"Перекладывание старых костей в новые могилы". Что не так с реформой МВД в Казахстане
Что нужно изменить в полиции для повышения безопасности граждан?
Что произошло
На фоне громкого убийства 16-летнего Шерзата Полата в Талгаре казахстанская общественность вновь начала задаваться вопросами компетентности правоохранительных органов страны. Из-за шквала критики в адрес МВД после трагического инцидента в Талгаре вопрос о реформах остаётся открытым, равно как и вопросы о том, насколько силовики справляются со своими задачами.
В начале 2024 года президент Касым-Жомарт Токаев особо подчеркивал, что полиция играет важную роль в утверждении принципа "Закон и порядок" в стране. После трагедии в Талгаре произошли кадровые перестановки в самом городе, районе и в целом в Алматинской области. Своих должностей лишились аким Талгарского района, начальник полиции, прокурор и другие представители власти.
Помогают ли такие решения? И почему полиция и другие правоохранительные органы не справляются со своими задачами? Об этом BES.media поговорил с адвокатами и экспертами.
Количество преступлений против женщин и несовершеннолетних растёт
Жанар Джандосова, директор Центра исследований "Сандж", отмечает: несмотря на официальные отчёты о снижении преступности, в Казахстане наблюдается рост числа тяжких преступлений, ДТП и административных нарушений, что указывает на проблемы в правоохранительной системе. Среди причин этого она приводит "недостаточную квалификацию сотрудников, низкие зарплаты, коррупцию и систему безнаказанности, позволяющую преступникам избегать справедливого наказания".
"У нас всегда можно найти какие-то родственные связи или через кого-то решить вопрос. Например, система защиты женщин никогда не будет исправлена, пока на выезд по преступлениям против женщин не будет выезжать женский патруль. У нас всегда приезжают мужчины, и, как вы помните с Бишимбаевым, этот человек говорит: "Что, нозила она тебя, да? Достала?" И пока такое поведение полиции считается нормальным, будут вот эти вещи происходить и далее ", – сказала социолог.
Жанар Джандосова отметила, что существующая система показателей не отражает реальное состояние правоохранительной системы. Она считает, что о слабости системы свидетельствуют серьёзные преступления, особенно против женщин и несовершеннолетних, количество которых за последнее время значительно выросло – на 20-30%.
По её мнению, это показывает недостаточную эффективность работы по предотвращению преступлений – ситуацию так и не удалось взять под контроль.
Снизить коррупцию, повышая зарплату
Джандосова предложила ряд мер, включая повышение зарплат полицейским, обеспечение прозрачности и независимости правоохранительных органов, а также люстрацию и публикацию деклараций доходов чиновников, работающих на коррупционно опасных должностях.
"Очень много случаев мошенничества. Это всё их стремление заработать каким-то иным образом. Хотя именно у полицейских должна быть достойная зарплата, чтобы туда шли именно квалифицированные специалисты, чтобы они были заинтересованы в повышении своей квалификации. Понятно, что искоренить коррупцию, может быть, невозможно, но по крайней мере снизить её порог – это вполне посильная задача", – считает Жанар Джандосова.
Общественница не согласна с заявлениями о том, что в Казахстане снизился уровень коррупции.
"Да, она формально снизилась, но перешла из одного разряда в другой. Например, в 2023 году из 162 коррупционных преступлений, которые были зафиксированы в МВД, 148 было тяжких. 64 из них, то есть практически половина, это были дела о мошенничестве", – сказала Жанар Джандосова.
Пример Грузии
Жанар Джандосова указывает на разрыв между полицией и обществом, который скрывается за официальными статистическими данными. Она предлагает повысить прозрачность и доступность полиции, приводя в пример Грузию, где полицейские участки построены со стеклянными стенами, что символизирует открытость и доверие. Такой подход, по её словам, мог бы улучшить связь между полицией и населением.
Жанар Джандосова в разговоре с BES.media сказала, что нужно сосредоточиться и на обязательной публикации деклараций высокопоставленных государственных служащих и лиц на коррупционно опасных должностях.
"У нас раньше было больше преступлений по получению взятки, а потом – меньше по даче взятки. Сейчас у нас интересная ситуация: в статистике получений взяток мало, а случаев дачи взяток, наоборот, очень много. Получается, что мы сосредоточились именно на тех людях, которые дают взятки. Это говорит о том, что у нас ненормальная система: люди, чтобы решить какие-то проблемы, вынуждены платить. Значит, это что-то с самой системой не то, раз у нас так много взяткодателей. В полиции должны быть квалифицированные, компетентные кадры. Она должна быть полностью независимой от исполнительной системы. То есть политизация правоохранительной системы вообще не должна иметь места. Это вообще исключено, чтобы кто-то, какой-нибудь аким имел возможность надавить на полицию и сказать: "Схватить того-то”, "Того-то накажи", "Того-то закрой", "Отпустите этого". Это вообще недопустимо", – говорит Жанар Джандосова.
Главными качествами новой полиции, по её мнению, должны быть неподкупность, компетентность и доверие со стороны общества.
–––
Читайте также:
Задержан Хасан Касымбаев, которого в СМИ прозвали главой ОПГ "Хуторские"
–––
У МВД идеи есть, но очень мелкие
Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева очень жёстко критикует реформы, которые пытаются проводить в МВД.
"Даже если они реформируют или вносят какие-то изменения, мы в целом их не видим. Как они представляют реформу? Поменять структуру, то есть сократить количество отделов внутри, поменять названия комитетов, сократить или перебросить людей из одного органа в другой. Их видение именно в таком формате. Поэтому, конечно, кажется, что они делают большую реформу, но в целом суть её не видна. Я думаю, каждый раз, когда встают такие вопросы, они проводят какие-то мелкие изменения, чтобы отчитаться перед Администрацией президента, перед Токаевым, что провели серьёзные реформы. Всё это расписывают на 10-15 листов очень красиво, но нудно и скучно, так, что никто не хочет это читать. Главное – есть отчёт, что реформу сделали, и на этом тема закрывается до следующего шума и резонанса," – рассказала Толганай Умбеталиева.
"Всё, что было до этого – просто декорации"
Адвокат Данияр Канафин рассказал BES.media, что в Казахстане не было полноценной реформы правоохранительных органов. По его словам, всё, что было до этого – это видимость проведения реформ.
"Ну, такая игра, что ли, создание видимости. Вот до тех пор, пока правоохранительные органы не будут подочётны гражданам, до тех пор, пока их власть не будет ограничена независимым судом и законами, которые этот суд защищают, до тех пор, пока все попытки реформировать ограничиваются созданием одного органа, переименованием другого органа, расширением/сокращением штата, ничего нового не будет. Это просто перекладывание старых костей в новые могилы. Реформа правоохранительных органов невозможна без полноценной реформы всей системы государственной власти. Потому что правоохранительные органы автономно, сами по себе, не существуют", – сказал Данияр Канафин.
Общество просит настоящего нового Казахстана
Данияр Канафин отметил, что реформы должны быть реальными, а не поверхностными, поскольку текущие изменения не отвечают ожиданиям общества.
–––
Читайте также:
"Ты живёшь за счёт моих налогов" – депутат Куспан о реформе МВД
–––
"Правохранительные органы должны исполнять закон так, как он написан в соответствующих нормативных актах, а не так, как им заблагорассудится. Не было никакой полноценной реформы, была её видимость. По этой причине этот вопрос и сейчас остаётся открытым. Если человек хочет пить, а ему вместо воды дали погрызть леденец, у него создастся ощущение, что он утолил жажду, но обезвоживание как было, так и останется, и через короткий период времени он снова попросит воды. Так и наше общество: оно просит реформы, оно просит настоящего нового Казахстана", – рассказал Данияр Канафин.
Что ещё можно изменить в правохранительной системе
Данияр Канафин сказал о необходимости расширения подсудности для суда присяжных и предложил ряд других мер:
- Расширить подсудность для суда присяжных – предоставить право на суд присяжных всем, кто обвиняется в тяжких и особо тяжких преступлениях.
- Повысить независимость судей – председатели судов должны избираться самими судьями, материальная и организационная независимость должна быть усилена.
- Сделать карьерные критерии ясными – система отбора, назначения и повышения судей должна быть открытой.
- Увеличить зарплаты и социальные гарантии – обеспечить конкурентные зарплаты судьям и сотрудникам правоохранительных органов.
- Сократить численность правоохранительных органов – снизить количество полицейских на душу населения до оптимального уровня.
- Внедрить выборность судей – рассмотреть возможность выборности судей для усиления независимости судебной системы.
Где их агентура, где их оперативные мероприятия?
Адвокат Жан Курсеркин обращает внимание на снижение количества квартирных краж и полагает, что это связано с массовой установкой камер. При этом он отмечает резкий рост интернет-мошенничества, что свидетельствует о недостаточной активности полиции в борьбе с "современными преступлениями".
"Где их агентура, где их оперативные мероприятия? Почему наш народ страдает от интернет-мошенничества? Его масштабы в нашей стране уже выходят за разумные пределы. Это говорит о том, что наша полиция бездействуют. Посмотрите, сколько у нас везде полицейских стоит и охраняет какое-нибудь помещение, учреждение. Сколько у нас полицейских стоит на охране? Почему они не ходят и не вылавливают жуликов, воров, бандитов, хулиганов? Вспомните, мы заходили в суды, у нас отбирали телефоны. Вот чтобы отобрать телефон, там стоят четверо полицейских. Представляете, четверо полицейских на улице города могли бы навести столько порядка", – считает Жан Курсеркин.
Курсеркин отмечает, что для адекватной оценки ситуации в стране необходимо учитывать уровень судимости. По его словам, сейчас сотрудники полиции оказываются на скамье подсудимых не реже, чем обычные граждане. Он также подчеркивает, что специализированные учреждения для правоохранителей существуют только в странах бывшего СССР, что является показателем проблемы в системе.
"На самом деле функция полиции в ходе расследования уголовных дел заключается в сборе доказательств вины и в сборе доказательств невиновности. Просто собирайте нормальные доказательства вины и невиновности. Общество вам спасибо скажет. У нас, к сожалению, к полиции много претензий, и с самим понятием "расследование" надо как следует разобраться. У меня, конечно, много претензий, очень много – могу часами рассказывать, как дела расследуются и какие нарушения допускаются в ходе следствия. Очень много", – рассказал Жан Курсеркин.
Адвокат Курсеркин отметил, что уровень коррупции в правоохранительной системе, особенно в полиции, остаётся серьёзной проблемой, с регулярными случаями привлечения полицейских к ответственности за взятки.
Что говорил депутат мажилиса о реформе МВД
Комментируя трагический случай в Талгаре со школьником Шерзатом Полатом, депутат Абзал Куспан отметил, что правоохранительной системе Казахстана нужна реформа, но та, которая будет проводиться с участием общества.
"До этого слово "реформа" у нас активно использовалось, но как таковую реформу мы не проводили. То, с чем я не согласен в реформах, которые мы проводили ранее, – это то, что мы поручаем самим правоохранительным органам проводить эти реформы. Мы говорим о реформах в прокуратуре и поручаем прокуратуре их проводить. Мы говорим о судебной реформе и поручаем её председателю Верховного суда, образно говоря. Но общество должно в этом участвовать. Общество должно решать, какая полиция и какие суды нам нужны. Если мы хотим реальных реформ, общество должно требовать их", – сказал он журналистам в кулуарах мажилиса.
Петиция о реформе МВД
В сентябре казахстанцы запустили петицию, в которой потребовали провести реформу в министерстве внутренних дел. В петиции предложили создать рабочую группу из числа общественности, чтобы подготовить рекомендации и алгоритмы взаимодейстия полиции с населением при проведении оперативно-профилактических мероприятий.
Контекст
На фоне событий в Талгаре распоряжением президента Касым-Жомарта Токаева также был уволен заместитель главы МВД Айдос Рысбаев. Кроме того, по приказу министра МВД освобождены от должности:
- начальник полиции Талгарского района Нуржан Кунтунов;
- заместитель начальника департамента полиции Серик Шалхаров;
- начальник управления по борьбе с организованной преступностью Дулат Кайыр;
- заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью Жанат Омаров.
Также ранее с должностей были сняты аким Талгара Бахыт Куришбеков и его заместитель Матан Сагындык. Кроме того, уволен с поста руководителя аппарата акима Талгарского района Аслан Касымбаев.
–––
Репортаж BES.media о ситуации в Талгаре читайте здесь:
- "Нам страшно жить". Что сейчас происходит в Талгаре, где на глазах родителей убили подростка
- Глава МВД рассказал, по каким статьям расследуют убийство Шерзата Болата
–––
Видео конфликта, предшествовавшее убийству, смотрите здесь:
–––