Почему в Казахстане не хотят повышать ставки по долларовым вкладам. Разбираемся

01.12.2023
Pixabay
Банки принимают валютные вклады физлиц под 1%, при этом размещают их более выгодно. Эта ситуация сильно заметна с прошлого года, поскольку стоимость заемных долларов резко возросла. Но в Казахстане поднимать ставки по вкладам в инвалюте не торопятся. Разбираемся, пришло ли время повышать вознаграждение по валютным вкладам, чем это грозит экономике и почему на созданном государством арбитраже зарабатывают только банки.

В Казахстане на валютных депозитах и текущих счетах накопилось чуть менее 8 трлн тенге, или 17 млрд долларов в эквиваленте. Половина этих средств приходится на компании, другая – на физические лица.

Несмотря на исторические минимумы по уровню долларизации в Казахстане и высокую ставку Федеральной резервной системы (ФРС) на уровне 5,25-5,5%, вознаграждения по долларовым вкладам остаются на уровне около 1% для физлиц.

Стремление к единице

Если вкратце, то ставки по депозитам населения в иностранной валюте на однопроцентном уровне оказались в ходе масштабной борьбы с долларизацией в стране. В середине 2010-х казахстанцев отучили от «долларовых» цен на жилье и машины, обязав указывать их в тенге. Тогда же и вклады стали одним из инструментов снижения зависимости от американской валюты в стране. Еще одной причиной сокращения вознаграждения по долларовым вкладам назывались низкие ставки ФРС. Но начиная с прошлого года Федрезерв повышал ставку 11 раз, и сегодня она составляет 5,25-5,5%.

Не пора ли повышать ставки по вкладам в инвалюте

Экономист и экс-глава Банка ЦентрКредит Галим Хусаинов считает, что повышать ставки нужно. Он отмечает, что сегодня есть множество инструментов, которые являются альтернативой для долларовых депозитов и дают доходность выше 5% – например, казначейские облигации США, евробонды квазигосударственного сектора, различные корпоративные облигации с разными рейтингами и так далее.

«Это все влияет на отток депозитов и уход в более привлекательные финансовые инструменты, что в целом приводит к тому, что деньги уходят за рубеж и работают на иностранные компании, вместо того чтобы работать внутри страны, даже если они будут в валюте», – рассказал он.

За 10 месяцев в Казахстане валютные вклады упали на 1,9 трлн тенге, или на 19,8%, что связано либо с конвертацией их в тенговые депозиты либо оттоком в более выгодные инструменты. При этом тенденция сокращения наиболее заметна по остаткам на счетах юрлиц, которые снизались на 1,2 трлн тенге, вклады физлиц уменьшились более чем на 700 млрд с начала года. И если для компаний банки определяют ставки по валютным вкладам самостоятельно, для населения их "потолок" рекомендует Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД). Решения принимаются коллегиально: председателем фонда, представителями Нацбанка и независимыми директорами.

Глава КФГД Адиль Утембаев уверен, что вопрос повышения ставки по вкладам в иностранной валюте для физлиц в настоящее время остро не стоит, а тенговые депозиты, напротив, показывают рост.

«Мы как КФГД не видим острой необходимости в повышении ставок по долларовым вкладам. Во-первых, государственная политика по поддержанию привлекательности тенговых активов сохраняется. Во-вторых, часть наблюдаемого оттока валютных депозитов связана с конвертацией валютных вкладов в тенговые. В-третьих, общая динамика депозитного рынка показывает стабильный рост, что свидетельствует о повышении лояльности и доверия населения к национальной валюте и о перестройке мышления наших граждан. За год депозиты выросли на 27%, а количество счетов выросло на 19%», – отметил Утембаев.

Вопрос ставок по долларовым вкладам несколько раз с прошлого года обсуждался с Нацбанком и КФГД, в том числе со стороны банков, рассказала глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.

«Банки считают, что возможность повышения ставок по валютным вкладам должна быть, потому что часть клиентов по-прежнему хранит свои сбережения в твердых валютах, в частности в долларах. Для того чтобы сохранить их депозиты в банковской системе, желательно было бы повысить ставку», – пояснила она.

Бахмутова предположила, что если ставки на международном рынке сохранятся на высоком уровне в течение даже следующего года, возможно банкиры и макрорегулятор придут к какому-то консенсусу.

"Потому что есть тенденция, что клиенты забирают деньги из банковской системы и стараются заработать на рынке капитала", – добавила глава АФК.

Генеральный директор Damu Capital Management Мурат Кастаев согласен, что отток капитала наблюдается. По его словам, валютные вклады "утекают" в первую очередь в банки ОАЭ и Катара, где средняя доходность по ним равна 3,5-4% годовых.

«Однако этот отток долларовых депозитов я считаю меньшим злом для нашей страны, чем если развернется вспять тренд дедолларизации в Казахстане», – добавляет он.

Он не считает, что необходимо повышать ставки, потому что в этом случае возможен переток тенговых вкладов в долларовые, что окажет давление на курс тенге, так как для открытия долларовых депозитов держатели депозитов будут продавать тенге и покупать доллары.

"В ответ на рост курса доллара граждане начнут еще больше их покупать и это может вызвать цепную самоподдерживающуюся реакцию", – добавил Кастаев.

Альтернативой валютным вкладам начальник управления аналитических исследований Jusan Invest Бауыржан Тулепов называет фондовый рынок, где действуют более высокие процентные ставки.

«Для широкой розницы повышение ставки по долларовым депозитам является некритичной, поскольку она в отличие от крупных капиталов руководствуется вопросом не столько сбережения капитала, сколько его приумножения. А депозиты в национальной валюте (с повышенными ставками) этой задаче отвечают», – отметил он.

Сколько в банках долларов

Фининституты могут вполне выгодно вкладывать полученные от клиентов доллары и зарабатывать на этом. По итогам 2022 года, согласно отчетности, у шести самых крупных банков по вкладам, было: 

  • В Halyk Bank средства клиентов в долларах составили чуть более 4 трлн тенге (около 8,8 млрд долларов). 
  • В Банке ЦентрКредит на счетах клиентов американской валюты было чуть больше 1 трлн тенге (примерно 2,2 млрд долларов). 
  • В Евразийском банке долларов насчитывалось 864 млрд тенге (около 1,9 млрд долларов).
  • В FоrteBank в "зеленых" хранилось 682,5 млрд тенге (почти 1,5 млрд долларов).
  • В Kaspi Bank на долларовых средствах клиентов было 512,3 млрд тенге (около 1,1 млрд долларов).
  • В Jusan хранилось американской валюты на 480 млрд тенге (1 млрд долларов).

Случайный арбитраж

Как поясняет Галим Хусаинов, полученные валютные депозиты банки вкладывают в валютные кредиты, в ценные бумаги в валюте, а также в депозиты НБ РК, по которым банкам начисляются проценты, близкие к ставке ФРС. (По данным Нацбанка за 2022 год, он принимал срочные депозиты от банков по ставке 4,24%).

«Другими словами арбитраж между ставкой 1% и рыночной ставкой забирают банки, вместо того чтобы эти деньги получали депозиторы. В такой ситуации бенефициарами являются только банки», – добавил Хусаинов.

Однако не стоит спешить обвинять банки, отмечает финансовый аналитик Арман Бейсембаев. По его словам, в Казахстане правительство само создало возможность для получения доходов банками.

«По сути государство своими руками создало в стране арбитражные ситуации, на которых банки могут зарабатывать. И нельзя их за это осуждать, это больше вопрос к монетарным властям. Банки видят возможность, они зарабатывают, как и любой бизнес», – пояснил он.

Долларизация – всему головная боль

Елена Бахмутова называет нынешний уровень долларизации "сбалансированным, здоровым для структуры фондирования банковского сектора". Все меры, которые предпринимает Нацбанк в целом и в частости в борьбе с инфляцией, содействуют тому, чтобы люди сберегали в национальной валюте. Но есть и желающие хранить вклады в инвалюте. Поэтому никто не говорит о каком-то взрывном росте долларизации, но это должно быть более или менее по рыночным правилам.

Политика снижения зависимости от американской валюты работает – уровень долларизации бьет рекордные минимумы, добавляет Арман Бейсембаев.

«Высокий объем долларов в экономике вызывает много вопросов к состоятельности тенге, его покупательской способности и силе. Но долларизировать свою экономику недопустимо. Это может привести, в том числе, к проблемам в банковской системе», – считает он.

Собеседник поясняет, что в случае бегства вкладчиков банки столкнутся с дефицитом долларов. При этом фининституты, ведущие большую часть своих операций в тенге, смогут обратиться в Нацбанк, который в крайнем случае сможет запустить печатный станок и выпустить столько тенге, сколько нужно. С долларами так не получится, отметил Бейсембаев, поскольку у Нацбанка может не быть столько американской валюты. 

"Государство пошло на этот шаг в качестве инструмента дедолларизации, и в условиях сохранения высокой инфляции (и как следствие, риска дальнейшего ослабления курса тенге) оно вряд ли пойдет на его отмену", – предположил Бауыржан Тулепов.

Некуда вложить?

Впрочем, не решен в стране и вопрос с тем, куда банки могут вкладывать доллары. В Казахстане действует ограничение на выдачу займов в долларах. Для банков также установили коэффициент по размещению части средств во внутренние активы или КВА. 

Мурат Кастаев добавляет, что, не имея возможности разместить долларовую ликвидность внутри страны, банки начнут вкладывать их за пределами страны, вызвав отток капитала из Казахстана. Такая же ситуация, по его словам, может сложиться, если на рынок зайдут крупные иностранные банки, которые смогут "пылесосить" рынок, принимая валютные депозиты по высоким ставкам. 

Вопрос, куда банки смогут вкладывать валюту, стоит на повестке банкиров с прошлого года, но Нацбанк пока думает, рассказала Бахмутова. 

«С одной стороны, нужно давать возможность зарабатывать на депозитах чуть больше, а с другой стороны у банков должна быть четкая стратегия, куда они будут размещать эти деньги. Потому что если они будут размещать в иностранные активы, то там же препятствует коэффициент размещения во внутренние активы (КВА), поскольку он по-прежнему ограничивает вложения за пределы страны в зависимости от капитала», – пояснила Бахмутова.

Одним из примеров, куда банки могли бы инвестировать доллары, могут стать валютные облигации компаний, которые реализуют какие-то крупные проекты, в том числе и компании фонда "Самрук-Казына".

Удержать вкладчика-бизнесмена

При этом банки пытаются удержать бизнесменов-вкладчиков, которые держат депозиты в иностранной валюте. Об этом можно судить и по резкому повышению среднерыночных ставок по вкладам в инвалюте с апреля – с 0,8 до 2,2% к октябрю.

Помимо депозитов некоторые игроки предлагают и другие инструменты: например, валютные облигации. В этом году Halyk Bank выпустил облигации на МФЦА со ставкой 3,5%.

Учитывая это и принимая во внимание избыточную ликвидность на балансе банка с фактом оттока по депозитному портфелю в первом квартале, Бауыржан Тулепов полагает, что банк выпустил эти облигации для своих крупных клиентов, в том числе с целью недопущения их ухода.

«Хотя кажется при этом, что крупные клиенты банка могли приобрести те же облигации минфина США и сами, при схеме покупки облигаций Halyk Bank на МФЦА не возникает налогов. Этот же факт может объяснять, почему руководство банка решило установить доходность по своим облигациям ниже доходности облигаций минфина США. С учетом, что банки имеют свободный доступ к рынку гособлигаций США, данная схема для них несет ограниченный, но хорошо защищенный доход», – пояснил он.

В то же время, соглашается он, выпуск облигаций Halyk Bank «оголяет» потребность в качественных инструментах в иностранной валюте на фоне роста доходности в мире из-за волны ужесточения монетарной политики центральных банков развитых стран и одновременно с этим низкая текущая ставка по депозитам в иностранной валюте отечественных коммерческих банков (1%), но опять-таки для крупных клиентов.

В конце ноября и Банк ЦентрКредит решил выпустить долларовые облигации.

Елена Бахмутова отмечает, что валютные облигации банков дают возможность клиентам банков больше заработать. При этом фининституты получают более длинное фондирование, что является принципиально важным для дальнейшего функционирования финансового рынка в целом и доступа экономики к "длинным" деньгам.

Доля депозитов к ВВП отстает от некоторых стран

В Halyk Finance выяснили, что, несмотря на рост вкладов в Казахстане за последние 10 лет, их доля к ВВП начала снижаться в этом году из-за их слабого роста, а также довольно позитивной динамики по ВВП. На конец июля 2023 года она составила 25%. Для сравнения, в 2013-2022 годах эти значения были близки к 30% (кроме 2015-2016 годов, когда произошел скачок до 38% из-за роста вкладов в валюте, вызванного девальвацией тенге к доллару).

По подсчетам аналитиков, показатель вкладов к ВВП сильно отстает от значений некоторых развитых стран, в которых эта доля близка или выше 100%, а также от показателей развивающихся стран по меньшей мере в два раза. В Чили этот показатель составляет 63%, в Бразилии – 71%, в Германии – 95%, в США – 101%. 

---

ПОДПИШИТЕСЬ НА СТРАНИЦЫ BES.MEDIA:

TELEGRAM | WHATSAPP | YOUTUBE |

Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot