Право на разработку месторождения в Атырау продали за 2,3 млрд тенге. Много это или мало?

1 июня 2024 г. 0:06
Фото пресс-службы минэнерго

Цена на разработку месторождения Караган в Атырауской области повысилась во время аукциона в 42 раза.

Что произошло 

31 мая на сайте оператора электронных аукционов e-qazyna.kz состоялись торги на предоставление права недропользования по углеводородам на девяти месторождениях в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях.

Аукцион проводился по английскому методу путём повышения стартовой цены. Самую крупную сумму в 2,3 млрд при стартовых 55,7 млн заплатили за самое небольшое (всего 4,3 кв. км) месторождение Караган в Атырауской области.

Что ещё разыграли

  1. В ходе аукциона вторым по сумме приобретения значится участок в 176,9 кв. км месторождение Жалганой (за исключением месторождения Бурмаша, которое с 1998 года уже имеет контракт с АО "Мангистаумунайгаз") в Мангистауской области. Его выставили со стартовой ценой в 47,9 млн тенге. Победитель заплатит 1,03 млрд тенге.
  2. Участок площадью 89,64 кв. км месторождения Синельниковское в Актюбинской области выставили со стартовой ценой в 344,9 млн тенге. Победитель заплатит 480 млн тенге.
  3. Участок в 5036,01 кв. км месторождения Кендала Северный в Мангистауской области (за исключением участка недр стратегического значения – Тайбогор с залежами урана) выставили со стартовой ценой в 101,3 млн тенге. Победитель заплатит 367,4 млн тенге.
  4. Участок 32,5 кв. км месторождения Шубаркудук в Актюбинской области выставили со стартовой ценой в 36,9 млн тенге. Победитель заплатит 72,1 млн тенге.
  5. Участок в 488,89 кв. км месторождения Тасшагыл в Атырауской области выставили со стартовой ценой в 11,07 млн тенге. Победитель заплатит 69,2 млн тенге.
  6. Участок в 3844,41 кв. км месторождения Кендала Южный в Мангистауской области выставили со стартовой ценой в 95,06 млн тенге. Победитель заплатит 344,7 млн тенге.
  7. Участок в 4,64 кв. км месторождения Бакланий Северный в Атырауской области выставили со стартовой ценой в 36,9 млн тенге. Победитель заплатит 59 млн тенге.

Что не востребовано

Участок в 109,61 кв. км месторождения Азнагул на границе Атырауской и Мангистауской областей выставили со стартовой ценой в 11,07 млн тенге, но аукцион признали несостоявшимся по причине отсутствия участников торгов.

___

Читайте также:

___

Почему аукцион

Член общественного совета министерства энергетики РК Олжас Байдильдинов объяснил, почему право на разработку разыгрывают именно на аукционе.

"Раньше всегда были вопросы к тому, как распределяются эти участки, почему разные цены, разный подписной бонус и так далее. И то, что происходит сейчас, это то, как должна развиваться сфера геологии новых месторождений. Государство выставляет на открытые аукционы определённые участки недр, выставляя, в том числе, геологическую информацию по этим блокам: проводились ли там исследования или есть предположения. Исходя из этого, инвесторы строят свои инвестиционные модели и участвуют в аукционе. Плюс, что в аукционах может участвовать кто угодно, включая иностранные компании", – объяснил он.

Для участия в аукционе компания должна получить ЭЦП и внести определённую банковскую гарантию на заключение контракта и выполнение обязательств.

Оправдываются ли суммы

Что касается цифр, то по мнению эксперта, суммы, которые могут казаться маленькими, на самом деле зависят от множества факторов.

"Разные месторождения могут оцениваться по-разному. Где-то есть инфраструктура вблизи, трубопроводы, газопроводы, какие-то перерабатывающие мощности. Может быть, два одинаковых участка с точки зрения перспективности, но один будет находиться вблизи действующей инфраструктуры по разработке месторождения, а второй – за 200-300 км в степи, где всё придётся строить заново. Естественно, у них будет разная стоимость и разный потенциал. При этом это месторождение подразумевает в том числе и разведку, и добычу, и проведение геолого-разведочных работ. Это всё производится вкупе", – сказал Олжас Байдильдинов.

По мнению эксперта, ожидания не всегда оправдываются: может быть так, что месторождение окажется сухим. 

"По каждому участку есть определённые требования, которые государство выставляет. К примеру, на одном участке компания в течение двух лет должна провести исследование. В течение следующих двух лет должны пробурить разведочную скважину. Или несколько скважин. И разведочная скважина – это дорогое мероприятие: от 10 до 30 млн долларов в среднем. И она, естественно, может оказаться сухой. Или данные о притоке окажутся непривлекательными с коммерческой точки зрения. Соответственно, добыча на участке будет нерентабельной, и лицензию на это место могут сдать", – объяснил Олжас Байдильдинов.

___

___

Что в итоге

Эксперт считает, что Казахстану нужны новые месторождения и начинать работу в этом направлении нужно было давно, поскольку за последние 20 лет не открывались никакие крупные месторождения. Всё, что есть сейчас – это доразведка действующих, либо разработка небольших месторождений, которые были разведаны ещё во времена СССР.

"По итогам 2023 года добыча на казахстанских месторождениях упала. Да, она выросла у Тенгиза, Карачаганака и Кашагана примерно на 7%. Но у других компаний наоборот – упала. То есть мы вступили в фазу снижения добычи. И нужно понимать, что после 2030-х годов все крупные проекты Казахстана выйдут на тот уровень, когда добыча будет снижаться. Чтобы поддерживать уровень добычи, поступления финансов в экономику и бюджет, нам необходимы новые месторождения", – заключил Олжас Байдильдинов.

Контекст

В послании Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана "Экономический курс Справедливого Казахстана" в сентябре 2023 года он поставил перед правительством задачу довести площадь геолого-геофизической изученности к 2026 году до 2,2 млн кв. км.

В январе 2024 года в ходе инвестиционного круглого стола в Риме президент РК отметил, что в республике насчитывается более 5 тысяч неразведанных месторождений стоимостью свыше 46 трлн долларов.

___

Читайте также:

___