Отменить приговор и оправдать: что говорили адвокаты Бахытжана Байжанова в апелляционном суде

26 июня 2024 г. 22:12
Фото: трансляция суда

Защита Бахытжана Байжанова требуют отменить приговор первой инстанции, оправдать подзащитного и вернуть дело на этап главного судебного разбирательства. 

Что произошло

В апелляционном суде Астаны приговор оспаривает не только Куандык Бишимбаев, но и его брат – Бахытжан Байжанов, которого признали виновным в укрывательстве и приговорили к 4 годам лишения свободы.

Адвокат Газиз Ынтыкбаев в суде требует отменить приговор и оправдать его подзащитного. Он аргументирует это тем, что вопросы присяжным были составлены неверно, а высшая мера наказания за преступление неоправдана. 

Позиция защиты

Со слов Ынтыкбаева, приговор Байжанову является, очевидно, незаконным. Он сказал, что суд допустил серьёзные нарушения в норме уголовного процессуального закона, некорректно сформулировав вопрос для присяжных. Сторона защиты Байжанова требует отменить приговор и отправить дело на стадию главного судебного разбирательтсва. 

"Это нарушение напрямую повлияло на решение присяжных, что привело к неправосудному приговору", – подчеркнул он. 

Вопросы по делу Байжанова были такие:

  1. Доказано ли, что имело место деяние, а именно 09.11.2023 в ресторане Bau, по адресу: город Астана улица Достык, дом 16б. Приняты ли меры для того, чтобы скрыть следы совершённого преступления: препятствовали сотруднику государственного органа пройти в ресторан, перекрыли вход в VIP-кабинку, закрыли ресторан, распустили сотрудников ресторана, удалили видеозаписи с камер видеонаблюдения, отключили видеокамеру в ресторане, перевезли телефон Нукеновой в другое место и несколько раз приносили женскую одежду в ресторан?
  2. Доказано, что это деяние совершил подсудимый Байжанов?
  3. Виновен ли подсудимый Байжанов в совершении этого деяния?

Вопросы, по словам адвоката, звучали так, что на них практически невозможно было ответить отрицательно.

"Байжанов обвиняется исключительно в сокрытии следов особо тяжкого преступления, умышленного причинения смерти другому человеку. Поэтому категорически недопустимо задавать присяжным вопросы о сокрытии следов преступления всех категорий. Сюда относятся небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкий и особо тяжкий. Вопрос сюда фактически предполагал ответственность за сокрытие следов любого преступления", – сказал адвокат. 

Деталь

Ынтыкбаев сказал, что "самым вопиющим, существенным и критическим нарушением стало то, что предпринимаемые меры до наступления смерти, которые приписывали Байжанову, были выполнены до наступления смерти Нукеновой". 

"Это критический момент, который разрушает обвинение и докажет не просто невиновность, а отсутствие самого наступления смерти", – подчеркнул адвокат. 

Алибек Секеров поддержал мнение коллеги, сказав, что подсудимому Байжанову должно было быть достоверно известно, что  было совершено тяжкое или особо тяжкое преступление.

"Однако, по судебным расследованиям, так и в судебном заседании, не определено время наступления смерти, о котором Байжанов, в силу диспозиции, инкриминировав ему преступление, должен быть знать достоверно", – сказал защитник. 

Про срок

"Прокурор запросил 4 года, то ему и дали. Запросили Бишимбаеву 24 года, 24 года ему и дали. Это получается у нас, я прошу прощения, у нас полжизни только прокуратура показывает, кого приговорят и кому сколько давать. Суд просто соглашается с этим. Считаем, что обвинение, не доказанная вина подсудимого, именно в совершении статьи 432", – возмутился Секеров. 

Презумция невиновности

По словам Секерова, суд нарушил презумпцию невиновности. Проверка на предмет давления на Байжанова от Бишимбаева не подтвердила факт, но адвокат возмущён, что "никакая экспертиза не была проведена о том, что Байжанов что-то скрывает". 

"Хотел бы, кратко, именно попросить коллегию изменить приговор специализированного суда города Астана от 13 мая 2024 года в отношении Байжанова и вернуть на дальнейшее расследование, на главное судебное разбирательность", – заключил адвокат. 

___

Читайте также:

–––