"Когда распределят гранты, останется масса невостребованных". Почему так происходит и как тратит деньги минобразования

15 августа 2024 г. 13:30
Фото Дамира Байманова, BES.media

Анализ необходимых рынку специалистов готовят чиновники от минтруда, на их расчётах распределяют образовательные гранты, а потом перераспределяют их, потому что часть остаётся невостребованной.

В 2023 году министерство науки и высшего образования, которым руководит Саясат Нурбек, освоило 528 млрд тенге. Но аудиторы посчитали, что бюджет неэффективно прогнозировали и использовали. Например, казахстанские вузы так и не смогли войти в рейтинги университетов мира QS, несмотря на снижение планки. К тому же выпускники не могут найти работу, а абитуриенты – получить гранты, при этом масса грантов остаётся невостребованной. Ко всему прочему научные достижения отечественных учёных оказались никому не нужными.

BES.media подробно изучил заключение Высшей аудиторской палаты на отчёт правительства об исполнении республиканского бюджета за 2023 год и рассказывает, какие претензии у ВАП к МНВО.

Как казахстанские вузы попали в топ лучших университетов

Министерство в 2023 году пыталось включить в топ-200, по версии QS World University Rankings, два казахстанских университета, но не получилось.

Справка

QS World University Rankings – это ежегодный рейтинг лучших университетов мира, составляемый британской компанией Quacquarelli Symonds (QS). Он оценивает университеты по различным показателям, таким как академическая репутация, соотношение преподавателей и студентов, цитируемость научных публикаций, международное сотрудничество и другие критерии.

Тогда аппетиты решили умерить и при уточнении бюджета топ опустили до 700-го места вместо первых двух сотен. Но по итогам года даже такого индикатора не удалось достигнуть – планировали включить девять университетов, а смогли только шесть.

Справка

В 2023 году в глобальный рейтинг QS-WUR вошёл 21 отечественный вуз, из них в топ-700 лучших университетов мира вошли КазНУ имени аль-Фараби, ЕНУ имени Гумилёва, Satpayev University, ЮКУ имени Ауэзова, КазНАИУ, КазНПУ имени Абая.

В отчёте ВАП отмечается, что это "свидетельствует об имеющихся системных проблемах в развитии высшего образования и науки Казахстана". Аудиторы указали и на снижение позиций вузов в этом рейтинге. Причины:

  • минимальные показатели по цитируемости (1 из 100 баллов на одного учёного для каждого вуза);
  • низкая международная исследовательская сеть (1 из 100 баллов у всех вузов, кроме КазНУ – 12 баллов);
  • низкий показатель трудоустройства выпускников (наблюдается снижение показателей у 15 вузов).


"Масса людей останется без грантов при нераспределённых грантах"

Депутат мажилиса Ирина Смирнова считает, что индикатор рейтинга о низком показателе трудоустройства выпускников немного не подходит под казахстанские реалии.

"Если студент мечтает стать инженером-ядерщиком, где он будет работать? У нас нет таких производств. Можно ли винить вуз, что его выпускник не устроился по специальности? Когда выдают гранты на поступление в вузы, их количество по тем или иным специальностям определяется не только министерством науки, а большей частью – министерством труда. Оно анализирует рынок труда и прогнозирует, что для развития производства нужно столько-то инженеров, столько-то геологов, столько-то механиков. Эти цифры они предъявляют, и эти цифры бывают очень странными", – рассказала депутат в беседе с корреспондентом BES.media.

Фото пресс-службы мажилиса
Ирина Смирнова, депутат мажилиса

Она привела в пример подготовку педагогов:

"В прошлом году запланировали обучение одинакового количества учителей физики и математики, хотя часов математики в школе гораздо больше. В итоге математики будут востребованы, а физики могут не найти работу. Ответственность за эти цифры никто не несёт. Вузы готовят специалистов по заявке, определяемой министерством труда. При этом индикатором успешности вуза считается трудоустройство выпускников, хотя сам вуз не влияет на количество грантов".

–––

Читайте также:

–––

Смирнова отметила важность межведомственного взаимодействия. По её словам, министерства должны работать вместе, создавая внутреннюю комиссию для анализа и распределения грантов.

"Сейчас, когда распределят гранты, обязательно останется масса невостребованных. При этом масса людей останется без грантов. А это всё деньги. Потом будет специальная комиссия, которая будет распределять оставшиеся гранты. Здесь, скорее всего, перераспределение будет идти туда, куда посчитает нужным министерство науки. Нужна межведомственная комиссия, чтобы появлялись требуемые нашей стране гранты и государственные деньги шли туда, куда они необходимы", – подчеркнула она.

Депутат предложила использовать модель финансирования, как в парижском университете Сорбонна, когда вуз получает часть налогов, выплачиваемых выпускниками.

"Государство возвращает в Сорбонну часть денег из отчислений выпускника, когда тот начинает получать зарплату и выплачивать налоги. Поэтому вуз заинтересован в том, чтобы подготовить качественного специалиста, который будет востребован на рынке. Тогда руководство Сорбонны не будет сидеть на месте, оно сбегает в министерства труда и высшего образования и будет отрабатывать эти вопросы, потому что им нужны специалисты, которых примут на работу", – пояснила она.

МНВО обвинили в некачественном планировании бюджета

В 2023 году министерство науки и высшего образования получило 528 млрд тенге из бюджета и практически всё освоило. Но аудиторы не оценили эти результаты, ведь министерство сократило бюджет по многим индикаторам, при этом не снижая первоначальные плановые показатели. Ревизоры усмотрели в этом неспособность прогнозировать бюджет достоверно и эффективно. Точная формулировка звучит так:

"Факты наглядно свидетельствуют об отсутствии взаимосвязи между выделенными средствами и показателями результатов, планировании показателей в комфортных значениях, корректировке под их фактическое исполнение, тем самым подтверждая некачественное планирование бюджетных средств и неэффективное управление бюджетными программами".

Миллиарды, выделенные на оснащение лабораторий, зависли на счетах

При этом в 2023 году министерство выделило и перечислило на контрольный счёт наличности (банковский счёт, используемый для отслеживания и управления наличными средствами организации) 2,9 млрд тенге. За счёт них должны были обновить материально-техническое оснащение лабораторий и учебных кабинетов. В конце ноября 2022 года на эти же цели выделено 3 млрд тенге. В заключении госаудиторов сказано, что эти средства в сумме 5,9 млрд не использованы и находятся на КСН.

Результаты исследования по языковой политике скрыли

Согласно аудиту, расходы МНВО на проведение исследований и оказание консалтинговых услуг в 2023 году составили 790 млн тенге, это в 2,2 раза больше, чем в 2022-м. Результаты этих работ должны быть размещены в единой базе данных аналитических и социологических исследований. Но министерство так и не опубликовало итоги изучения языковой политики в стране, на что потратило 7,1 млн тенге.

Бюджет на научные исследования увеличивается, а результата нет

В 2023 году министерство потратило на научные исследования и разработки 172,6 млрд тенге, что на 42% больше, чем в 2022-м (121,6 млрд тенге). Несмотря на увеличение финансирования науки, доля исследований в общем объёме экономики (ВВП) остаётся низкой – всего 0,14%. В целом за последние пять лет (с 2018 по 2023 год) расходы на науку выросли более чем в два раза, но их доля в экономике стабильно низкая – около 0,12-0,14%.

Основная причина в том, что разработки учёных не находят широкого применения в экономике и производстве. В прошлом году 93% затрат на науку пошли на теоретические исследования, тогда как в 2022 году это было 86%, а в 2021-м – 82%. Лишь 7% средств были направлены на разработки, которые могли бы привести к созданию новых продуктов или технологий. В 2022 году на такие разработки выделялось 14% средств. Из-за этого инвесторы не видят пользы и необходимости вкладываться в науку, так как результаты исследований редко доходят до стадии практического применения, отметили госаудиторы.

В 2023 году количество проектов, финансируемых из бюджета для коммерциализации научных разработок, удвоилось с 68 до 138, а объём денег вырос почти в 10 раз – до 16,7 млрд тенге. Но только 29,4% прикладных научных проектов были коммерциализированы, что незначительно выше, чем в предыдущие годы (23,5% – в 2018 году, 20% – в 2019 году, 25% – в 2020 году, 26,1% – в 2021 году).

Бизнесменов не включают в составы научных советов

Согласно правилам, составы национальных научных советов (ННС) формируются из казахстанских и зарубежных учёных, представителей госорганов, национальных холдингов и компаний, бизнеса. Однако анализ показал, что в состав ННС, кроме совета по коммерциализации научных достижений, практически не входят представители бизнеса. В основном советы состоят из учёных и сотрудников вузов. Это может негативно повлиять на прозрачность отбора проектов и снизить их ориентированность на практическое применение в производстве.

Выплаты добывающих компаний должны идти на науку в общий котёл

Ирина Смирнова отметила, что не все средства на науку учтены в заключении ВАП: например, нет тех, что выделяют добывающие компании.

"1% от своей прибыли они направляют на науку, но чаще всего – аффилированным компаниям, которые занимаются исследованиями, касающимися этого предприятия. Этот 1% должен идти на науку всей страны. Мы с депутатами этот вопрос изучали, но у всех разные представления. Моё представление: эти деньги должны уйти в общий котёл", – сказала депутат.

При этом Ирина Смирнова согласна, что МНВО действительно неэффективно использует уже имеющиеся средства на науку.

"Ко мне обращается много учёных, которые вынуждены свои открытия направлять в другие страны. Там их поддерживают. Много предложений от наших изобретателей, но они не могут прорваться никуда. Их просто-напросто не пропускают сертификационные организации. Им удобнее купить за рубежом, получить за это маржу и прекрасно дальше жить. В это время наша наука развиваться не может", – подчеркнула парламентарий.

Особенно обидно депутату за талантливую молодёжь, родившуюся в Казахстане, но работающую сегодня за рубежом. По её словам, президент Касым-Жомарт Токаев при каждом своём зарубежном визите стелет почву, чтобы талантливая молодёжь вернулась и работала во благо своей страны. Однако никто этим не занимается. А то, чем занимаются, судя по отчёту ВАП, не приносит желаемых результатов.

–––

Читайте также:

–––