КазНПУ судится со строителями. Вуз обвиняют в невыплате денег за работу

08.12.2022
BES.media
Строительная компания ТОО «Сункар» заявила, что не получила расчёт за предоставленные работы.

Сотрудники стройкомпании ТОО «Сункар» вышли на пикет у здания КазНПУ имени Абая. По их словам, они выполнили и даже перевыполнили работы, однако им удерживают треть оплаты. Вуз утверждает, что строители опоздали по срокам и были недоделки. Судебная тяжба идёт уже третий месяц, а компания находится на грани банкротства.

Что произошло

КазНПУ имени Абая необходим был ремонт. Через портал госзакупок они нашли строительную компанию. По итогу, работы завершились. Отремонтированные помещения используются, в них даже устроили избирательный участок во время досрочных президентских выборов. По этим же коридорам прогулялся министр образования и высшей науки Саясат Нурбек, который посетил новый учебный центр, открытый в отремонтированном корпусе. Радостный министр раздал награды, медали и благодарственные письма.

Министр простукивает новые стены, которые были сделаны ТОО «Сункар»

Однако строительная компания говорит, что треть суммы им не уплатили, а заказчик обвиняет исполнителя в поздней сдаче объекта и невыполненнии необходимых работ.

Теперь КазНПУ пытается взыскать деньги (26 млн тенге) с гарантии тендера и ввести компанию в реестр недобросовестных поставщиков, а строительная компания требует своих денег.

Мнение строительной компании

В семейном бизнесе заведуют Алтынбек и Нуркен Табылгановы – отец и сын.

Они утверждают, что задержка произошла по вине вуза. Заказчик в лице проректора по административной и финансовой части Клары Исаковой 9 дней не давала доступ к объекту, куда им удалось пройти лишь после обращения к ректору вуза. Затем заказчик не был готов к ремонту, а предоставленный проект был без схем и чертежей.

Пришлось согласовывать проект и дизайн. Более 70% материалов изменились по основной спецификации. В итоге, только спустя два месяца приступили к работе. Всё это время компания обеспечивала рабочих и покупала материалы. Не было подписано ни одного акта и не произведено ни одной платы.

Через два месяца, компания уже испытывала финансовые сложности. Тогда наконец-то подписали акт, но с условием – пролонгация будет только до 20 сентября, то есть в сжатые сроки. Пришлось согласиться, чтобы получить хоть какие-то деньги.

«Декор Панели МДФ 6мм. были заменены на плиты ЛДСП. Многие строители знают, что обшивка стен декор-панелью довольно лёгкая работа в сравнении с обшивкой стен на усиленные каркасы плит ЛДСП. Такая работа больше относится к мебельной работе, так как заготавливать материал необходимо в специализированных цехах, производя распиловку по точным размерам, облицовывать края кромкой и обшивать стену подкладывая под плиты металлические пластины для выполнения их дизайна», – сказал замдиректора «Сункара» Нуркен Табылганов.

По итогу компании оплатили только 67% работ. Оставшиеся 33% – около 32 млн тенге.

Идут судебные тяжбы

Табылгановы говорят, что в суде заказчик  дважды предоставлял ложные сведения о том, что более 30% работ по объекту не выполнены. Хотя здание эксплуатируется уже больше месяца и имеются фото и видео о проделанной работе.

«Они даже подписанные, сокращенные акты не оплачивают, а на суде заявляют что 32% объекта не завершено, а без сокращения у нас 33 млн тенге недоплаченные средства, около 1 млн тенге они недоплатили, ссылаясь что это штраф/пеня за просрочку. Хотя не имеют права, так как после решения суда этот вопрос решается только. И уже направили требование банку о перечислении банковской гарантии на сумму 26 млн тенге, хотя также ещё ведётся судебное дело», – сказал замдиректора.

Нуркен уверяет: по завершению ремонта Клара Исатаева заявила, что ремонт завершился 20 ноября.

«Хотя есть доказательства, что с 15 ноября не допускали к работе. 15 приезжал министр образования, 16 числа прошлись с комиссией, которая выявляла замечания, но их устранить не давали. Все последующие дни не было доступа. В минобразования не дают ответа, ссылаясь на позицию вуза. Ректор вуза не выходит на связь, на приём записывались, но он всегда где-то терялся, мол, занят», – говорит Нуркен.

Директор компании, старший Табылганов и вовсе настаивает, что ремонт был перевыполнен.

«Представители вуза на суде показали ложные сведения. Показали акт несоответствия, чуть ли не 30%. 15-16 позиций подписали лишь 26 августа, когда сроки вышли. У нас появились дополнительные работы. Усиление пришлось делать – рыхлые стены были. Даже специалистов с завода приглашали. Мы выполнили работы на 120%. Уже полтора месяца эксплуатируются все этажи, а на суде говорят, что здание не эксплуатируется», – заявил Алтынбек Табылганов.

Он говорит, что имеются подтверждающие документы, подписанные вузом, но так и не проплаченные.

На пикете присутствовал субподрядчик по электромонтажной работе.

«Мы взяли подряд выполнить электромонтажные работы и пожаро-охранную сигнализацию. Выполнены все работы. Они были согласованы с главным энергетиком. Выданные светильники были установлены в общем количестве около 730 штук. По электрике кабель проложен около 3,5 км, по пожарке около 2 км. Генподрядчику задерживают оплату, он задерживает мне. Всегда поддерживал с главным энергетикам. Выполняли все их просьбы: например, на выборы дополнительное освещение и розетки сделали. Ущерб около 2,5 млн тенге», – сказал Андрей Киричек.

Не первый случай

К возмущённым строителям присоединилась заместитель гендиректора ТОО «Құрылыс-Табыс-Әлемі» Раушан Айтжанова. Она утверждает, что вуз также не выплатил им за строительные работы еще девять лет назад.

«В 2013 году начали строительство актового зала. Когда мы начали копать котлован, мы выяснили,  что проектно-сметная документация была сырая. Приостановили отрыв котлована. По факту выяснилось, что там бункер и лаборатория. Подъездных путей, которые планировались по проекту, не было. С каждой стороны осталось по полметра. Мы должны были уйти ещё на полтора метра вниз. В итоге мы сделали предложение. Мы подкопали, и сейчас оно в открытом виде. После этого мы написали письмо в КазНПУ. Мы указали, что они не учли. Первоначальная смета была 460 млн и 11 месяцев на работы. Из-за стесненности условий не получится успеть в сроки. В итоге нам не заплатили за проведенную работу. Они не подписывают ни дополнительных работ, ничего», – сказала Айтжанова.

Замгендира рассказывает, что было написано письмо о приостановлении строительства до корректировки ПСД.

«Мы ждали корректировку. Она вышла в 2014 году. Стало уже под 900 млн. Мы согласились. Они должны были передать новый проект и мы должны были заново соглашение составить и продолжить строительство. Они этого не сделали. На тот момент ущерб был в 70 млн. В 2016 году мы расторгли договор, потому не передавали проект. Нас игнорировали, на письма не отвечали. Технических решений, которые просили, не давали. Мы с ними судились. Очень много исков было», – заявила Айтжанова.

Вуз обвиняет стройкомпанию в поздней сдачи объекта

Ректор КазНПУ не захотел беседовать с BES.media сославшись на высокую занятость.

Пресс-секретарь вуза утверждает, что за работу все уплатили и предложили ознакомиться с официальной позицией.

В ней говорится, что ТОО «Сункар» не успели выполнить работы в срок. А другие выплаты были оплаченны по договорённости и выполненным работам.

Университет уверяет, что не раз просил строителей увеличить количество работников. Также, согласно информации от вуза, «Сункару» перевели на счёт 67 329 295 тенге «согласно актов фактически выполненных работ», не исполнено 32 350 705 тенге.

По итогам тендера 23 июня был заключен договор с «Сункаром» на сумму в 89 млн тенге без НДС и 99,6 млн тенге с НДС.

В КазНПУ утверждают, что работы должны были сданы заказчику до 22 августа. 27 августа стороны подписали допсоглашение о продлении срока выполнения работ до 20 сентября.

В августе на счет ТОО «Сункар» для своевременного завершения ремонта были перечислены 24 млн тенге, и 14 млн тенге согласно выполненым работам.

21 сентября комиссия университета составила акт несоответствия техническим спецификациям к Договору.

«Далее ТОО «Сункар» посредством портала государственных закупок направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке на основании пп.3 п.4 ст.12, в связи с неисполнением обязательств по договору. Расторжение Договора через портал государственных закупок было доступно после истечения 30 календарных дней с момента отправки сообщения о расторжении ТОО «Сункар», то есть с 21 октября 2022 года.
Согласно пункту 8.4 Договора, в случае отказа ТОО «Сункар» от выполнения Работ или просрочки выполнения Работ на срок более одного месяца со дня истечения срока выполнения Работ по Договору, но не позднее срока окончания действия Договора, Заказчик имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке с взысканием с ТОО «Сункар» неустойки в размере 0,1% от общей суммы Договора за каждый день просрочки», – говорится в сообщении вуза.

19 октября КазНПУ подал иск о признании ТОО «Сункар» недобросовестным поставщиком. 14 ноября университет расторнул договор в одностороннем порядке.

«К 22 августу они не успели, мы составли допсоглашение до 20 сентября, они не успели. В течение 30 дней мы обязаны подать на включение в реестр недобросовестных поставщиков. По факту выполнения работы всё оплачено день в день», – сказал директор по развитию инфраструктуры КазНПУ.

Начальник юридического отдела вторила коллеге.

Они пообещали указать и перечислить невыполненные работы после завершения суда.

Прогулка по вузу

Вместе с пикетчиками по зданию вуза смогли прогуляться и журналисты. Компанию составили представители КазНПУ: директор по развитию инфраструктуры КазНПУ Барлыбай Мейрманов и начальник юридического отдела Турсынкул Естаулетова. Оба призывали дождаться решения суда. На место прибыл и заместитель акима Медеуского района.

Пока все шли в корпус, где проводили ремонт, строители выговаривали наболевшее сотрудникам университета. 

Процессия прошлась с 7-го по 2-й этаж. Вопросы, где же проблемы с освещением, которое не было предоставлено, были проигнорированы. Двери, которые якобы заедают, функционировали ужасно в руках представителей вуза, однако журналисты и строители с легкостью их открывали и закрывали. Касательно ключей выяснилось, что ключ подходит только к трём соседствующим дверям на одном этаже. Специалист, ответственный за установку дверей, сказал, что подобные погрешности в норме. К тому же, они были готовы заменить сердечники замков, но их не допускали к объекту.

Табылганов-старший пытался понять, куда вуз хотел расположить 12-метровую (!) лампу, которая была в ПСД. Директор отметил, что таких ламп не существует в мире, потому их заменили на другие, поменьше.

На возмущения, почему утверждается, что ремонт не был завершён, хотя по этим коридорам ходил сам министр и даже вручал награды, представители вуза возразили: а что, он должен был взлететь в кабинет?

Представители вуза утверждают, что не могут разрешать проводить дальнейшие работы по исправлению неугодных моментов, так как идут судебные слушания. Однако они проигнорировали, что перед выборами специалисты снимали плиту, для установки кабеля видеонаблюдения. Сотрудники до последнего отрицали этот факт. Когда же делегация добралась до места, где находился установленный кабель, вузовцы отказались комментировать.

В итоге стороны, в лице представителей вуза и двух строительных компаний засели в одном кабинете с замакима района. Нурлыбаев предложил собраться сторонам для выяснений всех обстоятельств на следующий день.

Специализированным межрайонным экономическим судом за 2019-2022 годы зарегистрировано 30 дел, в которых КазНПУ выступает в качестве истца или ответчика.

BES.media все ещё ждёт ответа от министерства науки и высшего образования.