Льготное автокредитование: как выход государства из программы сказался на рынке
Льготная программа автокредитования по линии Фонда развития промышленности (ФРП) под 4% годовых просуществовала ровно год: в июне 2023-го правительство сообщило, что возвращённые по револьверной системе 100 млрд тенге будут направлены на покупку автобусов.
Она функционировала почти так же, как и действующая программа по линии Банка развития Казахстана (БРК). Даже условия те же:
- стоимость автомобиля не должна превышать 15 млн тенге;
- срок займа – 7 лет;
- ставка – 4% годовых.
В ней участвуют те же банки: Евразийский, ЦентрКредит, Halyk и Forte. Эта программа, стартовавшая в 2015 году, рассчитана на 20 лет. Но заявки банки не принимают из-за отсутствия финансирования.
По сути больше нет льготного автокредитования для широких масс. Как отреагировал рынок на это? В июне, сразу после закрытия программы, объём выданных автокредитов составил более 130 млрд тенге – по данным Первого кредитного бюро, "такого ранее не случалось".
BES.media изучил рынок и проанализировал, как частичная отмена льготного кредитования повлияла на экономику, производителей и потребителей.
Как закрытие программы сказалось на продажах авто
После закрытия программы льготного автокредитования в августе 2023-го было продано 17 202 единицы легковых машин и коммерческой техники. По сравнению с последним месяцем лета прошлого года рост составил 59,5%. Такие данные приводит Автомобильный союз Казахстана.
Президент союза Анар Макашева объяснила это достаточным наличием автомобилей на рынке после пандемийных времён, когда нарушилась логистика с поставкой комплектующих для локального производства и импортом. Сегодня, по её словам, в стране нет дефицита автомобилей. Складских запасов комплектующих для производства хватает на два месяца вперёд.
Продажи автомобилей продолжили рост и летом этого года – в июне-августе казахстанцы купили 50,7 тысячи авто из салонов, что на 35% больше аналогичного периода прошлого года. Такую статистику привёл официальный представитель компании Allur Айдар Утешев.
"Программа льготного автокредитования по линии ФРП, несомненно, оказала определённое влияние на рынок Казахстана. Потому её отмена не прошла бесследно. Однако этот фактор нельзя назвать критическим для автосалонов", – сказал Айдар Утешев.
В первое время произошёл некоторый спад покупательской возможности населения, но ситуация достаточно быстро стабилизировалась, отметил официальный представитель компании.
Льготный кредит на авто: какие акции объявили дилеры
Автодилеры ответили на закрытие "льготки" собственными программами. BES.media изучил акции:
- "Тойота Сити" – льготный кредит на Camry, ставка – от 3,1%.
- Bestune Kazakhstan – кредит на Bestune T77, первоначальный взнос – от 500 000.
- Mitsubishi Motors Astana – специальное предложение на Еclipse cross с выгодой до 5 млн тенге.
- Cadillac Kazakhstan – рассрочка на Cadillac XT5, первоначальный взнос – 30%, срок – 36 месяцев, ставка – 0%.
- Allur – рассрочка на Hongqi Kazakhstan, срок – 5 лет, ставка – 0,1%.
- Jetour Qazaqstan – рассрочка на Jetour X70, первоначальный взнос – 40%, срок – 12 месяцев, ставка – 0,12%.
- Hyundai – рассрочка на Santa Fe, первоначальный взнос – 50%, срок – 12 месяцев, ставка – 0,1%.
- Chery – рассрочка на все модели Chery, срок – до 3 лет, ставка – 0,1%.
- JAC Motors Qazaqstan – кредит с опцией рассрочки на все модели JAC, первоначальный взнос – от 20%, срок – 12, 24 месяцев, ставка – 0,12%.
- Geely Kazakhstan – рассрочка на новые автомобили, первоначальный взнос от 30%, срок до 12 месяцев, ставка от 0%.
Кроме введения акций дилеры начали снижать цены, заметил автоэксперт Алексей Алексеев.
"Мы уже видим снижение цен на рынке новых автомобилей. Оно происходит не явно, но дилеры начали активно использовать программы привлечения покупателей. Во всех рекламных постерах сейчас одно и то же слово "выгода". "Выгода до" и вариации. От 800 тысяч до 2 млн тенге", – сказал он.
По его словам, производители стали активно рекламировать систему Trade-In (обмен старого авто на новый с доплатой). Также некоторые дилерские центры предлагают дополнительную скидку, если автомобиль приобретается в кредит – до 2 млн.
"Различными акциями и льготами дилеры сегодня завлекают покупателей. Это то, чего они практически не делали предыдущие два года, когда был дефицит всех автомобилей, кроме китайских", – подчеркнул автоэксперт.
Авто в рассрочку: какие программы появились на рынке
Корреспондент BES.media обзвонил контакт-центры автодилеров, чтобы узнать условия кредитования. В отличие от банков некоторые автопроизводители, такие как Allur Auto и Toyota Finance, выдают машины в рассрочку. К примеру, в Allur можно получить рассрочку на три года на седаны и Kia Sportage при оплате первоначального взноса в 50%. Беспроцентный заём также можно получить в Toyota Finance. Автомобили по выгодным ставкам доступны и через Astana Motors: например, Santa Fe со ставкой 0,1% на 12 месяцев. Первоначальный взнос по ним составляет 50%.
По данным контакт-центра Allur, рассрочка у них предоставляется впервые. Выгодные скидки и акции в Toyota объяснили отсутствием дефицита машин.
Автокредитование: какие проценты предлагают банки
Корреспондент BES.media обратился в контакт-центры четырех банков: Halyk, Евразийский, ЦентрКредит и Forte, чтобы узнать условия автокредитов. Все финансовые институты являются участниками госпрограммы льготного кредитования по линии БРК. Но так как по этому направлению заявки не принимают, банки предлагают собственные программы. В среднем годовая ставка по кредитам в БВУ начинается от 16%, а рассрочка отсутствует.
Как выход государства из льготных программ стимулирует рынок
Льготное государственное финансирование, неважно – населения или бизнеса, по низкой ставке приводит к искажению стоимости денег на финансовом рынке, поскольку влияет на рыночные механизмы и ценообразование, отметил главный аналитик Halyk Finance Санжар Калдаров.
"Программы льготного автокредитования, которые ранее финансировались ФРП и продолжают действовать через БРК, являются лишь одними из многих примеров подобного вмешательства государства в экономику. Частичная отмена этих программ (через ФРП. – Авт.), на наш взгляд, должно простимулировать банки и другие финансовые институты к расширению собственных продуктов автокредитования", – сказал Санжар Калдаров.
По его словам, сложно предугадать динамику цен на рынке автомобилей, поскольку это требует глубокого анализа различных факторов, включая сезонность, цепочки поставок и объёмы производства и импорта.
"В целом отмена программ льготного автокредитования должна оказать положительное влияние на рынок, поскольку предполагает усиление конкуренции. Для покупателей это означает расширение линейки коммерческих (рыночных) автокредитов и потенциального снижения ставок по ним в перспективе", – уверен эксперт.
По его словам, если государство хочет продолжать такие программы, то ему следует изменить подход к ним:
- Во-первых, льготные программы не должны искажать ставки. Субсидирование автокредитов должно быть реализовано непосредственно через заёмщиков, а не банки. В этом случае заёмщики будут искать кредиты в банках и в государственных институтах развития только по рыночным ставкам.
- Во-вторых, государство должно пересмотреть охват этих программ. Предоставление льготных автокредитов ограниченному числу участников вызывает серьёзные вопросы у общества об их справедливости и прозрачности.
С тем, что государство должно изменить подход к льготным программам, был согласен и бывший глава Нацбанка Галымжан Пирматов. По его словам, государственная помощь должна оказываться адресно, поэтому таких программ, как льготное автокредитование, быть не должно.
"Моя позиция очень простая. Государственная помощь должна оказываться адресно. Именно тем, кто нуждается в этой помощи. Я считаю, что мы как государство должны определять правильно, кто нуждается в государственной помощи, и оказывать помощь адресно. А программы, которые безадресно, для всех, без четкой цели, кого мы хотим поддержать, я считаю неправильным", – ответил Пирматов на вопрос о программе льготного автокредитования.
Почему государство отменило программу
Отмена льготной программы может быть показателем того, что в бюджете нет денег, отметил финансовый эксперт Расул Рысмамбетов.
"Я думаю, что самая главная причина – это всё-таки экономия бюджетных средств. Во-вторых, насколько я знаю, льготное кредитование осталось на автобусы, на общественный транспорт. Судя по всему, государство хочет, чтобы больше покупали автобусов, наверное, для развития рынка частных общественных перевозчиков", – сказал эксперт.
Почему программа была провальной
Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков отметил, что программа изначально была не для широких масс.
"Эти деньги – 100 млрд – были взяты из карманов казахстанцев через "Оператора РОП", через утилизационные сборы и через всю эту мутную схему, руководители которой сейчас под следствием. И как выясняется, очень много денег было разворовано. Так вот остатки, которые остались, несчастные 100 млрд тенге, были выделены на льготное кредитование", – напомнил эксперт.
–––
Читайте также:
- Суд по делу "Оператора РОП": учредителю организации отказали в заключении процессуального соглашения
–––
При потребности населения в автомобилях в 700 тысяч сумма в 100 млрд тенге покрывала нужду лишь 12 тысяч граждан (12 тысяч машин), добавил Эдоков.
"Изначально существование льготных кредитов на любые цели – это огромная ошибка, которая искажает и ломает рыночные механизмы, развращая производительные силы, дестимулируя честную конкуренцию в части повышения качества и снижения себестоимости. Никаких льготных кредитов в экономике существовать не должно. Тем более автомобиль не является предметом первой необходимости и жизненно важным товаром, чтобы иметь аж целую госпрограмму, куда вливаются миллиарды бюджетных денег", – сообщил финансовый аналитик Арман Бейсембаев.
Сильных негативных последствий на экономику Казахстана он не прогнозирует.
–––