акиматом».
В акимате сообщили, что если решат передавать эти помещения в конкурентную среду, то сообщат об этом на портале госактивов.
В пресс-службе аэропорта Алматы намекнули, что в мировой практике терминальный комплекс является целостным сооружением и управляется эксплуатантом аэропорта.
–––
ПОДПИШИТЕСЬ НА СТРАНИЦЫ BES.MEDIA:
| TELEGRAM | WHATSAPP | YOUTUBE |