"Посмотрите на мою фамилию": юрист потерпевшего по делу Гульмиры Сатыбалды прикрывалась связями с Олжасом Бектеновым

31.07.2024
Фото BES.media

Свидетели со стороны подсудимых рассказали свою версию событий, противоречащую показаниям стороны обвинения.

Что произошло 

В Алматы продолжается судебный процесс в отношении бывшей супруги племянника первого президента Казахстана Кайрата Сатыбалды – Гульмиры Сатыбалды. После допроса свидетелей обвинения настал черёд выслушать свидетелей стороны защиты, то есть Гульмиры Сатыбалды. 

Намёки на Олжаса Бектенова 

В суде допросили свидетеля Айбара Байбосынова, который работал с потерпевшим Абаем Жунусовым с 2012 года в одной из дочерних компании АО "Baur Kazakhstan" – BK Development.

Ранее Абай Жунусов говорил, что Гульмира Сатыбалды, угрожая связями и тюрьмой, заставила его переписать доли в ТОО "MAG Resource" на Айбара Байбосынова. 

По словам потерпевшего, 19 марта 2021 года доли были переданы Байбосынову, но деньги за сделку Жунусов не получил. Айбар Байбосынов рассказал свою версию истории: якобы Абаю Жунусову нужно было избавиться от имущества на балансе АО "Baur Kazakhstan", поскольку Банк ВТБ должен был изъять активы в счёт долга. По его словам, эта идея исходила от Меруерт Бектеновой, юриста Абая Жунусова. 

"Инициатором передачи имущества была сторона Абая Жунусова. В материалах дела есть план мероприятий, составленный лично Меруерт Бектеновой, вероятно, с Абаем Жунусовым", – рассказал свидетель. 

Адвокат Гульмиры Сатыбалды задала вопрос: "Вы угрожали Меруерт Бектеновой? Вас позиционируют как доверенное лицо Гульмиры Сатыбалды в оформлении всех сделок с конца 2019 по 2021 год". 

Свидетель ответил, что угрозы исходили с её стороны. По его словам, нынешний суд – тоже часть плана Меруерт Бектеновой, чтобы Банк ВТБ перенаправил свои претензии к тому, кто якобы отобрал имущество. 

"Чем мне было ей угрожать, если это была их инициатива? Когда у нас произошла надуманная размолвка, прозвучала её угроза в наш адрес, что якобы она сделает из нас ОПГ. Она сказала: "Вы посмотрите на мою фамилию", намекая на Олжаса Бектенова (премьер-министр Казахстана. – Ред.), который в то время возглавлял Антикор, и намекая, что она его сестрёнка", – ответил свидетель. 

"Все просьбы Жунусов передавал через Бектенову"

Уже после суда адвокат Гульмиры Сатыбалды Асемгуль Даниалова подчеркнула, что показания Айбара Байбосынова опровергают слова Абая Жунусова о том, что у него забрали компанию MAG Resource. 

"Согласно обвинительному акту, ТОО "MAG Resource" было передано по указу Гульмиры Сатыбалды и доверенных ей лиц путём угроз, вымогательства, административных ресурсов. Согласно показаниям Айдара Байбосынова, он пришёл на работу по просьбе Абая Жунусова и был всегда доверенным лицом Абая Жунусова. Все просьбы Абай Жунусов передавал через Меруерт Бектенову, которая готовила план ликвидации и реструктуризации АО "Baur Kazakhstan", – высказала свою позицию адвокат подсудимой. 

По её словам, деньги за компанию Абай Жунусов всё же получил.

"Абай Жунусов позвонил с телефона Меруерт Бектеновой и предложил Айбару Байбосынову компанию MAG Resource. Предложение было обосновано тем, что они должны уплатить налоги, выплатить заработную плату. Меруерт Бектенова сопроводила его в ForteBank. Он внёс около шести миллионов тенге на счёт юридического лица. Айбар Байбосынов вложил свои личные деньги и является собственником MAG Resource. Но не как утверждает Жунусов, что у него его компанию забрали", – сказала Асемгуль Даниалова.

"Гульмира Сатыбалды берёт кредит в Нурбанке, чтобы погасить свою задолженность?"

В суде также допросили Каната Ахметова – сотрудника Нурбанка. Он рассказал, как оформлялся кредит для ТОО "Ария жана Астана" ("дочки" Baur Kazakhstan).

Адвокат потерпевшего Рашид Тенизбаев задавал вопросы, ссылаясь на решение суда по иску Нурбанка против ТОО "Ария жана Астана" и Гульмиры Сатыбалды о взыскании задолженности и залогового имущества. 

"По условиям соглашения, целевое назначение кредитной линии – на рефинансирование задолженности перед АО "Банк ВТБ (Казахстан)" и погашение задолженности Гульмиры Сатыбалды. Как это понимать? То есть Гульмира Кауасовна берёт кредит в Нурбанке, чтобы погасить свою задолженность. Перед кем?" – спросил Рашид Тенизбаев. 

"Мы одобрили 3,8 млрд тенге. В тот момент задолженность у "Арии жана Астана" была 3,8 млрд тенге перед Банком ВТБ. В этот банк ушли 3,4 млрд тенге. 400 млн тенге погасила Гульмира Кауасовна через "Ария жана Астана" перед Банком ВТБ", – ответил свидетель.

По его словам, основным залогом по кредиту стало личное имущество Гульмиры Сатыбалды. 

Согласно соглашению с Нурбанком, кредитная линия была предоставлена для:

  • невозобновляемая часть – 3,4 млрд тенге на рефинансирование задолженности перед АО "Банк ВТБ (Казахстан)" и погашение задолженности Гульмиры Сатыбалды;
  • возобновляемая часть – 4,4 млрд тенге для выпуска банковских гарантий. 

Согласно оценке недвижимости, рыночная стоимость залогов составляла: 

Фото: krisha.kz
Green Village — престижный жилой комплекс в Астане, расположенный на левом берегу в районе Есиль, на улице Домалак ана.
  • 7-комнатная квартира в Астане, жилой массив "Комсомольский", улица Домалак ана, дом 12, кв. 8 (ЖК GreenVillage) – 277 млн тенге.
  • Нежилое помещение в Алматы, Бостандыкский район, проспект Абая, угол улицы Тургут Озала, 150/230, блок 10, помещение 859 – 394 млн тенге.
  • Нежилое помещение в Алматы, Медеуский район, проспект аль-Фараби, 100, офис 3 – 155 млн тенге.
  • Нежилое помещение в Алматы, Медеуский район, проспект аль-Фараби, 100, офис 4 – 92 млн тенге.
  • Нежилое помещение в Алматы, Медеуский район, проспект аль-Фараби, 100, помещение 61 – 118 млн тенге.
  • Нежилое помещение в Астане, район Есиль, проспект Кабанбай батыра, 11, ВП-32 – 1,3 млрд тенге.
  • Нежилое помещение в Астане, район Алматы, улица А. Байтурсынова, 1, ВП-14 – 168 млн тенге.
  • Земельный участок в Алматы, Медеуский район, СТ Коктобе, 1, участок 8 – 14 млн тенге.
  • Дом с надворными постройками с земельным участком в Алматинской области, Карасайский район, Жандосовский с/о, село Жандосово, улица Кызгалдак, уч. № 1А – 169 млн тенге.
  • Нежилое помещение в Алматы, Бостандыкский район, проспект Абая, угол улицы Тургут Озала, 150/230, помещение 932 – 415 млн тенге.
  • Квартира в Астане, район Алматы, жилой массив "Акбулак-2", переулок Токырауын, 8, кв. 7 – 267 млн тенге.
  • Парковочное место в Астане, район Алматы, жилой массив "Акбулак-2", переулок Токырауын, 8, п. м. 1 – 2,7 млн тенге.
  • Нежилое помещение в Астане, район Есиль, проспект Кабанбай батыра, 12, н. п. 5 – 123 млн тенге. 

 

Конфликт в семье Жунусовых – Сатыбалды 

В суде допросили бывшую помощницу потерпевшего Абая Жунусова, которая настояла на том, чтобы её имя и фамилия не фигурировали в СМИ. По её словам, она не заметила никаких признаков незаконного удержания Абая Жунусова, когда несколько раз посещала запертого, по версии обвинения, бизнесмена в его доме.

Адвокат подсудимой Асемгуль Даниалова уточнила, давала ли Гульмира Сатыбалды какие-либо указания свидетельнице.

"Она только просила быть рядом с сестрой, потому что у её сестры в тот момент был трудный период", – ответила свидетельница.

По её словам, супруга Абая Жунусова интересовалась второй семьёй супруга.

"Я знаю со слов Раи Кауасовны (жена Абая Жунусова и сестра Гульмиры Сатыбалды. – Ред.) о конфликте, когда она узнала, что у Абая Кадировича есть вторая семья. Она спрашивала, знаю ли я вторую жену, но я сказала, что ничего не знаю", – добавила женщина.

По её словам, у Абая Жунусова мог быть телефон с выходом в интернет. 

Показания сестры Гульмиры Сатыбалды

В суде допросили и сестру Гульмиры Сатыбалды Акайшу Ашимову. По её словам, конфликт между Абаем Жунусовым и его женой Раей Примбетовой случился из-за второй семьи мужчины.

"В феврале 2019 года мне Рая рассказала, что у Абая есть ещё одна семья. Я слышала об этом, но ради четверых детей мы ничего не говорили Абаю и Рае, чтобы дети росли с отцом и матерью. На следующий день она позвонила мне и сказала, чтобы я приехала в Алматы", – рассказала Акайша Ашимова.

По её словам, Рая Примбетова хотела покончить с собой. Она также опровергла информацию, что Абай Жунусов был под домашним арестом.

"Кто сказал, что Абай был под домашним арестом? Это всё ложь. Он не был под домашним арестом", – сказала Акайша Ашимова.

На уточняющий вопрос адвоката Абая Жунусова о том, сколько дней свидетельница была в доме родственницы, Акайша Ашимова ответила, что находилась с сестрой четыре дня.

Судья перебил допрос свидетеля и спросил у стороны защиты Гульмиры Сатыбалды: "У вас все свидетели такие?"

"Свидетель поясняет о той ночи и тех обстоятельствах, когда Абая якобы похитили. Уважаемый суд, с вашей стороны некорректно так говорить о наших свидетелях. Считаю, что нужно выслушать свидетелей, которые поясняют по тем обстоятельствам", – возразила судье адвокат подсудимой Асемгуль Даниалова.

Адвокат потерпевшего Рашид Тенизбаев попросил суд завершить допрос свидетеля Акайши Ашимовой.

"Уважаемый суд, я хочу прекратить допрос свидетеля, потому что это в любом случае родственные отношения, они сёстры, она будет давать показания в защиту сестры. Поэтому я считаю, что нет смысла допрашивать", – высказал своё мнение Рашид Тенизбаев.

Судья согласился с ним, но позволил свидетельнице закончить своё выступление.

"Абай не был привязан на верёвке и под автоматами не был. Если бы Абай бросил записку за пределы дома, любой человек бы спас его. Он свободно ходил по дому", – заключила родная сестра Гульмиры Сатыбалды. 

В чём обвиняют Сатыбалды и её водителя

Бывшую супругу племянника Нурсултана Назарбаева Гульмиру Сатыбалды обвиняют в:

  • незаконном лишении свободы предпринимателя (пункт 3 части 3 статьи 126 УК РК);
  • вымогательстве в особо крупном размере (пункт 2 части 4 статьи 194 УК РК);
  • самоуправстве (часть 4 статьи 389 УК РК).

Мади Батыршаева обвиняют в незаконном лишении свободы предпринимателя.

Кто проходит по этому делу потерпевшими

Три брата Жунусовых – Абай, Алтай и Касым – признаны потерпевшими. По версии обвинения, они лишились своего бизнеса и личного имущества из-за Гульмиры Сатыбалды.

–––

Читайте также:

___