Маулен Ашимбаев сравнил Нацфонд и "Шеврон": почему капитализация компании выше?
60 млрд для страны, 30 лет добывающей нефть, – это немного, считает спикер сената.
Что произошло
Председатель сената парламента Маулен Ашимбаев считает накопленные средства в Нацфонде Казахстана относительно небольшими для страны, которая 30 лет экспортирует нефть.
Контекст
В сенате рассматривают отчёт правительства о расходах бюджета в 2023 году. Депутат Сергей Карплюк обратился к главам Нацбанка и минэкономики с просьбой рассказать о механизмах роста средств Нацфонда и экспертизы проектов, которые подлежат финансированию из средств фонда.
Небольшой фонд
По словам Маулена Ашимбаева, казахстанский суверенный фонд относительно небольшой для страны, которая 30 лет экспортирует нефть.
"Например, компания "Шеврон", которая работает на Тенгизском месторождении, её капитализация – 300 млрд. То есть одна компания, притом не самая крупная, а средненькая, её капитализация в пять раз больше, чем весь наш суверенный фонд, накопленный за 25 лет существования", – сказал он.
Причины
Ашимбаев убеждён, что Казахстан мог бы накопить и 150 млрд долларов, если бы правительство ежегодно не изымало оттуда средства через трансферты и облигации.
"Облигация, наверное, неплохой инструмент, но мы видим убытки по этим облигациям. За прошлый год облигации квазигоссектора, которые были выкуплены Нацфондом, по ним убытки 60 млрд, и это только по одному типу облигаций", – сказал он.
20% акций "КазМунайГаза"
В прошлом году Нацфонд приобрёл акции КМГ на 1 трлн тенге, которые вернулись в виде дивидендов. Но Маулен Ашимбаев сомневается в правильности идеи вкладывать деньги в один крупный актив, потому что суть использования средств Нацфонда – диверсификация портфеля.
"КМГ – устойчивая компания, по ней проблем не будет, мы думаем. Но в любом случае это же нарушает принцип инвестирования средств суверенного фонда. Это всё-таки подвешенная ликвидность. Вот сейчас Нацфонд захочет продать эти 20% – он же не продаст. Никто ему не даст их продать. Соответственно, у этих акций нет ликвидности сейчас. Соответственно, снова нарушается принцип ликвидности в инвестициях Нацфонда", – сказал он.
Как проходило перераспределение средств
Председатель Нацбанка Тимур Сулейменов рассказал, что ещё в 2018 году почти 80% Нацфонда было инвестировано в очень консервативные, надёжные, но крайне низкодоходные бумаги облигаций развитых стран – США и Евросоюза.
"Там риски минимальные, но при этом доходность, естественно, крайне низкая. Не то, что мы хотим, не то, что мы ожидаем. Поэтому, учитывая такие большие объёмы Нацфонда, в районе 60 млрд, была начата постепенная работа по изменению локации. Начали добавлять облигации развивающихся стран. Многие развивающиеся страны имеют крепкий рейтинг, но при этом предлагают более высокую доходность", – сказал Сулейменов, добавив, что наращен объём акций, которые в прошлом году принесли 25,5% прироста.
Альтернативные инвестиции
Сулейменов рассказал, что в прошлом году в Нацфонде создан портфель альтернативных инвестиций – наиболее доходного класса активов, которые стабильно вне зависимости от цикла дают 10-11%.
"Хотим увеличить реальную доходность, среднюю, средне-долгосрочную, до уровня 4-4,5%. Сейчас она накопленная с момента 2000 года, когда он был создан, где-то 3,3%. Поэтому мы хотим более чем в 1,5-2 раза увеличить её доходность", – сказал глава Нацбанка.
Чтобы было чем управлять
"Здесь важно управлять Нацфондом, но важно то, чтобы было чем управлять, как говорится. Если мы будем слишком мало туда направлять и много изымать, сколько бы мы ни управляли, как финансовый управляющий, нам трудно будет показывать высокие результаты. Крайне важно будет, чтобы в Налоговом кодексе соответствующие распределения ставки налогов, куда они направляются, были правильно рассмотрены, чтобы Нацфонд мы использовали по минимуму, иначе нам не достигнуть цели 100 млрд к 2030 году", – напомнил Тимур Сулейменов.
–––
Читайте также:
–––