"Люди не воспринимают депутатов серьёзно, потому что вся власть у акима". Что не так с маслихатом Алматы
Маслихат Алматы живёт в своём мире, в котором депутаты считают, что они выполняют свою миссию. Но по любым вопросам города люди обращаются не к ним, а в акимат. Как это вышло и что пошло не так?
Депутаты маслихата Алматы считают себя избранниками народа, хотя большинство из них получило мандат от партий. Они утверждают бюджет, генплан и другие проекты, но голосуют по команде единогласно. Зачастую депутаты прячутся от журналистов и не хотят отвечать на наболевшие вопросы о жизни города, который сами же представляют. BES.media спросил самих депутатов, чем они занимались весь год, и общественников – как они оценивают работу маслихата самого большого города в Казахстане.
Маслихат Алматы как местный представительный орган утверждает планы, экономические и социальные программы развития, а также проекты местных бюджетов. Они обязаны учитывать и представлять интересы граждан, но так ли действительно происходит? Забегая вперёд, скажем, что те из депутатов, которые согласились поговорить с журналистом BES.media, не считают алматинский маслихат закрытым, а свою работу в нём оценивают довольно высоко. Но обо всём по порядку.
Несколько лет назад общественники проводили мониторинг работы всех маслихатов страны на предмет активности и открытости. Тогда выяснилось, что у маслихата Костанайской области решения опубликованы с 1996 года, так как они оцифровали архив. А самый подробный был сайт маслихата Восточно-Казахстанской области. Там публиковали отчёты о деятельности каждого депутата за год.
В Алматы тогда был только список и информация о сессиях и то без подробностей, которые маслихат, в нарушение законодательства страны, не публикует. Но и сейчас ничего не изменилось.
Даже бюджет города на сайте маслихата Алматы публикуют не так подробно, как это делают, к примеру, в Астане. Более того, журналисты не могут присутствовать на заседаниях маслихата и ревизионных комиссиях, потому что заседания проходят за закрытыми дверьми. Тем более доступ в маслихат заказан журналистам, задающим неудобные для депутатов вопросы. Хотя по закону у граждан есть право свободно посещать сессии маслихатов, не говоря уже о работниках СМИ. И граждане имеют право знать, как и на что тратятся их налоги.
---
Читайте также:
- Едва не подравшийся с Бокаевым глава Amanat стал председателем маслихата Алматы
- Amanat сменил главу филиала в Алматы, который едва не подрался с Бокаевым
---
"Сейчас маслихат – орган, который легитимизирует решения акимата, и всё"
Исполнительный директор общественного объединения "Эхо" Мария Лобачёва считает, что избиратели вряд ли могут оценить работу депутатов маслихата Алматы как эффективную, потому что нет никакой информации об их деятельности.
"Если брать мажилисменов, то на сайте публикуются депутатские запросы. На сайте маслихата нет ничего: ни расшифровок сессий, ни подробных отчётов о том, что уже сделано и что находится в работе. Нет ничего, кроме имени и контактов депутатов (по ним, кстати, достучаться будет сложно – проверено BES.media. – Ред.). Поэтому избирателю сложно узнать, чем занимается его депутат. Согласно Закону "О местном самоуправлении", депутат должен налаживать и поддерживать постоянную связь со своими избирателями. Однако депутаты такой инициативы не проявляют. С вопросами люди чаще обращаются в акимат, а не к депутату, то есть люди толком не знают, чем занимается депутат, за что он отвечает. Поэтому я бы не стала оценивать их работу как эффективную, потому что нет связи между депутатом и избирателем", – сказала Мария Лобачёва.
Соучредитель и исполнительный директор некоммерческой организации Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова согласилась, что оценить работу маслихата достаточно сложно: информацию о деятельности отдельных депутатов можно найти на страницах их соцсетей, если, конечно, они хоть что-то публикуют.
"Есть отдельные депутаты, как Алтынай Кобеева, которая активно освещает свою деятельность в соцсетях, откуда люди узнают, что она делает как депутат. Но в целом маслихат закрыт, как институт власти он не развивает свою открытость. Так сложилось, что власти у акима больше, чем у маслихата, хотя должно быть наоборот, потому что именно маслихат утверждает бюджет, отчёты, генплан застроек, программу развития. Но когда в городе не горит свет – аким плохой. Люди не воспринимают депутатов серьёзно как институт отдельной государственной власти, который имеет влияние на принятие решений в городе. И даже то, что они утверждают бюджет, – это условно. Властные полномочия сконцентрированы у акимов. За историю независимого Казахстана в Алматы не было, чтобы депутаты не утвердили бюджет или какое-то решение акима. Сейчас маслихат – орган, который легитимизирует решения акимата и всё. Таким его и видят люди", – отметила Шолпан Айтенова.
Когда депутат "в командировке" или просит "выслать вопросы заранее"
Чтобы быть максимально объективным, BES.media направило предложения об интервью практически всем депутатам маслихата Алматы, чьи контакты удалось раздобыть. Мы хотели услышать, чем занимаются депутаты и как сами оценивают свою работу. Поговорить с журналистом согласились… четверо. А депутатов в маслихате Алматы – 42.
Часть депутатов сослалась на занятость в конце года и невозможность выделить даже 15 минут для телефонного разговора. К примеру, помощница депутата Дианы Ерлан сообщила, что та очень занята. Депутат Ерлан, как оказалось, как уполномоченный по правам ребёнка в Алматы и днём, и вечерами выезжает по делам вместе с сотрудниками полиции и прокуратуры. Депутат Садир Хамраев (директор Onay) на момент опроса журналистов находился "в командировке".
Но были и другие случаи. К примеру, помощники депутатов Кайрата Бегалина (предриниматель года, директор ТОО "Ustudy"), Азамата Сыргабаева (акционер и основатель интернет-провайдера Smartnet) и Бейбита Апсенбетова (бывший почётный консул Исландии в Казахстане, основатель компании по переработке и консервированию овощей и фруктов "Песня лета") прекратили общение с журналистами, после того как получили отказ на требование заранее выслать конкретные вопросы.
Предложения депутатам пообщаться с журналистами были отправлены на WhatsApp по номерам, указанным на сайте маслихата Алматы. Это номера, по которым с народными избранниками могут связаться жители города и рассказать о своих проблемах. Но сообщения Серику Есматову (спортсмен), Еркину Ракишеву (директор киностудии "Жас ұлан") , Амиржану Набиеву ("вечный" депутат маслихата, директор строительной компании "Атрикс-строй", член Amanat), Елене Бакарасовой (член Amanat, генеральный директор "Концерн Bakarassov" – завода лакокрасочной продукции), Карашаш Джузеевой (собственник глянцевого журнала Vintage Kazakhstan), Асие Акановой (доцент кафедры Big data и искусственного интеллекта КазНУ имени аль-Фараби), Гульжан Бекеновой (член Amanat, директор школы №204) остались непрочитанными. Остаётся верить, что диалог с горожанами у этих депутатов выстроен куда лучше, чем по телефону.
"То, что происходит на сессиях, – это итоговое голосование, которое носит формальный характер"
Наверняка многие, кто хоть раз наблюдал, как проходит сессия маслихата, видел в эфире скучающие лица депутатов. После вялого непродолжительного обсуждения депутаты по команде голосуют, и как правило, единогласно. В этом году особенно активно обсуждался случай, когда акимат сообщил о повышении тарифа на проезд на полчаса раньше, чем депутаты маслихата проголосовали за это.
---
Читайте также:
---
По словам председателя комиссии маслихата по предпринимательству, инвестициям, туризму и экологии, учредителя группы компаний Orange-Group Руслана Идрисова, такому единению предшествуют долгие встречи, обсуждения, а временами и разногласия депутатских комиссий и акимата города.
"То, что происходит на сессиях, – это итоговое голосование, которое носит формальный характер", – говорит он.
"Я уже шутил, что столько раз руку не поднимал, даже когда в школе учился. Но ведь мы поднимаем руку и голосуем только тогда, когда все детали уже откорректированы. Бюджет 2024 года обсуждался месяц во всех управлениях, и там были сумасшедшие дискуссии. У нас огромное количество фактов, когда при корректировке бюджета мы снимали миллиардные статьи расходов, заставляли управления пересматривать. Если в какие-то моменты заходим в тупик и не можем прийти к соглашению с акиматом, спрашиваем мнение общественного совета. И если совет говорит, что граждане в этой статье расходов нуждаются и поддерживают, – мы оставляем эту позицию", – рассказал Руслан Идрисов.
Депутаты маслихата Алматы говорят, что люди видят окончательные итоги и не в курсе, что происходит в кулуарах обсуждений. Случается, что не все выступают единогласно за.
"Я не всегда согласен. Например, руководителя аппарата акима утверждали. Я тогда проголосовал против. Говорю: как я могу голосовать за человека, которого не знаю, если его нормально не представили", – добавил депутат, общественник и сын «вечного кандидата» Мэлса Елеусизова Тимур Елеусизов.
Депутат, общественник и член Amanat Алтынай Кобеева считает работу депутата "трудоёмкой", иногда даже "неблагодарной".
"Потому что тебя в соцсетях начинают упрекать, что ты где-то не отреагировал. Не хочется сидеть и оправдываться, а хочется работать и доказать. Мы же не получаем зарплату. Это наша общественная нагрузка. Но я общественницей была всегда, это уже образ жизни. Понимаю, что не всё решается по щелчку. Я стараюсь оправдать доверие своих избирателей", – сказала она.
Депутат Тимур Елеусизов хочет, чтобы "госорганы более внимательно и ответственно подходили к исполнению своих обещаний, а не просто отсиживались на местах".
"В ближайшее время я планирую делать депутатские расследования по разным вопросам бюджета и буду их публиковать у себя на странице в соцсетях. Если будут какие-то сомнительные факты выявляться, мы будем обращаться в прокуратуру и уполномоченные органы", – сказал он.
Чем депутаты занимались в 2023 году
Важной частью своей работы за 9 месяцев работы депутат Алтынай Кобеева считает выполнение своих предвыборных обещаний.
"Сейчас разрабатываем дорожную карту полного цикла оказания услуг для лиц с инвалидностью, это как раз в моей предвыборной программе есть. Работаем с управлениями здравоохранения, образования, собираем кейсы, чтобы понимать, где есть вопросы, которые нужно дорабатывать, которые не отражены в Социальном кодексе. Занималась системными вопросами жителей, которые проживают в дачных массивах: свет, вода, газ во многих из них не предусмотрены. Вопросы КСК и ОСИ: теперь мы создали ассоциацию, где бесплатно оказываем консультации по коммунальным вопросам. По медицинской части была встреча с руководителем управления здравоохранения. Мы подняли вопрос об эффективной деятельности и компенсациям и договорились, что в этом году будем проводить разъяснения среди первых руководителей медучреждений о введении нового закона "Об общественном контроле". С апреля 2024 года этот закон вступает в силу", – рассказала Алтынай Кобеева.
Депутат, генеральный директор ТОО "Торнадо Plus" Игорь Проценко в части работы за год отметил разработку и утверждение генплана Алматы, а также строительство трёх бассейнов по олимпийским стандартам.
"Я работаю в комиссии по строительству. Мы смогли принять генплан. Конечно, продолжается работа, дизайн-код города приняли. Ну, в общем, с определёнными оговорками, так же как генплан. Если говорить про мою деятельность, то я считаю большим успехом то, чего я смог добиться: чтобы в городе построили три бассейна по олимпийским стандартам и возобновили работу комиссии по местному содержанию в городе. Это лично моя заслуга", – рассказал Игорь Проценко.
На вопрос о том, были ли бассейны запросом от избирателей, депутат ответил утвердительно и добавил, что он и сам ватерполист, а потому знает, насколько бассейны были необходимы спортсменам города.
Руслан Идрисов рассказал, что основная часть работы по исполнению предвыборных обещаний в его случае касается малого и среднего предпринимательства в Алматы.
"Обещания, которые мы давали по поводу розничного налога – снижение ставки – мы прорабатываем. Это непростой вопрос. Алматы является донором республиканского бюджета, и уменьшить долю налогов в нашем городе может чревато сказаться на других регионах, потому что мы снизим налогооблагаемую базу. В части утверждения бюджета – я не был в предыдущих созывах, но от людей слышу, что так детально и тщательно бюджеты не прорабатывались. Мы практически каждую цифру в комиссии пропускали через себя, анализировали с рынком, смотрели эффективность. Я для себя поставил задачу начать смотреть исполнение бюджета 2023 года. Все, что сделали, какое количество программ выполнили, как качественно выполнили эти программы. На какой стадии сейчас. Есть очень много вопросов, когда происходит недооосвоение, некачественное исполнение или, наоборот, требуются ещё деньги. Все проблемные моменты надо отслеживать, находить причину, устранять", – рассказал он.
Тимур Елеусизов рассказал, что за девять месяцев работы столкнулся с определёнными трудностями, которые, как говорит, впоследствии преодолел. Разочаровало депутата отношение чиновников к сессиям маслихата.
"Мы одномандатники. Нам, конечно, сложнее, что мы без поддержки партий по организации встреч и всего остального. С органами очень сложно работать в плане исполнения. Крайне недоволен управлениями. И управления, и акимы районов бывает приходят неподготовленные. Им задаешь уточняющие вопросы – они плывут", – признался Тимур Елеусизов.
Отметим ещё раз, что рассказать о своей работе согласились только четыре депутата. И про "жаркие дискуссии" избиратели тоже ничего не знают, раз СМИ не присутствуют на сессиях и заседаниях комиссий.
На протяжении нескольких лет министр культуры и информации РК Аида Балаева обещает "расширить" доступ журналистов в здания госорганов. Однако пока никаких подвижек в этом направлении нет. В конце ноября 2023 года после очередного публичного обращения журналистов Аида Балаева опять пообещала решить этот вопрос.
“Мы будем заходить с поправками в закон о доступе к информации. Там мы эти вопросы уточним и усилим. Как уполномоченный орган мы получим полномочия, чтобы контролировать и принимать решения”, – пообещала Балаева.
Председатель маслихата Алматы Мейиржан Отыншиев ни разу с момента избрания не разрешил посетить заседания комиссий и сессии офлайн журналистам BES.media. Восстановить права редакции не торопиться и прокуратура Алматы, которая занимается отписками и игнорированием проблемы. Остаётся надежда на акима Алматы Ерболата Досаева, который на пресс-конференции обещал поговорить с маслихатом, чтобы журналисты BES.media могли посетить заседания депутатов и рассказывать алматинцам, как народные избранники ведут борьбу за чистый воздух, город без пробок и распределяют бюджет.
---
Читайте также:
–––