Свободно передвигаться и не погибнуть во время землетрясения. Чего ещё алматинцы хотят от генплана
Третий день обсуждений генерального плана Алматы до 2040 года получился самым массовым. Впервые за три дня на него пригласили не только экспертов, но и жителей самого города – по нескольку от каждого района. Не все из них успели понять суть того, что им представляют.
---
Читайте также:
- Новый генплан Алматы: город рискует превратиться в гетто, где людям нечем будет дышать
- Генплан Алматы: изношено всё и LRT и BRT в три «пятилетки»
Что в городе важно для алматинцев
Обсуждение генплана с жителями началось с презентации исследования «Анкета горожанина», проведённого «Алматыгенпланом» в виде опроса жителей.
Власти заявляют, что было уже опрошено более 11 тысяч человек, но урбанисты планируют привлечь к опросу еще около 10 тысяч, чтобы сделать подборку «более представительной».
Предварительные результаты исследования представлял российский урбанист Святослав Мурунов. Оказалось, его в качестве консультанта пригласил проектный институт. Мурунов сообщил, что такой метод вопроса позволяет вычислить «среднестатистического горожанина», понять, сколько времени он тратит на дорогу, что его волнует, что он предлагает и как готов участвовать в развитии города.
Одним из первых вопросов в анкете был, сколько времени горожане тратят, чтобы добраться из одного места в другое. Большинство (25,6 процента – почти 2500 человек) ответило, что тратят на дорогу больше часа. Ещё 19,2 процента (2000 человек) – от 45 до 60 минут. Меньше 15 минут на дорогу тратят только 10 процентов опрошенных, что, по словам урбаниста, влияет на качество жизни горожан.
6000 человек ответили, что передвигаются по городу на общественном транспорте, около 2500 – пешком. Личный автомобиль выбирают чуть больше 2000 человек.
Участники также ответили на вопрос, какие пять слов ассоциируются у них с Алматы. Организаторы исследования разделили ответивших на казахском и русских языках. Зачем, не объяснили. Но представили результаты так, что у русскоязычных жителей город ассоциируются со словами «пробки», «горы», «смог», «зелёный», а казахоязычные только отвечали «әдемі», «көркем» и «асем»– синонимы слова «красивый». Также говорят, чтопопулярными были слова «таза» (чистый) и «қала» (город).
Примерно такое же расхождение возникло, когда горожан спросили об основных критериях комфортности города. Согласно представленному опросу, для русскоязычных участников это транспорт, доступность, чистоту, воздух, для казахоязычных – работа (жұмыс), общественные (қоғамдық)и места (орындар).
Аким района за одним столом с жителями?
Всех участников обсуждения распределили по восьми столам с названием каждого из районов. Надо отметить, что за столами помимо горожан присутствовали и акимы этих районов, которые также участвовали в дискуссиях о проблемах. К сожалению, большинство участников за такой короткий срок не сумели понять сути того, что собой представляет генеральный план города и поэтому их вопросы и обращения касались скорее локальных проблем, чем стратегического планирования города. Тем не менее разработчики генплана обещали учесть их пожелания при составлении мастер-планов районов и проектов детальной планировки зданий.
Один из активных жителей микрорайона Сайран попросил предусмотреть наличие инженерной инфраструктуры и школ в районе, где по большей части стоят дома 30-40-летней давности. По его словам, в их районе сейчас застраивается не меньше десятка ЖК, что очевидно дастсущественную нагрузку на инфраструктуру. Разработчики генплана уверили его, что в Сайране по генплану планируется ещё одна школа, а представитель управления энергетики акимата считает, что имеющие инженерные сети справятся с растущей нагрузкой.
Одна из представителей района по имени Мадина (фамилию не назвала) заявила, что аким Досаев «устраивает цирк», а главный разработчик генплана «участвует в преступлении» и может сесть за это. Она требовала отменить имеющиеся сейчас план детальной планировки, а также указала, что на слушаниях нет собственников участков, через которые будет проводиться новая застройка и строительство объектов инфраструктуры, как дороги и школы. По её словам, участки выкупают не по справедливым ценам. Разработчики генплана ответили, что такие вещи будут рассматриваться при разработке нового проекта детальной планировки, так как конкретные участки для выкупа и сноса ещё не определены.
В Медеуском районе жители оказались более пассивны и не сделали значимых предложений. Разве что бывший архитектор внёс несколько предложений по повышению качества городской недвижимости, к примеру, офисные здания должны получить международный экологический сертификат, а торговые центры – повысить безопасность при ЧС.
Алатауский и Наурызбайский районы: самые активные жители
Больше всех предложений и вопросов поступило от жителей присоединённых к городу районов. Они детально изучили схемы будущей планировки улиц и задавали конкретные вопросы. Особенно острыми для них были вопросы будущих красных линий улиц, которые предполагают снос домов.
Жители микрорайона Мадениет просили не строить в их районе квартальные улицы и оставить индивидуальное жилищное строительство. Разработчики генплана не смогли пообещать этого, так как такие небольшие улицы закладываются уже после разработки генплана.
Жительница Алатауского района предложила пересмотреть проект по строительству вокзала «Алматы-3» на границе города и Боралдая. Вокзал хотят построить на территории области, а пересадочную площадку для общественного транспорта через дорогу от него – уже в границах Алматы. Женщина считает, что приезжающим будет неудобно переходит через дорогу до вокзала.
«Вокзал действительно будет в области, а транспортно-пересадочный узел с другой стороны, то есть в городе. Это было сделано по согласованию с областью. На данном участке улицы будет построен сквозной тоннель, чтобы приезжающие могли перейти дорогу», – рассказал руководитель управления мобильности Алматы.
Жители Алатауского района также попросили перенести строящееся недалеко от Мадениета транспортное кольцо в область, так как, по их мнению, оно будет создавать пробки.
Жители заявили, что задыхаются от смога и поинтересовались судьбой ТЭЦ-2. Разработчики генплана ответили, что переводом станции на газ занимается компания "Алматинские электрические станции". Она должна завершить проект в конце 2026 года.
В другом присоединенном районе – Наурызбайском – одной из самых актуальных проблем остаются так называемые дачные товарищества или садоводства. По словам жителей одного из таких садоводств, зачастую их дома намного комфортнее и современнее, чем у жителей соседних микрорайонов, но они уже много лет не могут добиться того, чтобы их перестали считать «садоводами» и придали их домам статус индивидуального-жилищного строительства (ИЖС), а сами садоводства превратили в полноценные городские микрорайоны.
Разработчики генплана не смогли дать «дачникам» обнадеживающего ответа. По их словам, чтобы перевести садоводческие хозяйства в статус ИЖС, нужно наличие в районе инженерных сетей, дорог и социальных объектов. Аким района Санжар Тогай рассказал, что в районе 138 садоводческих хозяйств, но только 30 из них в ближайшее время переведут в статус ИЖС.
Турксибский и Жетысуйский районы: ветхое жилье и выкуп земли
Для жителей Турксибского района самой острой проблемой остаются старые дома в частном секторе и ветхое жилье, которое, по словам жителей, портит внешний вид района. Жители попросили предусмотреть меры, которые, наконец, обяжут провести обещанную реновацию, не полагаясь только на волю застройщиков. Их также волнует, будут ли сносить частный сектор при прокладке новых улиц и строительстве ЛРТ.
Разработчики генплана отметили, что пробивка и снос частного сектора будет производиться в основном в центрах притяжения района, а снос ветхого жилья прописан в отдельной программе реновации, а генплан лишь обозначил участки, где он необходим.
От Жетысуского района на обсуждения генплана в основном пришли владельцы участков по линии будущей застройки. К примеру, одна из жительниц утверждает, что скупила участки вдоль Суюнбая, где планируют расширять железнодорожные линии для строительства поверхностной линии метро. Другой участник представился владельцем предприятия и высказался от лица всех представителей индустриального сектора в промзоне. Он хотел узнать, могут ли снести уже действующие предприятия и почему в этом случае проект генплана не обсуждали с представителями промышленной отрасли.
Разработчики генплана отметили, что по их проекту действительно предполагается вынос большей части промышленности из нижней части города за пределы городской черты. По их словам, с представителями этих предприятий планируется отдельная встреча, когда будет понятно, о каких именно предприятиях идет речь.
Бостандыский район: не продумана сеймобезопасность
В верхней части города слабо развита транспортная, выше Аль-Фараби много «бутылочных» горлышек, заявили жители Бостандыкского района, которые также сидели за одним столом с акимом района. По их мнению, требуется пробивка улицы Гагарина и Дулати до Достык.
Разработчики генплана отметили, что такая пробивка в генплане не предусмотрена, и они старались не закладывать пробивку в уже сложившихся районах.
Другая важная тема, которую затронули жители Бостандыксого района, сейсмоопасность. По их словам, они не увидели в генплане расчёта по плотности строительства домов, возможного угла падения зданий и можно ли располагать нескольких 17-этажных высоток рядом и что с ними будет, если случиться сильное землетрясение. Также генплан чётко не определяет места для эвакуации населения.
«У нас строятся сейсмостойкие здания», – это всё, что смог ответить эксперт со стороны разработчиков генплана.
В ДЧС Алматы сообщили, что эвакуационные пункты в городе увеличили до 200, и все они нанесены на популярные навигационные сервисы.
Общественная активистка и жительница Бостандыского района Салтанат Ташимова спросила, как использовались предложения, выдвинутые рабочими группами в 2021 году при разработке корректировок генплана. Она не увидела этих предложений в презентации нового варианта генплана.
Представители «Алматыгенплан» смогли лишь ответить, что изучали эти предложения, но не уточнили, какие из них в итоге были учтены. Но при этом пообещали, что все предложения и комментарии, полученные в течение трех дней от экспертов и горожан, будут учтены при постановке технических задач (ТЗ) на разработку мастер-планов полицентров Алматы.