Суд по делу Шерзата Полата: откуда в истории появились "Хуторские", рассказал отец погибшего подростка

18.04.2025
Фото BES.media

Каржаубай Нурымов утверждает, что упоминание "Хуторских" изменило ход конфликта и заставило его думать о самообороне.

Что произошло

На заседании суда по делу об убийстве 16-летнего Шерзата Полата выступил его отец Каржаубай Нурымов. Он рассказал, как развивались события той ночи, почему на месте конфликта оказался с ножом и что за группа людей называла себя "Хуторскими".

"Мы "Хуторские": как началось столкновение

Конфликтная ситуация возникла позже, когда Дархан Аскентай и Шерзат Полат столкнулись в магазине. Шерзат якобы услышал, как Дархан сказал Каржаубаю Нурымову что-то нелицеприятное. Они вышли на улицу и в словесной перепалке Шерзат ударил Дархана. Отцу пришлось их разнимать.

"Начал просить прощения у Дархана. Он сказал, что не простит. Сказал, что позовёт своих парней. Сказал, что Шерзат заплатит своим здоровьем", – вспоминает Каржаубай Нурымов.

Нурымов сообщил, что перед приездом Нурганата Гайыпбаева к магазину подъехал Нурбол Токтаубаев с несовершеннолетним Думаном Искаком. Токтаубаев начал выяснять, кто бил Аскентая, и, чтобы отвести подозрения от сына, Нурымов сказал, что это был он.

Затем, по его словам, Нурбол произнёс: "Вы, что, нас не узнали? Я Нурбол. Мы "Хуторские" ребята". Он обвинил Шерзата в нападении на сироту Дархана и подчеркнул, что не потерпит такого отношения.

"Мы не знали, что он сирота. Никто не ловил и не избивал его специально. Это было недоразумение", – объяснил Нурымов.

Нурымов также рассказал, что к магазину подъехала ещё одна машина.

"Из "Акцента" вышли трое. Имён не знаю. Между Нурганатом и ними завязался разговор. Нурганат спрашивал одного из них, пришёл ли он на разборки. Тот ответил, что уже слишком взрослый для разборок. Оказалось, что Нурганат всех их знает, потому что между ним и Равилем (Сакиевым) раньше были разногласия. Также были вопросы и с Нуркиясом (Ильясов). Они много ходили по барам, учились в медколледже. Между ними была драка, после которой Нурганат попал в больницу, но он не писал заявления в полицию – тогда вопрос решили по-мужски", – сказал Нурымов.

Когда у магазина стало собираться много людей, Нурымов дважды позвонил в полицию (102), но никто не ответил. Позже он попытался вызвать скорую помощь (103) – тоже безрезультатно.

"Я вышел с ножом, потому что испугался"

"Равиль утащил Нурганата за руку, чтобы переговорить. Я зашёл в магазин. За мной зашли двое, сказали, что хотят купить спиртное. Я сказал: "Не обижайтесь, но я закрываю магазин". Из открытого окна я услышал, как раздался удар, и был слышен голос Ахмета. Я взял нож в целях самообороны", – отметил Нурымов.

"Когда Нурбол сказал, что они "Хуторские", мы испугались. Мы в ауле слышали, что когда они дерутся – ничего не соображают. У нас соседа убили ножом и выстрелом. Я подумал, что должен защитить себя и сына", – добавил он.

"Шерзат говорил, что его проткнули"

По словам Нурымова, когда он выходил из магазина, Азамат Токтаубаев ударил дверь, и он упал. Затем Дархан Аскентай ударил его бутылкой, а Шынгыс полоснул ножом. Позже он увидел, как Ильясов избивает Шерзата прикладом ружья. Подросток был в сознании и жаловался на боль.

"Он (Ильясов) не обращал внимания на рыдания и просьбы матери… Я не думал, что Шерзата ранили ножом. Я подбежал к своей матери и помог ей выбраться из арыка – подумал, что она может захлебнуться в воде. В это время кричала мама Шерзата. Тогда я увидел всё своими глазами. Ребёнок разговаривал. Говорил, что что-то проткнули, что болит. Оказалось, сзади, в области лопатки, текла кровь. И несмотря на это, Нуркияс бил его по голове, ударил несколько раз", – рассказал Нурымов.

Вскоре Шерзат и его брат Нурганат потеряли сознание. Отец подумал, что оба погибли.

"Если бы не "Хутор", я бы не взял нож"

Нурымов подчеркнул, что не взял бы нож, если бы не угрозы: "Если бы я не слышал, что они "Хуторские", я бы не стал брать нож, я бы просто объяснял. У нас так сложилось, что если слышишь "Хутор" – боишься. Люди знают, что от них можно ожидать чего угодно".

"Жду справедливости"

В завершение Каржаубай Нурымов сообщил, что не имеет никаких требований к несовершеннолетнему Думану Искаку.

"Я жду только справедливого решения – и всё. Не хочу никого обвинять, выяснять, что "чёрное", а что "белое", ничьи деньги не нужны. Прошу не беспокоить мою семью. Если есть что сказать лично – я отвечу за свои слова и действия. Те, кто пролил кровь моего сына, должны понести ответственность", – сказал он.

Детали

На скамье подсудимых – девять человек, включая несовершеннолетнего. Они обвиняются в убийстве, покушении на убийство, хулиганстве и недонесении о преступлении. Большинство из них в первый день судебных разбирательств не признало свою вину, другая часть – признала частично. 17 апреля стороны процесса попросили судью Ержана Жанузакова перевести суд в Алматы из-за сложной логистики, но получили отказ.

18 апреля до обеда на заседании допросили бабушку Шерзата Жумабике Кадирову и его мать Гульбару Бишембиеву.

Контекст

Главное судебное разбирательство по делу об убийстве Шерзата Полата началось 17 апреля в Талдыкоргане. 17-летнего подростка убили во время драки у магазина, причиной которой стал конфликт между продавцом и покупателем из-за банки пива. Трагический случай вызвал общественный резонанс, который привёл к увольнению чиновников.

Верховный суд на днях сообщил, что судебные заседания будут транслироваться в онлайн-режиме. Это второй резонансный суд после процесса над бывшим министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым, который транслируется онлайн.

Что за "Хуторские"

После трагического происшествия появилась неофициальная версия, что напавшие могли оказаться членами некоей талгарской ОПГ "Хуторские" (по названию села), а руководителем этого ОПГ в СМИ называли Хасана Касымбаева, которого, к слову, 4 ноября задержали по подозрению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и похищении человека. Преступление совершено в июне 2021 года. Сам Касымбаев опроверг информацию о нападении на семью Шерзата Полата, а в МВД и вовсе сообщили, что никакой такой ОПГ не существует.

–––

Читайте также:

–––