Регистрация мопедов в Алматы: более 300 ДТП за четыре месяца и ожидаемые меры

16.06.2023
Вслед за самокатами в Алматы намерены взяться и за мопеды. За 4 месяца 2023 года с участием мопедов произошло 333 ДТП, в которых 309 человек получили травмы, один человек погиб.

Увеличение количества аварий за год в 3,5 раза. При этом в учет не взяты те случаи, когда участники ДТП «разводят на месте». Рассказываем, какие меры собираются принять в Алматы и как это повлияет ситуации на дорогах.

Ездят где хотят и закладывают наркотики

80% жалоб от горожан касаются именно водителей двухколесного транспорта, говорят депутаты маслихата Алматы. Если движение самокатов и велосипедов отрегулировали, по крайней мере создали правила, то с мопедами «вовсе беда».

Обсудить проблему и составить предложения решили депутаты маслихата Алматы, члены общественного совета, сотрудники полиции, акимата и курьерские службы – их сотрудники часто используют мопеды как мобильный транспорт.  

Суть проблемы заключается в том, что по закону мопеды объемом двигателя до 500 кубических сантиметров не нужно регистрировать, то есть получать госномер – следовательно, для управления ими не нужны водительские права, и они вне зоны внимания дорожной полиции. Однако силовики заявляют, что именно мопедисты часто намеренно идут на преступления: к примеру, закладывают наркотики.

Подыгрывает проблеме рынок: зная лазейку с регистрацией, всё больше продавцов предлагают именно такие мопеды, для которых не нужны бумаги. По факту может быть так, что мопед имеет объем двигателя более 500 кубических сантиметров, но изворотливые бизнесмены выдают их за малолитражки. Или на мопед вовсе нет никаких документов. В случае, когда полицейский остановит такое транспортное средство и захочет оспорить его габариты, обращаться некуда – нужно проводить экспертизу. Понятно, что этим никто заниматься не будет. В итоге по Алматы колесит огромное количество мопедов, создавая аварийные ситуации как на дорогах, так и на тротуарах.

Полиция признаётся в бессилии

В департаменте полиции Алматы признаются: проблема острая – никакие оперативно-профилактические мероприятия не помогают. В сутки они регистрируют как минимум 25 ДТП с участием мопедов. А в рамках ОПМ недавно за три дня они отправили на штрафстоянку 125 мопедов.

«Отправлять на штрафстоянку мы имеем право на основании 797-й статьи КоАП, то есть в случае, когда есть одно их трех условий: если за рулем несовершеннолетний, если водитель был без шлема, если отсутствует сертификаты, техпаспорт с переводом, vin-кодами. Мопеды стоят на штрафстоянке, принадлежащей акимату. Если владельцы предоставят документы, то могут забрать мопеды, в противном случае они так и будут простаивать», – рассказал старший инспектор группы организации дорожной патрульной службы ДП Алматы Аскар Таттыбаев.

За круглым столом никто не смог чётко ответить, сколько всего мопедов ездит по Алматы. Ни полиция, ни агрегаторы, ни управление городской мобильности не знает даже приблизительную цифру. Поэтому сразу же поступило первое предложение: регистрировать мопеды. Как это сделать, предложил депутат маслихата, председатель постоянной комиссии по предпринимательству, туризму и экологии Руслан Идрисов.

«Нужно зарегистрировать мопед на физическое лицо, то есть человек, условно, приходит с удостоверением личности – и ему выдают госномер на мопед, привязанный к его ИИНу. Если человек сдает в аренду мопеды, то регистрирует их на ИП или ТОО. Как страхование ГПО. Таким образом мы сможем оперативно зарегистрировать мопеды и приблизительно узнать общее количество. Если полицейский останавливает мопедиста, у него будет номер, соответственно его можно штрафовать», – Руслан Идрисов.

Два месяца на добровольную регистрацию

Предложение народного избранника поддержали эксперты по транспорту. Елена Ерзакович считает, что обязательным условием должны быть сроки регистрации: 

«Маслихат может вынести такое постановление. На основании чего? По самокатам сказано, что на местные исполнительные органы будут налагаться полномочия разрабатывать различного рода правила, то есть общий закон на уровне республики регулирует, с какого возраста разрешено передвигаться, вопросы регистрации и так далее, а Алматы сам определяет зоны и так далее. Но мы знаем, что республиканские правила могут утверждать долго, от полугода до года. Пока вся эта процедура проходит, мы можем на своем уровне провести промежуточную регистрацию в рамках пилотного проекта».

На собрании было решено оповестить (как?) всех владельцев мопедов и дать им два месяца. Причем сроки – это самое главное условие.  

«Мы даем два месяца на постановку мопедов на учёт. К примеру, с удостоверением личности прийти в такой-то кабинет и получить временный опознавательный номер. Это будет местный учёт. Следом вторая рекомендация: приступить срочно к разработке правил по эксплуатации мопедов», – предложила эксперт Елена Ерзакович. 

В случае отказа от регистрации полицейские будут полномочны штрафовать владельцев мопедов за отсутствие временных номеров.

Мопеды приравнять к мотоциклам?

Первый этап – это легализация тех транспортных средств, что уже ездят на дорогах. Но можно и нужно что-то делать с теми мопедами, что будут завозить после принятия поправок, говорили на собрании. 

Полицейские Алматы считают, что мопеды необходимо приравнять к мотоциклам. Такое предложение они неоднократно отправляли в МВД. Пока тишина.

«При ввозе в Казахстан, при растоможке, мы предлагали установить на мопеды GPS. Так нам проще будет найти его, если украли или в случае с ДТП. Для регистрации владелец должен предоставить документы сертификации от завода изготовителя с переводом на трех языках, а также чек купли-продажи. Было бы удобно, если бы мопеды регистрировали, когда завозят, и мы тоже имели бы доступ к этой базе данных», – предложил заместитель начальника УМПС ДП Алматы Серик Шумаев.

Депутаты уверены, проблемы создает теневой рынок, который завозит мопеды без документов и с поддельным указанием объёма двигателя.

«Все проблемы происходят из-за тех ИП, которые завозят мопеды на территорию Казахстана. Мы знаем такие ИП, они не могут получить сертификаты, так как это сложно. Но они всё равно завозят мопеды на территорию Казахстана различными путями, например, в разобранном виде, в виде запчастей и продают. Никто не привозят мопеды на автобусе. Люди покупают на базарах, где реализуется по 10-20 штук. Нужно сделать обязательным шаг регистрации на стадии границы, таможни, точно так же, как мы автомобили регистрируем, а это уже труднее, тогда и завозить что попало не будут», – предлагает депутат маслихата Алматы, член фракции партии Respublica в маслихате Жалынбек Жайнайбар.

Не изобретать мопед

Что делать на законном уровне, знают эксперты по транспорту. Вместо того чтобы придумывать новые законы, нужно сделать пару корректировок в действующих Правилах дорожного движения, считает Тимур Елеусизов.

«По сути, убрать надо барьер «50 кубов» и написать «в том числе электро». Человек, который не имеет документы на свой мопед, нормально зарегистрирует его, получит госномер. Как было с кыргызскими машинами. Зачем что-то новое придумывать, если есть ПДД, которые регламентируют работу полиции?» – недоумевает эксперт.

Большинство мопедов используют курьеры для доставки. Причем они могут как иметь свой собственный транспорт, так и арендовать его. Агрегаторы – компании служб доставок говорят, что проводят обучения своих сотрудников, но признаются: эффекта достигают мало.

Операционный директор компании Choco Иван Доценко рассказал, что в компании по всему Казахстану работают пять тысяч курьеров. Из них тысяча в Алматы, 500 из них на зарегистрированных мопедах, 500 – на автомобилях.

«К нам часто приходят те, кто в аренду сдаёт мопеды, мы у них спрашиваем регистрацию, нужны ли водительские права? Ни у кого нет документов, они не проверяют даже удостоверение личности курьера, просто записывают видео и говорят: вы нам должны вернуть в том же состоянии мопед. Посмотрите ОЛХ – это все нелегальный рынок. Я согласен, что нужны номера. Пример азиатских теплых стран: в Таиланде, например, все легально, с номерами», – рассказал Иван Доценко.

В компании Wolt признают, что есть в работе недочеты: например, курьеры у них могут заключать договор для работы в 2021 году, а начать работать аж в 2023 году. Бизнесмены предлагают создать единый мониторинговый центр всех агрегаторов, чтобы компании видели, кого и где блокировали.

«Когда курьер хочет работать у нас, он проходит обучение. В конце – тест. Там же материал, где   описаны основные проблемы в городе. Мы активно сотрудничаем с ДП, когда поступают заявления от клиентов, мы предоставляем информацию. Курьеры наши отслеживаются, если они онлайн. За май мы отработали 5-6 обращений в полицию», – отчитался Мадияр Нарбаев.

Яндекс и Glovo проигнорировали собрание

Обсуждать проблему с депутатами не пришли курьерские службы "Яндекс" и Glovo, а специалисты управления городской мобильности, кто собственно и отвечает за эту сферу, не показали желания решать проблему.

«Мы можем инициировать очень много жестких правил – например, запретить использовать курьерским службам мопеды. Тогда бизнес перестанет действовать. Сегодня на встречу не пришли "Яндекс" и "Глово". Они находятся за границей. Если они не приходят объяснить текущую ситуацию, пусть тогда работают за границей. Также ситуацией не владеет управление городской мобильности, предлагаю пригласить их на комиссию», – резюмировал депутат маслихата Руслан Идрисов. 

В ближайшее время маслихат планируют пригласить сотрудников прокуратуры, антикора и юстиции и обсудить механизм регистрации мопедов в пилотном режиме.

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> https://t.me/bessimptomno 
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot