"Нацфонд сильно расслабляет нас". Спикер сената и председатель Нацбанка с экономистами обсудили бюджетные противоречия
Правительство Казахстана изо всех сил пытается согласовать ужесточение денежно-кредитной политики с увеличением фискальных расходов.
Что произошло
Структурный дисбаланс в экономике обсудили председатель сената парламента Маулен Ашимбаев, председатель Национального банка Тимур Сулейменов и экономисты Алмас Чукин и Айдархан Кусаинов в первом выпуске подкаста Taldau Talks.
Подкаст презентует себя как экспертная площадка для обсуждения актуальных экономических и социальных вопросов. Ведущий Taldau Talks – сам спикер сената.
Национальный банк фокусируется на сдерживании инфляции путём иссушения избыточной ликвидности, в то время как социальные обязательства правительства приводят к росту расходов диспропорции в бюджетировании, что стало одной из тем подкаста.
Рыночной ипотеки нет в Казахстане
Маулен Ашимбаев к вопросам баланса между денежно-кредитной и фискальной политикой сказал следующее:
"Расходов много, доходов недостаточно, социальный бюджет. Половина средств тратится на социальные выплаты".
Алмас Чукин заметил, что увеличивающийся разрыв между фискальной и денежно-кредитной политикой привёл к неустойчивым расходам на обслуживание долга.
С 678 млрд тенге в 2019-м эти расходы выросли до 1,9 трлн тенге в 2023 году, потребляя 20% национального бюджета.
"Мы попали в очень глубокий финансовый структурный кризис бюджета. Он сложился не сегодня, а накопился за несколько лет. Проблема в том, что расходы бюджета не просто нельзя сократить, а ещё нельзя остановить, потому что многие социальные выплаты (привязаны. – Ред.) к МРП. Каждый раз, когда мы трогаем МРП, на следующий год индексация нам даёт прирост расхода в 1-2 трлн тенге", – обратил внимание эксперт.
Алмас Чукин добавил, что это проблема не только Казахстана.
Согласно данным МВФ, последние 2-3 года противоречие между ужесточением монетарной политики со стороны центробанков связывается с тем, что не происходит никакой финансовой консолидации с точки зрения фискальной политики.
"Номинальная ставка простой народ и бизнес не интересует. Их интересует то, что ты в банках получаешь. Единственное, что хорошо влияет и на что реагирует рынок – депозиты. Стоит поднять ставку – люди несут депозиты. Кредиты экономике и бизнесу зависят, но скачкообразным способом, а ипотека вообще не зависит. Потому что рыночной ипотеки нет. Пока мы боремся с инфляцией, мы душим бизнес", – заключил Алмас Чукин.
Айдархан Кусаинов отметил, что различные госпрограммы всячески пытаются обойти ставку Нацбанка и снизить её.
"Государство всеми силами ослабляет монетарную трансмиссию", – сказал экономист.
В рыночной экономике государство должно быть социальным
Тимур Сулейменов, в свою очередь, отметил критически важный компромисс между контролем инфляции и стимулированием роста. Глава Нацбанка сказал, что через базовую ставку пытаются убрать излишек денег, но, с другой другой стороны, правительство наращивает денежную базу.
По его мнению, правительство должно отойти от рыночных ролей, например, субсидирования отраслей или прямых строительных проектов, позволив частному сектору взять на себя ответственность с помощью эффективных инструментов, таких как контракты на закупку, тарифное планирование и государственно-частное партнёрство.
Спикер убеждён, что в среднесрочной перспективе бюджет должен стать сугубо социальным.
При этом рынок должен взять на себя обязательство – через офтейки, правильное планирование подушевых тарифов либо через ГЧП.
Когда эти обязательства уйдут у государства, денег в бюджете будет хватать, но для этого нужно сделать так, чтобы общеэкономическая модель заставила рынок работать, считает Тимур Сулейменов.
"Если хотим закрыть проблемы социального характера через бюджет и обеспечить экономический рост в 6%, никакого бюджета не хватит ", – заметил глава Нацбанка.
Траты из бюджета в Казахстане не эффективны?
Тимур Сулейменов обратил внимание, что фискальные вливания из бюджета и из Нацфонда дают мгновенный прирост ВВП, но мультипликатор очень низкий в силу того, что страна зависит от импорта.
Он признал, что фискальные инъекции Казахстана, включая расходы из Нацфонда, обеспечивают краткосрочные стимулы ВВП, но с минимальными долгосрочными выгодами из-за сильной зависимости от импорта.
Например, местное содержание в крупных инфраструктурных проектах, например, в электростанциях, часто составляет всего 20-25%, что снижает эффект экономического мультипликатора.
Он отметил, что, согласно моделям Нацбанка, каждый потраченный из Национального фонда тенге приносит всего 22 тиына долгосрочной экономической отдачи.
"Национальный фонд сильно расслабляет нас", – сказал глава макрорегулятора.
Сулейменов заметил, что при выборе между ростом экономики и борьбой с высокой инфляцией в международном финансово-экспертном сообществе приоритет отдаётся последнему.
Маулен Ашимбаев отметил, что в самой модели есть противоречие между фискальной и монетарной политикой, и спросил у Тимура Сулейменова, реально ли с сегодняшней фискальной политикой довести инфляцию до 5%.
Тот ответил, что это будет очень сложно, приведя одну из причин – цены на нефть, от которых зависят бюджетные расходы.
С текущей фискальной политикой инфляция будет значительно выше, отметил Тимур Сулейменов.
Необходимо в первую очередь отталкиваться от фискальной политики, а затем уже работать с монетарной для устойчивого роста, заключил Маулен Ашимбаев.
Также спикер сената отметил, что текущая модель формировалась более 30 лет.
Контекст
Правительство продолжает потреблять деньги из Нацфонда, так как выбивается из заложенного бюджета. Госдолг страны увеличивается, инфляция остаётся умеренно высокой, а текущая базовая ставка не способствует росту бизнеса.
Национальный фонд создали в 2000 году для накопления средств, поступающих от сырьевых доходов страны, для будущих поколений казахстанцев. Однако с 2007 года из Нацфонда ежегодно изымают средства в виде гарантированных и целевых трансфертов в республиканский бюджет.
Ещё в 2019 году президент Касым-Жомарт Токаев требовал прекратить тратить средства Нацфонда на текущие проблемы. По его словам, трансферты из Нацфонда должны выделяться только на программы и проекты, направленные на формирование конкурентоспособной экономики.
___
Читайте также:
- "Беспечно тратим средства Нацфонда": как депутаты мажилиса возмущались, но проголосовали за трёхлетний бюджет
- Казахстан берёт ещё один заём у МБРР из-за дефицита бюджета
- В бюджет курс доллара заложен на уровне 470 тенге. Почему так сделали, объяснил глава Нацбанка
- "От Нацфонда мы пока не уйдём". Как правительство будет закрывать дефицит бюджета
- Как и на что тратят Нацфонд Казахстана
- Маулен Ашимбаев сравнил Нацфонд и "Шеврон": почему капитализация компании выше?
–––