Ничего себе упростили – депутаты "Ак жола" об увеличении Налогового кодекса на 100 статей

18.09.2024
Фото Максима Золотухина

Перенести принятие нового Налогового кодекса на год из-за критики общественности поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Что произошло

Депутаты партии "Ак жол" раскритиковали проект нового Налогового кодекса, в частности, увеличение налога до 4% при специальном налоговом режиме, неравномерную налоговую нагрузку. Мажилисмены подчеркнули, что такой кодекс продолжает "закручивать гайки" в отношении мелких предпринимателей. 

"Это не то, чего ожидают бизнес и экономика"

В июне, когда проект только разрабатывали, кодекс состоял из 708 статей, сейчас их уже 822, отметили народные избранники. 

"Ничего себе "упростили"! Явно это не то, чего ожидает бизнес, чего ожидает экономика. Мы понимаем, конечно, что налоговые отношения – это не отношения равноправного партнёрства, это отношения подчинения. Но тогда тем более парламент – фактически последний бастион перед налоговиками, где у предпринимателей есть возможность отстоять свои права", – отметили депутаты "Ак жола". 

"СНР будет равен НДС"

Депутаты сообщили, что при внедрении специального налогового режима (СНР) обещали ставку 2% для розничных клиентов, но сейчас в проекте она составляет 4%. Маслихатам предоставляют право изменять эту ставку на 50%. В "Ак жоле" критикуют введение СНР в 12% для B2B-сделок (продажи, в которых покупатели и продавцы – юридические лица), указывая, что это фактически аналог налога на добавленную стоимость (НДС). 

"Одна из задач, которую ставил глава государства – исключить дробление бизнеса, стимулировать его рост из малого в средний. Но при таком подходе, когда СНР будет равен НДС, вы наоборот дестимулируете бизнес, вынуждаете его прятать реальные обороты", – заявили в партии. 

"СУР в проекте опять оставили"

В "Ак жоле" раскритиковали и систему управления рисками. По словам партийцев, предприниматели часто не понимают, за что им повышают категории риска и лишают доступа к закупкам. Они призвали установить чёткие сроки действия системы управления рисками (СУР) как переходной меры, ограниченной тремя годами:

"Ваши коллеги на местах ничего не объясняют, ссылаясь, что это секретная информация. Как бизнесу улучшать свою работу, если ему не говорят, где у него пробелы? В июне вы говорили, что СУР будет уходить, но в проекте опять оставили". 

"Проще бить по добросовестным предпринимателям"

Депутаты отметили, что нормы признания сделок недействительными наносят ущерб добросовестным предприятиям, приводя к двойному налогообложению. Они подчеркнули, что статья о лжепредпринимательстве была устранена, но её положения фактически перенесены в другую статью. Это создаёт несправедливость: добросовестные компании облагаются повторно, в то время как мошенники избегают ответственности:

"Ваши коллеги на местах фактически повторно облагают налогами (включая пеню и штрафы) тех, кто честно платит, работает у всех на виду, зарегистрирован, открыто показывает свои обороты. Аферистов, которые подставили их под нарушение, не уплатили налоги, работают незаконно и выписывают фиктивные документы, никто даже не ищет, потому что они формально не существуют или их бенефициары спрятаны, и вам проще бить по добросовестным предпринимателям". 

"Пилотным проектом можно легализовать любые неоднозначные нормы"

Раскритиковали и включение пилотных проектов в Налоговый кодекс. Акжоловцы считают, что возможность проводить до пяти пилотных проектов в течение трёх лет позволяет легализовать неоднозначные нормы без должного обсуждения в парламенте, что фактически заменяет законодателя.

"Что это за пилотный проект, который проваливается два года подряд? Да так, что нужен третий год, чтобы протащить его не мытьём, так катаньем? Таким манером можно легализовать любые неоднозначные нормы. Тем более что подведение итогов и само введение в действие хотите оставить за собой. Фракция "Ак жол" категорически возражает против таких фокусов, будем вносить поправки против", – сообщили в выступлении. 

Итоги пилотных проектов, если они проводятся, должны подводиться в парламенте, открыто рассматриваться и обсуждаться, как и любые другие изменения законов, отметили депутаты. 

"Почему не сделать банкам КПН 30-35%?"

Необходимо справедливо распределять налоговую нагрузку между отраслями, отметили депутаты. По их словам, некоторые секторы, такие как банки и сырьевые экспортёры, недостаточно вносят в бюджет. Они предложили увеличить налог на прибыль банков до 30-35% и сократить возврат НДС для сырьевых экспортёров. Основная цель – обеспечить более равномерное пополнение бюджета, особенно в условиях бюджетного кризиса, и стимулировать переработку сырья в стране.

"В экономике есть отрасли, чей вклад в госбюджет явно не соответствует получаемой прибыли. Более того, они ещё и получают льготы от государства. Банки вообще не платят НДС, а КПН платят как все остальные. Уже на этом бюджет теряет 12%. Нефтяники и горнодобывающие компании получают возврат НДС из бюджета, здесь тоже есть вопросы. Вы предлагаете добавить всего 5% к КПН банков. И то Нацбанк, руководство АРРФР начали возмущаться, мол, нельзя трогать банки. И возмущались, пока президент не поставил точку в послании. Почему не увеличить КПН банков не на 5%, а на все 12% упущенных доходов бюджета? Почему не сделать им КПН не 25, а 30-35%? Пусть несут нормальную нагрузку", – считают во фракции. 

Кодекс "закручивает гайки" малому бизнесу

Проект нового Налогового кодекса продолжает "закручивать гайки" в отношении мелких предпринимателей, считают в "Ак жоле". В кодексе "ужесточили давление по платёжным карточкам, прижали с налогами таксистов, кафе, мелкую торговлю, самозанятых, кто сам себя кормит". 

"В то же время в отношении настоящих олигархов – банков, сырьевиков, всё ещё переживаете: поднимать на 5% или нет. Давайте всё-таки понимать, что налоговая политика должна быть справедливой. Президент говорит о справедливой налоговой нагрузке, а сейчас вы опять грузите мелочь, а крупняки, кто на самом деле зарабатывает на наших людях и ресурсах, у вас остаются в стороне", – заключили в партии. 

Контекст

17 сентября в мажилисе обсуждали проект нового Налогового кодекса, введение которого перенесли на 2026 год.

–––

Читайте также:

–––