Ксерокс для исполнительной власти? Эксперты дали оценку госорганам и управленческой элите

28.10.2024
Фото из открытых источников

Первое место в рейтинге госорганов занял мажилис парламента РК во главе с Ерланом Кошановым.

Что произошло

Опубликован рейтинг управленческой элиты за III квартал этого года.

Детали

С 1 июля по 30 сентября этого года только четыре государственных института преодолели рубеж в 4 балла. 

Справочно. Оценка производится по шкале от 1 до 7 баллов, где 1 – самый низкий показатель характеристики, 7 – наивысший. 

Опрос экспертов прошёл с 1 по 16 октября 2024 года. В нём приняли участие 20 экспертов.

Топ-5

Первое место в рейтинге государственных органов, как и по итогам II квартала, занял мажилис парламента РК во главе с Ерланом Кошановым, при этом наибольший балл мажилис набрал по параметру эффективности работы (4,67). 

Эксперты по-разному оценивают работу нижней палаты и председателя Кошанова. Некоторые считают, что он стал настоящей политической фигурой, подчеркивая его уверенность и управленческие качества. Отмечается, что Кошанов эффективно организовал работу нового состава мажилиса и не позволяет ему превращаться в место для митингов.

"Кошанов окончательно вырос из чистого аппаратчика в политическую фигуру. Причём достаточно самостоятельную. Не боится проблем, уверен в себе, достаточно эффективно отстроил работу нового состава мажилиса, не дав ему превратиться в митинговую площадку"; "Как функционер – очень сильный и грамотный", – отмечают эксперты.

Однако критики указывают на недостаток независимости и самостоятельности мажилиса, называя его "ксероксом для исполнительной власти" и отмечая, что он всё еще действует как нотариальная контора. Также обсуждают низкое качество законов и растущее влияние популизма среди депутатов, что говорит о недостаточном контроле их деятельности.

"Мажилис превратился в ксерокс для исполнительной власти".

"Чувствуется, что мажилис как институт пытается вырваться из образа нотариальной конторы, но их сильно ограничивают".

"Допускает слишком много популистской активности депутатов, низкий контроль качества законотворческой работы депутатов", – подчеркнули критики.

Вторую строчку рейтинга с 4,22 балла занял сенат парламента во главе с Мауленом Ашимбаевым, который в прошлом квартале не вошел в топ-5. Так же, как и ранее, наибольший балл (4,72) сенат получил по параметру информационной открытости, а наименьший – по параметру эффективности работы.

Эксперты критикуют сенат за его сосредоточенность на официальных и протокольных мероприятиях, что, по их мнению, не приводит к реальной эффективности: "Много проходного протокольного официоза. Регионального направления не видно совсем".

Некоторые связывают это с недостатком полномочий у сената: "Эффективности мало, но и у сената нет полномочий". Несмотря на высокую публичную активность и информационную открытость, не все считают её продуктивной: "Информационная активность, честно, ни о чём. Её много, но она нейтральная с уходом в негатив. Без конкретики и действий".

Государственный советник Ерлан Карин вновь расположился на 3-м месте по итогам III квартала (4,07 балла). Параметры авторитетности руководителя и информационной открытости чиновника оказались равны (по 4,17 балла соответственно), тогда как показатель эффективности работы по-прежнему слегка проседает (3,89 балла).

По мнению ряда экспертов, в заслугу госсоветнику можно поставить то, что он "не боится брать на себя ответственность и озвучивать позицию Акорды по широкому спектру вопросов". Подчеркивается, что он "безусловно, стал тяжеловесом и при этом остался одним из главных интеллектуалов власти". В то же время критики госсоветника упрекают его в излишнем консерватизме и традиционалистской повестке, которая начинает доминировать в идеологической парадигме страны, "слишком архаичный, не понимает, какое тысячелетие на дворе".

На четвертом месте расположился вице-премьер Канат Бозумбаев, который поднялся на одну позицию в рейтинге, в сравнении с предыдущим кварталом, с результатом 4,06.

Наибольший балл вице-премьер получил по параметру авторитетности (4,39), тогда как информационная открытость у него явно не на высшем уровне (3,72). Однако некоторые эксперты полагают, что Бозумбаев намеренно старается избегать лишнего пиара, поскольку "научен прежним опытом".

В заслугу вице-премьеру ставят неплохое решение проблемы паводков, а также "разбор завалов предшественников, что самое неблагодарное".

Замыкает топ-5 премьер-министр Олжас Бектенов с результатом в 4,02 балла. Он опустился на одну позицию, в сравнении с предыдущим кварталом. Наиболее высокий балл у премьера по параметру информационной открытости, а вот показатель авторитетности у чиновника, по оценкам экспертов, немного проседает.

Отмечается, что пока Бектенов "не оправдывает ожиданий населения". Кроме того, заметен "саботаж его решений со стороны старых кадров в министерствах и акиматах". 

Некоторые эксперты считают, что "списывать со счетов" премьера пока рано, поскольку результаты его работы становятся заметны. По их мнению, он вполне неплохо справляется со своими обязанностями.

Акиматы

Акимат Астаны существенно улучшил свои результаты, почти достигнув 4 баллов и заняв 6-е место. Эксперты отмечают, что Касымбек "держит городское хозяйство в норме".

Акимат Алматы опустился на 22-е место с 3,13 балла. Информационная открытость составила 3,17, а авторитетность и эффективность – по 3,11. Большинство экспертов оставили критические комментарии о деятельности Досаева.

Топ-10 по параметрам

Авторитетность руководителей. Первое место занимает вице-премьер Канат Бозумбаев (4,39), за ним следуют государственный советник (4,17) и мажилис (4,16). Самыми неавторитетными стали Нурлан Жакупов (ФНБ "Самрук-Казына") и Ербол Мырзабосынов (министерство туризма и спорта).

Информационная открытость. Первое место – у сената (4,72), на втором – мажилис (4,28) и государственный советник (4,17). В аутсайдерах – Высший судебный совет (2,00) и Агентство по стратегическому планированию и реформам (2,12).

Эффективность работы. На первом месте – мажилис (4,67), на втором – вице-премьер Бозумбаев (4,11) и премьер-министр (4,06). Непроизводительными структурами назвали Агентство по стратегическому планированию и реформам и министерство туризма и спорта (по 2,12).

–––