"Назначить крайними решили погибших пилотов". Что не так с расследованием крушения самолёта Bek Air в Алматы?

01.05.2024
Фото МЧС РК

Больше четырёх лет длилось расследование авиакатастрофы, унёсшей жизни 12 человек. 

Редакция BES.media в разговоре с юристом Сергеем Державцем обсудила ход расследования авиакатастрофы самолёта Fokker-100, которая произошла 27 декабря 2019 года. Тогда погибли 12 человек, в том числе командир воздушного судна Марат Муратбаев. Второй пилот Мейржан Мулдакулов через месяц умер из-за оторвавшегося тромба. В результате авиапроисшествия 47 человек получили травмы. 

Что известно о Сергее Державце и почему можно доверять его компетенции

Сергей Державец до выхода на пенсию служил в органах прокуратуры Казахской ССР и расследовал несколько громких уголовных дел, которые были связаны с крушениями воздушных судов. Он автор памятки для следователей о методике осмотра места происшествия при авиакатастрофах. Работал следователем, потом – старшим следователем, затем – прокурором-криминалистом в прокуратуре Алматы.

Кадр ДТВ
Сергей Державец

Принимал участие в расследовании авиакатастрофы самолёта Ту-154 рейса "Алматы – Симферополь". Летом 1980 года авиалайнер компании "Аэрофлот", вылетевший из Алматы, через две минуты после взлёта рухнул, развалился на части и загорелся. Все 166 человек, находившихся на борту, погибли, более 90 из них были дети. За успешное производство первоначальных следственных действий Державца поощрил генеральный прокурор СССР Руденко.

Также Сергей Державец принимал участие в рассмотрении дела о падении Ан-28. Осенью 2017 года самолёт санавиации, вылетевший из Алматы в Шымкент, рухнул в 28 км от южной столицы в Илийском районе Алматинской области. Все находившиеся на борту пять человек (три члена экипажа и два медика) погибли. Тогда директору авиакомпании East Wing Виталию Масалитину вынесли оправдательный приговор.

Кого признали виновным в крушении самолёта Bek Air под Алматы

В начале апреля Главная транспортная прокуратура сообщила об окончании расследования крушения самолёта Fokker-100, не назвав при этом обвиняемых, добавив только, что стороны знакомятся с материалами уголовного дела.

–––

Читайте также:

–––

После вдовы погибших пилотов публично обратились к главе государства. Из обращения стало ясно, что виновными в произошедшем считают их погибших супругов. 

Женщины назвали это попыткой МВД увести от ответственности истинных виновников.

Кто избежал ответственности

Сергей Державец представлял интересы шестерых пострадавших в авиакатастрофе, а также вдов пилотов.

"Я не принимал какого-либо участия в следственных действиях по авиакатастрофе и не знакомился с материалами уголовного дела, а лишь добивался, чтобы вдов пилотов признали такими же потерпевшими, как и всех других лиц, которые находились на борту самолёта, ведь погибшие пилоты вместе со всеми пассажирами на одном самолёте летели и получили такие же травмы и ранения, которые стали причиной гибели и ранения людей. Также я направлял в МВД и прокуратуру заявления, ходатайства и жалобы в интересах моих доверителей, которые, как и вся страна, заинтересованы в полноте, объективности и всесторонности следствия и привлечении к ответственности истинных виновников в авиакатастрофе", – рассказал Сергей Державец.

После того как следствие признало подозреваемыми погибших пилотов, вдовы наняли другого адвоката. Сергей Державец по-прежнему представляет интересы шестерых пострадавших в авиакатастрофе.

"Судя по происходящему, спустя почти 4,5 года следствие решило назначить крайними погибших пилотов по статье 344 УК РК ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта"), что вызвало, мягко говоря, недоумение и удивление. Ведь у МВД и прокуратуры на руках достаточно материалов, которые доказывают, что не к погибшим пилотам следует предъявить обвинения в авиакатастрофе самолёта Fokker-100, а к целому ряду должностных и исполнительных лиц Талгарского акимата, Комитета гражданской авиации, аэропорта Алматы по статьям 351 ("Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта"), 370 ("Бездействие по службе") и 104 УК РК ("Причинение смерти по неосторожности)", – отметил юрист.

Привлечь к ответственности, по его мнению, необходимо всех, кто должен был обеспечить и контролировать качественную противообледенительную обработку самолёта и не допускать застройку санитарно-защитной зоны приаэродромной территории аэропорта Алматы. 

"Почему только к погибшим пилотам предъявлены подозрения? А где все остальные деятели? В апреле я направил заявление руководителю следственно-оперативной группы департамента полиции на транспорте МВД Сейтжапарову, чтобы он допустил меня к ознакомлению с материалами уголовного дела в качестве законного представителя моих доверителей, но получил отказ за подписью замначальника департамента полиции на транспорте Жоланова, хотя Сейтжапаров сам является процессуальным лицом и сам должен принимать процессуальные решения. При этом мотивом отказа является якобы имеющийся конфликт интересов между моими доверителями и вдовами погибших пилотов, интересы которых я представлял, когда у них вообще не было никакого статуса, но прекратил представлять их, как только у их погибших мужей появился процессуальный статус подозреваемых и защищать их стал адвокат", – рассказал Сергей Державец.

Фото из отчёта комиссии
Место крушения

Юрист подал жалобу на имя главного транспортного прокурора из-за действий МВД. Некоторые его доверители тоже подали заявления о допуске его к ознакомлению с материалами уголовного дела в качестве их законного представителя.

"У меня есть основания полагать, что в МВД не хотят меня подпускать к материалам уголовного дела, так как я смогу в них разобраться, вскрыть нестыковки и нарушения методики досудебного расследования, а также разоблачить стремление назначить виновниками авиакатастрофы только погибших пилотов и увести от ответственности истинных виновников авиакатастрофы, о чём я ранее им подавал заявления, ходатайства и жалобы. Пока меня не допустили к материалам уголовного дела, мы можем говорить только о материалах расследования авиационного происшествия с самолётом Fokker-100, которое проводило министерство индустрии и инфраструктурного развития", – пояснил он.

Какие версии проверяют при расследовании авиапроисшествий

При расследовании авиакатастроф всегда проверяют три версии:

  1. Человеческий фактор – ошибки пилотов, технической службы, авиадиспетчеров и так далее.
  2. Техническая причина – состояние воздушного судна, авиатоплива и прочее.
  3. Внешнее воздействие – молния, погодные условия, соударение с посторонним предметом (дроны, снаряды) и прочее.

Для проверки человеческого фактора в авиакатастрофе не нужно тратить 4,5 года на расследование, добавил Сергей Державец. Много времени требует проверка технической причины или внешнего воздействия на самолёт, так как нужно проводить экспертизы, возможно, и за пределами Казахстана. При проверке версии о вине экипажа нужно достоверно установить, в чём заключалась небрежность пилотов: то есть они не предвидели, что на пути самолёта окажется незаконно построенный дом, хотя могли и должны были предвидеть. В правилах производства полётов отсутствует указание на то, что экипаж при прерывании взлёта на безопасной территории, каковой является аэродром и приаэродромная зона, должен предвидеть препятствие в виде дома, которого и близко не должно было быть за ограждением аэропорта.

"Достаточно назначить одну-две комплексных экспертизы, проводимых органами судебной экспертизы. Также имеет смысл привлечь к производству комплексных экспертиз пилотов и авиационных инженеров, которые имеют большой опыт работы и специальные научные знания. И всё. Сделано это или нет, я пока не знаю. Но точно знаю, что правоохранительные органы почему-то не хотят привлекать к ответственности других лиц, которые истинно причастны к авиакатастрофе самолёта. Факт, что через четыре года пришли к выводу о виновности пилотов, явно указывает, что хотели найти и нашли козлов отпущения, не более того", – сказал Сергей Державец.

Место крушения самолёта

"В авиакатастрофе самолёта Fokker-100 имело место внешнее воздействие в виде неудовлетворительной противообледенительной обработки, из-за которой ухудшились аэродинамические характеристики самолёта на взлёте. Взлёт в конце концов пилоты прервали, а затем самолёт врезался в незаконно простроенный на санитарно-защитной зоне приаэродромной территории аэропорта двухэтажный дом. Его по всем нормативно-правовым документам там не должно было быть, но он там был. При этом пилоты действовали по правилам производства полётов, которые содержат противоречивые положения", – продолжил собеседник.

В пункте 647 правил говорится, что, несмотря на возникшие проблемы, нужно продолжать взлёт, если пройдена отметка скорости принятия решения. Пункт 646 противоречит ему: несмотря ни на что, нужно взлёт прекращать из-за отклонения самолёта от нужного направления.

"Пилоты взлёт продолжили, а потом прекратили с последующим выкатыванием за пределы взлётно-посадочной полосы и территории аэродрома, но они не могли и не обязаны были предполагать и предвидеть, что санитарно-защитная зона приаэродромной территории аэропорта окажется незаконно застроена домами, угрожающими безопасности полётов, и столкновение с одним из которых вызовет гибель и ранения людей, находившихся на борту самолёта", – сказал он.

По его словам, для установления этих факторов не нужно проводить 2000 осмотров, 1350 допросов, 150 экспертиз. Достаточно проанализировать данные "чёрных ящиков", которые у следствия были сразу после происшествия. А также сравнить состояние санитарно-защитной зоны приаэродромной территории с требованиями нормативно-правовых документов, по которым на расстоянии 500 метров от ограждения аэропортов не должно быть капитальных объектов строительства.

Фото из отчёта комиссии
Схема выкатывания самолёта за пределы ВВП

Кстати, в декабре 2022 года Генпрокуратура внесла представление первому вице-премьеру Роману Скляру, в котором сказано о незаконном выделении земель на санитарно-защитных зонах приаэродромных территорий аэропортов Казахстана, а также строительстве там без согласования с авиационными и местными властями больше 100 тысяч различных объектов, часть из которых угрожает полётам. 

"Примером трагических последствий такой незаконной выдачи земли и разрешения на строительство в границах СЗЗ аэропорта Алматы явился случай крушения самолета Bek Air", – сказано в представлении Генпрокуратуры.

Почему версия о вине пилотов сомнительна

"Каждый студент юридического факультета знает, что такое состав преступления, так как для каждого вида преступления есть свой индивидуальный состав, с помощью которого можно отличить изнасилование от убийства, убийство – от самоуправства, самоуправство – от получения взятки. Это всё преступления, но они ведь разные", – объяснил Сергей Державец.

Состав преступления характеризуется несколькими частями:

  • объект преступления – на что оно направлено (например, убийство – на лишении жизни);
  • субъект преступления – кто его совершил;
  • субъективная сторона – это вина; 
  • объективная сторона – что сделали, чтобы достичь результата преступления.

"Неотъемлемой частью объективной стороны является причинно-следственная связь между действиями виновного и наступившими последствиями. Если такая связь отсутствует, то состава преступления не имеется. В случае с Fokker-100 самолёт вынужденно прекратил взлёт с выкатыванием с ВПП на санитарно-защитную зону приаэродромной территории аэропорта Алматы, заведомо безопасной для этого. Но оказалось, что совсем небезопасной", – сказал юрист.

Комиссия министерства индустрии и инфраструктурного развития, которая проводила ведомственное расследование, установила, что при выкатывании самолёта с ВПП перегрузка составляла не более 1,08 единицы, что совершенно безопасно для конструкции самолёта и пассажиров, находящихся в нём.

Фото из отчёта комиссии
Фото с места трагедии

"Эта перегрузка аналогична тому, если я с маленькой табуретки, например, свалюсь нечаянно. Могу я от этого погибнуть или получить тяжкие телесные повреждения? В момент удара самолёта о двухэтажный дом действовала кратковременная перегрузка 10-15 единиц – тоже безопасная для людей, находящихся на борту, но вызвавшая сдавливание воздушного судна и разрушение его конструкции, элементы которой нанесли травмы находящимся внутри самолёта людям, вызвав гибель и ранения некоторых их них. Это хорошо видно из фотографий и видеозаписей, сделанных очевидцами на месте катастрофы самолёта, подтверждающих, что самолёт разрушился при ударе о незаконно построенный дом за пределами ограждения аэропорта Алматы, а не от выкатывания с ВПП и движения по заснеженному грунту аэродрома до его ограждения", – подчеркнул собеседник.

Фото из отчёта комиссии
За секунды до катастрофы самолёт был цел


Что дальше

"Вдовы подозреваемых погибших пилотов без всякого сомнения не согласятся с версией следствия. Они имеют честь и достоинство. В таком случае дело должно быть направлено в суд. И он будет решать этот вопрос, как будто они (члены экипажа. – Авт.) живы. Следует отметить, что у вдов погибших пилотов сейчас сильный адвокат, который вскроет надуманные и ложные обвинения к погибшим пилотам и направит уголовное дело в законное русло", – уверен Сергей Державец.

Косвенно виновными признаны только пять сотрудников акимата Талгарского района и риэлтор. Их осудили за мошенничество и превышение должностных полномочий при незаконном выделении земель на санитарно-защитной зоне приаэродромной территории аэропорта Алматы, что повылекло тяжкие последствия.

"В 2021 году я подавал заявление в Талгарский районный суд о признании тяжкими последствиями в этом уголовном деле гибель и ранения людей, которые находились в самолёте, включая погибших пилотов. Суд мне отказал, но признал тяжкими последствиями причинение ущерба интересам государства от действий осуждённых в размере 12 млн тенге, которые осуждённые погасили. В этой связи у меня возникает резонный вопрос: если в авиакатастрофе самолёта Fokker-100 виноваты погибшие пилоты, тогда зачем посадили талгарских чиновников и риэлтора?.." – задался вопросом Сергей Державец.

Он пояснил, что незаконная выдача земель – это один состав преступления, и за него уже ответили талгарские чиновники и риэлтор, а неудовлетворительный контроль и допущение строительства незаконных домов на санитарно-защитной зоне приаэродромной территории аэропорта – другой состав преступления, который предусматривается статьёй 370 УК РК ("Бездействие по службе"), к которому могут быть причастны другие чиновники того же акимата Талгарского района.

Вопросы без ответов

В правительстве недавно объявили, что планируют возвратить в госсобственность незаконно выделенные земельные участки вокруг аэропортов и снести незаконно построенные на них объекты, чтобы обеспечить безопасность полётов. Чиновники признали, что косвенная вина за гибель людей, находившихся в самолёте Fokker-100, лежит и на чиновниках Талгарского района Алматинской области, которые допустили незаконную застройку СЗЗ приаэродромной территории аэропорта Алматы.

–––

Читайте также:

–––

В конце 2022 года в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации Антикор расследовал дело по статье 370 УК РК ("Бездействие по службе") за то, что они в 2018 году выдали сертификат годности аэродрома аэропорту Алматы без ограничений и не потребовали от аэропорта введения компенсационных мер по устранению угроз безопасности полётов. Этим они нарушили требования правил сертификации и выдачи сертификатов годности аэродромов гражданкой авиации РК. Однако позже расследование прекратили, так как в марте 2023 года КГА утвердил новую редакцию этих правил, в которых снял с себя обязанность требовать введения указанных компенсационных мер по устранению угроз безопасности полётов. Теперь это забота аэропортов.

"Непонятна позиция МВД и прокуратуры в отношении хозяина незаконно выделенного земельного участка, который самовольно на нём построил дом, из-за чего погибли и получили ранения люди, находившиеся на борту самолёта. Это другой состав преступления, предусмотренного статьёй 104 УК ("Причинение смерти по неосторожности"), о чём у МВД и прокуратуры имеется достаточно документов и доказательств по этому поводу. Но почему-то уголовное дело в отношении владельца незаконного дома то возбуждают, то прекращают, то прерывают. Может, боятся, чтобы он не наболтал во время следствия чего-нибудь лишнего про уважаемых людей Талгарского района или Алматинской области?" – предположил Сергей Державец.

Также у него вызывает вопросы позиция МВД и прокуратуры по вопросу неудовлетворительной противообледенительной обработки наземными службами аэропорта Алматы. По его словам, самолёт практически облили водой (жидкость, согласно отчёту комиссии, была разбавлена водой), которая образовала наземное обледенение и привела в нелётное состояние самолёт. Это тоже состав преступления, считает Сергей Державец.

"Работники аэропорта Алматы сами себя разоблачили, когда их представитель внёс в комиссию по расследованию документ о противообледенительной обработке с приписками и исправлениями. Также вызывает подозрения факт запрета на выезд из Казахстана другого члена комиссии по расследованию, который в феврале 2020 года должен был передать образцы противообледенительной жидкости на исследование физико-технических (противообледенительных) свойств в независимую лабораторию в Москве, что могло подтвердить использование противообледенительной жидкости с высоким содержанием воды, которая, замерзнув на морозе на поверхности самолёта, вызвала его наземное обледенение", – сказал он.

Фото из отчёта комиссии
Обработка самолёта

Юрист также предположил, что в процессе расследования авиакатастрофы со стороны некоторых заинтересованных лиц могло быть давление на МВД и прокуратуру для воспрепятствования проведению полного, объективного и всестороннего следствия и увода от ответственности истинных виновников авиакатастрофы.

Редакция BES.media продолжит следить за развитием событий.

–––

Ранее редакция BES.media разбирала версии авиакатастрофы от прокуратуры и защиты погибших пилотов. Читайте здесь:

–––

Читайте также:

–––