Суд над Гульмирой Сатыбалды: фотографии с Назарбаевым и Байбеком приобщили к материалам дела

20.06.2024
Фото Акорды

На этих фотографиях экс-президент Нурсултан Назарбаев присутствует на открытии "Халык Арены" в Алматы, а экс-аким Алматы Бауыржан Байбек – на открытии НИШ.

Что произошло

В Алматы продолжается судебное разбирательство по делу Гульмиры Сатыбалды – экс-супруги племянника первого президента РК Кайрата Сатыбалды. Её обвиняют в незаконном лишении свободы предпринимателя, вымогательстве в особо крупном размере и самоуправстве.

Что было в суде

В суде продолжился допрос третьего потерпевшего – Касыма Жунусова. Он приходится братом другим потерпевшим – Абаю и Алтаю Жунусовым. Первого, по версии обвинения, Гульмира Сатыбалды незаконно удерживала взаперти в его же доме и заставила переписать бизнес на своих доверенных лиц. Братья якобы заложили свои дома и авто в пользу компаний Гульмиры Сатыбалды.

После допроса потерпевшего выступил свидетель Бакыт Кабенов. 

Допрос третьего потерпевшего по делу Гульмиры Сатыбалды

Третий потерпевший по делу Сатыбалды рассказал, что ущерб ему составил 226 млн тенге, учитывая стоимость Toyota Land Cruiser, спецтехиники и дома.

"В 2011 году меня пригласил брат Абай Жунусов в Baur Kazakhstan стать директором. Я согласился. Абай мне тогда говорил, что Гульмира отвечает за административные вопросы. Я ему верил. Я понимал, что она жена Кайрата Сатыбалды и невеста Назарбаевской семьи", – рассказал Касым Жунусов.

По его словам, первым проектом Baur Kazakhstan стало строительство школы в Турксибским районе Алматы на 1200 мест. Вместо запланированных двух лет проект закончили за год.

"После этого мы построили две школы НИШ. Кроме этого мы построили "Халык Арену". Застройщиком было ТОО "Ария – жана Астана". Во всех проектах, которые делали по заказу государства, у нас проблем не было", – добавил потерпевший. 

Фотографии с Назарбаевым и Байбеком приобщили к материалам дела

Адвокат потерпевшего Олжас Карбозин заявил ходатайство – в подтверждение слов Касыма Жунусова приобщить к материалам дела фотографии с открытия ледовой арены (участвовал тогдашний президент РК Нурсултан Назарбаев) и НИШ (участвовал тогдашний аким Алматы Бауыржан Байбек).

Прокурор не возражал. Адвокат Абая Жунусова Рашид Тенизбаев просил удовлетворить ходатайство. 

"Стороны защиты ставит вопрос, что мы этот вопрос политизируем. Абсолютно нет. Мы говорим про те обстоятельства, которые имели место быть", – сказал Тенизбаев.

Адвокат Гульмиры Сатыбалды Асемгуль Даниалова тоже не была против и просила приобщить эти фото к материалам дела.

"Поскольку наша защита строится на том, что братьями Жунусовыми выведены денежные средства, а умысла у нашей подзащитной на то, чтобы удерживать его дома, не было, необходим аудит. Как сказал представитель потерпевших: все дружно работали. Фотографии только подтверждают, что братья занимались хозяйственно-произодственной деятельностью", – сказала адвокат Гульмиры Сатыбалды. 

Остальные участники процесса поддержали ходатайство. Судья удовлетворил его. 

"Жёсткие наезды и угрозы в адрес Абая Жунусова"

После выступил свидетель – тогдашний директор ликвидированной компании Baur Kazakhstan Бакыт Кабенов. Он рассказал про угрозы Гульмиры Сатыбалды в адрес Абая Жунусова, подтвердив таким образом слова потерпевшего.

"В 2019 году Гульмира Сатыбалды приехала в офис и спросила, где Абай Жунусов. Потом мы узнали, что он у дома матери. Мы приехали к дому матери, Гульмира вышла из машины и начала обвинять Абая Жунусова в том, что он украл деньги. Всё время она угрожала физической расправой, говорила, что отвезёт за город. Но потом предложила продолжить разговор в офисе. Мы приехали в офис и зашли внутрь. Там были жёсткие наезды и угрозы в адрес Абая Жунусова", – рассказал свидетель.

Он описал события, которые происходили в офисе.

Фото BES.media
Директор ликвидированной компании Baur Kazakhstan Бакыт Кабенов

"Всё время было давление со стороны Гульмиры Сатыбалды. Потом она требовала, чтобы Мади Батыршаев (водитель Гульмиры Сатыбалды, второй подсудимый. – Авт.) позвал парней, которые стояли внизу, и они избили Абая Жунусова. Разговор в основном шёл о том, как украли деньги. Потом она повела Абая Жунусова в кабинет с железной дверью, где не было окон. Потом вернулись в кабинет. Были моменты, когда они оставались одни. Ночью отвезли его под домашний арест. Она постоянно наезжала, угрожала, это не был диалог. Это был наезд с её стороны", – рассказал свидетель. 

Бакыта Кабенова также допрашивали на детекторе лжи по приказу Гульмиры Сатыбалды. 

"У нас не было выбора, она угрожала, что посадит нас в тюрьму и будет то, что происходит с Абаем Жунусовым", – заключил свидетель.

Что было на прошлом заседании

Адвокат подсудимой Асемгуль Даниалова ответила на вопросы журналистов. По её словам, Гульмира Сатыбалды не признаёт себя виновной в предъявленных обвинениях. В частности, что касается якобы незаконного лишения свободы экс-партнёра по бизнесу Абая Жунусова. 

Фото BES.media
Асемгуль Даниалова

"Хотелось бы обратить внимание, что все 165 дней, как говорит Жунусов, он находился в своём личном доме, территория которого занимает большое количество квадратов, у него в самом начале были мобильная связь и интернет. С ним находились и садовник, и домработница. Поэтому говорить о том, что его незаконно лишали свободы, похищали – у нас нет никаких оснований", – сказала Асемгуль Даниалова.

Позиция потерпевшего

"Сатыбалды на своей машине вместе с Батыршаевым повезли меня в мой дом, расположенный в мкр Каргалы (ул. Кенесары хана, 183), где я оставался под стражей 165 дней с 14 февраля по 28 июля 2019 года. После привода меня домой Гульмира Сатыбалды привела дополнительно охрану из двух человек, а также охрану для наружного наблюдения, которая вела круглосуточный контроль за домом, чтобы никто не мог выйти и зайти ко мне. В последующем охранников по указанию Сатыбалды заменили на других и усилили дополнительно людьми, которые являются членами ОПГ. С момента привода меня домой, с 14 февраля 2019 года, мои попытки выйти из дома были заблокированы, в дом пускали людей только по разрешению Сатыбалды и Батыршаева (второй подсудимый, водитель Гульмиры Сатыбалды. – Авт.)", – рассказывал ранее потерпевший предприниматель Абай Жунусов.

Позиция защиты

По словам адвоката Гульмиры Сатыбалды, имущество братьев было приобретено за счёт денеженых средств АО "Baur Kazakhstan" (компания, которая ранее принадлежала троим физлицам, в числе которых Гульмира Сатыбалды и Абай Жунусов).

"Есть транспортное средство, которое изначально принадлежало этой компании, и в январе 2019 года оно было выведено из её активов и переписано на одного из братьев Жунусовых. На сегодняшний момент имущество не выбыло из собственности братьев. Оно находится в их собственности, они проживают в этих домах. И все денежные средства, которые были якобы переданы по договорам займов и залогов, были введены в кассу предприятия как финансовый актив компании", – сказала адвокат Сатыбалды.

Позиция потерпевшего

Ранее во время допроса Абай Жунусов рассказал, что его братья заложили свои машины и дома якобы в обмен на его свободу.

"Таким образом, мои братья были вынуждены ради спасения моей жизни согласиться на незаконные требования Сатыбалды, так как она в ходе угроз сообщила, что в случае отказа от исполнения её требований моя жизнь будет подвергнута насилию со смертельным исходом. Хочу отметить, что при этом мои родные не могли встретиться со мной, не имели разрешения войти в дом, где я был под незаконным арестом, не имели связи со мной", – рассказал Абай Жунусов.

Позиция защиты

По словам адвоката Сатыбалды, денежные средства не были потрачены на личные нужды Гульмиры Сатыбалды или её родственников. Асемгуль Даниалова утверждала, что для восстановления репутации AO "Baur Kazakhstan" Гульмира Сатыбалды вынуждена была взять кредиты в Нурбанке на себя и своих родственников, заложив своё личное имущество. По её словам, на сегодняшний день это имущество было передано банку в соответствии с судебными решениями.

Позиция потерпевшего

"Основным мотивом Сатыбалды для завладения бизнесом являлось то, что у неё росли денежные расходы, которые я перестал полностью обслуживать, что сильно её раздражало. Хотя ежемесячно я ей с бизнеса платил 35 000 долларов. У неё возникла потребность единолично распоряжаться деньгами бизнеса. К этому добавились её нездоровые амбиции по захвату бизнеса третьих лиц, одним из которых оказалось Galanz Вottlers, на что из бизнеса было отвлечено 200 млн тенге", – рассказывал Абай Жунусов.

Позиция защиты

"Позиционируется, будто Гульмира Сатыбалды передавала угрозы. На сегодняшний момент мы такими сведениями не располагаем. По крайней мере, свидетели ещё не допрошены. Мы не слышали никого, кто бы сказал: "Да, я лично угрожал от имени Гульмиры Сатыбалды", – сказала адвокат Гульмиры Сатыбалды.

–––

Читайте также:

–––

Позиция потерпевшего

"В январе 2020 года Сатыбалды через Родионова И. передавала мне свои угрозы о том, что при отказе передать активы (офисное помещение в ЖК "Гаухартас" и административные и производственные здания на ул. Москвина в Алматы, ТОО "MAG Resources") она посадит в тюрьму меня, моих близких и тех, кто со мной ранее работал. В начале февраля 2021 года Сатыбалды, угрожая мне своим административным ресурсом, а именно возбуждением в отношении меня и близких родственников уголовных дел, вынудила переписать доли в ТОО "MAG Resource". Я, находясь под страхом уголовного преследования и не сомневаясь в возможностях Сатыбалды в организации уголовного преследования со стороны силового блока страны, дал своё согласие переписать доли ТОО "MAG Resource", – рассказывал ранее в суде Абай Жунусов.

Позиция защиты о долге перед ВТБ банком

Ранее адвокат потерпевшего Рашид Тенизбаев рассказал, что дело о долге перед ВТБ Банком касательно строительства ЖК Vostochka в Алматы выделено в отдельное производство Антикоррупционной службой.

"Абай Жунусов пытается обстоятельства другого уголовного дела переложить в рамки этого дела. Этот эпизод выделен. Но на сегодняшний момент следствие не закончено, поэтому комментировать мы не можем", – сказала Асемгуль Даниалова.

–––

Читайте также:

–––

В чём обвиняют Сатыбалды

Бывшую супругу племянника Нурсултана Назарбаева Гульмиру Сатыбалды обвиняют в:

  • незаконном лишении свободы предпринимателя (статья 126, часть 3, пункт 3, УК РК);
  • вымогательстве в особо крупном размере (статья 194, часть 4, пункт 2, УК РК);
  • самоуправстве (статья 389, часть 4, УК РК).

Её водителя Мади Батыршаева обвиняют в незаконном лишении свободы предпринимателя.

По словам потерпевшего Абая Жунусова, ранее AO "Baur Kazakhstan" владели Сатыбалды (34% доли), Жунусов (33%), Жумагулов (33%). В состав AO "Baur Kazakhstan" входили такие компании:

  • ТОО "Ария жана Астана";
  • ТОО "Премьер НС";
  • ТОО "TM Engeenering";
  • TOO "Baur Development group";
  • TOO "Bereke Astana group";
  • TOO "Saryarka Investment Group";
  • TOO "Petrotel";
  • ТОО "MAG Resource" и др".

По словам Жунусова, эти компании в итоге оказались оформлены на людей Гульмиры Сатыбалды, а предпринимателю досталось TOO "Baur Development group" с долгом перед ВТБ банком.

–––

Читайте также:

–––