Проще запретить, чем контролировать: почему минздрав настаивает на запрещении вейпов

19.05.2023
Абай Бангенжин. Фото Служба центральных коммуникаций
На площадке Службы центральных коммуникаций при президенте прошёл круглый стол «Вейп-эпидемия в Казахстане и пути решения».

Участники мероприятия высказались однозначно - в Казахстане необходимо вводить запрет на вейпы. Вопрос об ужесточении контроля за нелегальными продажами они даже не обсуждают.

Позиция минздрава

Чиновники опираются на данные исследования HBSC (Исследовательская сеть «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» / Health Behaviour in school-aged children), которые показывают, что в 2018 году 14% мальчиков и 6% девочек в возрасте 15-ти лет пробовали вейпы, а 8,5% мальчиков и 3,8% девочек 11-15 лет употребляли электронные сигареты. В 2022 году среди впервые попробовавших их количество увеличилось на 3,6%, так и в течение последних 30 дней - увеличение на 2,7% в сравнении с показателями 2018 года. Самостоятельных исследований министерство, видимо, не проводило.

Помимо непосредственно вреда от никотина, говорят медики, современные электронные системы предлагают «ассортимент» и других веществ. Среди них - глицерин, пропиленгликоль и ароматические добавки, оказывающие токсичное воздействие на здоровье человека. Понятно, что плюсов для организма они не приносят. Заместитель директора департамента организации медицинской помощи минздрава Гульнар Сарсенбаева в качестве примера вреда от вейпов привела случай тяжелого заболевания органов дыхания у подростка. «В расследовании установления причины заболевания установлено что он в течении года потребляет регулярно электронные системы потребления», - рассказала она.

Опытом поделился и председатель правления АО «Национальный научный медицинский центр», доктор медицинских наук, президент Евро-Азиатского Респираторного Общества Абай Байгенжин:

«В 2019 году на конгрессе ВОЗ показывали такое, и мы тогда думали, что в природе не бывает пневмонии, чтобы одновременно или две нижние доли, или две верхние доли заболевали. Это априори невозможно, потому что бронхиальное дерево устроено так, что оно не попадает и не заражает. А вот это симметричность... мы тогда подумали, что это может быть начало коронавируса, но теперь-то становится понятным, что это никакой не коронавирус, а это обычное потребление вот этих вот сигарет».

Позиция религиозных объединений

В числе участников «дискуссии» были и представители духовенства. Руководитель отдела проповеди и наставления Духовного Управления Мусульман Казахстана Батыржан Мансуров заявил: курение в исламе считается харамом, а ДУМК уже выпустил соответствующую фетву. «Вместо сигарет купите хлеб, то, что будет пищей. Здоровье – бесценное богатство», - заявил он.

Пресс-секретарь Конференции Католических Епископов Центральной Азии Петр Пытлованы заявил, что это«начало большой войны, в которой мы все примем участие». Католическая церковь считает зависимость от любых веществ грехом, а никотин всегда был и будет считаться токсичным, а вейпы и электронные сигареты – табачные изделия. Но к тотальному запрету он призвал относиться более осторожно, «чтобы избежать ухода этой формы воздействия (на организм людей) в подполье, так как ее будет еще сложнее контролировать». «Очень важный вопрос - воспитания. Как детей, так и родителей, чтобы умело сопровождали молодое поколение. Не на уровне «можно - нельзя», а аргументированно, чтобы молодой человек, на основе полученных от нас данных, мог совершить правильный выбор», - сказал он.

Позиция общественности

Заместитель председателя Совета матерей Ассамблеи народа Казахстана, предприниматель Баян Ахатайубеждена, что путь решения проблемы только один:

«Вейпы изначально были представлены как альтернатива курению сигарет, но на практике эффект оказался в разы хуже. Вейпы нашли свою среду: подростки и дети. Молодые люди активно используют их, являясь жертвами яркой рекламы пропаганды курения. Есть только один способ защитить наших детей - полный запрет на завоз продукции в Казахстан».

Лидер национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова тоже настроена категорично. Вейп-индустрию она называет «токсичной индустрией, которая производит токсичный продукт». «Нет никакой разницы от контрабандного и официально произведенного вейпа. Везде присутствует глицерин, полипропиленглюколь, 2 тысячи химических веществ, ароматизаторы. Вейп-индустрия специально для вас создала токсичный сладкий продукт, для детей, для того чтобы использовать их», - заявила она.

Дискуссия с анонсированным итогом

Представители МВД, таможни, вейп-индустрии в «круглом столе» не участвовали. Обсуждение проблемы прошло без них. Хотя именно к ним минздравпереадресовывал вопросы о том, почему не работают действующие запреты – на продажу детям. А о контроле, контрабанде и перспективах роста черного рынка они оказались не готовы говорить. Вот - небольшая часть «диалога» журналистов и чиновников.

Журналист: Вы не боитесь, что в рамках теневого рынка все равно будут ввозить?

Представитель минздрава: Ну наркотики же тоже запрещены…

Журналист: Но они есть в Казахстане. Да, наркотики запрещены, но они есть в Казахстане.

Представитель минздрава: Да. И снюсы тоже запрещены, но они есть. Но вы понимаете, кодексом установлены запреты на продажу табачных изделий с открытой демонстрацией. Но сейчас эта норма кодекса - она не работает. Как было открыто, так и продаются.

Чиновники чётко дали понять: разбираться в нюансах контроля они не намерены, а осуществление тех самых контрольных функций, анализ рисков не входит в их компетенцию. Все вопросы о том, что будет со здоровьем детей, когда на рынке останется только нелегальная контрафактная продукция, остались без ответа.

 

Подпишись на Telegram-канал BES.media >>  https://t.me/bessimptomno 
у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot