Тендеры будут разыгрывать по-новому: что изменится с 1 января 2025 года с принятием нового закона о госзакупках
К минусам эксперты отнесли строительство под ключ и отсутствие в законе госзакупок фонда "Самрук-Казына", хотя президент поручал унифицировать правила для всех госконтрактов.
Сфера госзакупок долгое время оставалась наиболее привлекательной для расхищения госсредств. Теперь в закон внесли изменения, с 1 января 2025 года он вступит в силу. Что изменится?
Основные новеллы
- Согласно новому закону, при госзакупках теперь будет важна не только цена, но и качество.
- Для получения госзаказа будет важна и репутация компании.
- Чтобы школы и дороги, построенные на бюджетные деньги, не разваливались через год, в отношении недобросовестных поставщиков разработали больше санкций.
- В законе появилось понятие "строительство под ключ": государство даст возможность формированию рынка ЕPC-подрядчиков (Engineering, Procurement and Construction) – способ контрактования в строительной отрасли. Один подрядчик сможет заниматься всем циклом работ от проектирования до сдачи объекта и будет нести за это ответственность. Это повысит качество госзакупок в строительстве и снизит риски для заказчика. В мировой практике EPC-контракты считаются гарантией качества.
- Сокращены субподряды. По действующему закону на субподряд можно отдавать 50% работ, со следующего года – только 30%. Это сделано для того, чтобы недобросовестные поставщики, выиграв тендер, не передавали объёмы на сторону. Это приводит к большому риску некачественного исполнения госзаказа.
- У компаний из регионов будет преимущество для получения госзаказа плюс один балл из 10 максимальных, если кандидат не менее года зарегистрирован в той или иной области.
- Но 0,1 балла у поставщика отнимут, если в этом году компания уже заключала договор, то есть шанс получить новый госзаказ у неё будет меньше, чтобы избежать монополизации.
Но обо всём подробнее и по порядку.
"Вместе с ценой значение будет придаваться качеству"
Госзакупки проводят:
- местные исполнительные органы;
- государственные организации;
- квазигосударственные компании, за исключением фонда "Самрук-Казына", для которого существует свой порядок.
По данным руководителя аналитического центра "Цифровое общество", сооснователя сообщества общественного мониторинга госзакупок РК Kun Jarygy Нургали Рахманова, объём госзакупок только за 2023 год составил 8,19 трлн тенге.
"На эти деньги строят дороги, школы, больницы, проводят коммуникации и многое другое. До принятия нового закона система ориентировалась на самое дешёвое. Теперь вместе с ценой значение будет придаваться качеству. Один из принципов проведения госзакупок – оптимальное и эффективное расходование денег путём обеспечения соотношения цены и качества закупаемых товаров, работ и услуг. Кроме этого, важны добросовестная конкуренция, открытость и прозрачность процедур", – подчеркнул Нургали Рахманов.
"У поставщиков не должно быть задолженности по зарплате"
Как сейчас проводятся госзакупки? Государство как покупатель:
- формулирует технические требования к товарам, работам и услугам, которые оно планирует приобрести;
- во время конкурса оценивает, насколько предлагаемые товары, работы и услуги соответствуют техническим требованиям, сформулированным в тендерной документации;
- выбирает предложение по наиболее низкой цене.
После – исполнение подписанного договора, во время которого государство проверяет, насколько поставляемые товары, работы и услуги соответствуют заявленным техническим характеристикам. На каждом из этих этапов есть коррупционные риски.
"Новый закон направлен на приобретение товаров лучшего качества, повышение ответственности участников и развитие конкуренции. Конкурируя между собой, поставщики должны предоставлять народу самое лучшее, полезное, нужное по приемлемой цене. Это главный драйвер реформ в сфере госзакупок, направленных на противодействие коррупции и снижение её уровня. Минфин также взял под контроль социальную ответственность поставщиков: например, у них не должно быть задолженности по заработной плате, и это очень важно", – сказал Нургали Рахманов.
Что изменится в обжаловании результатов тендера
По словам Нургали Рахманова, ежегодно по госзакупкам заключается около 1,5 млн контрактов. Если они несправедливые, можно пожаловаться в комитет внутреннего госаудита минфина, который завален такими жалобами. Чтобы разобраться с одним обращением, специалисту надо 2-3 дня.
По новому закону участник тендера сможет подать жалобу заказчику, и он в течение трёх рабочих дней должен принять решение об её удовлетворении или отказе, которое может быть обжаловано в суде.
"Новый механизм обжалования результатов тендера был одним из самых сложных задач при разработке нового закона о госзакупках. Но в результате, я считаю, приняли очень грамотное, продуманное и в чём-то уникальное решение", – добавил Нургали Рахманов.
Где будут проводить тендеры
При обсуждении нового закона поднимали вопрос о переводе госзакупок на единую платформу. По словам эксперта, другой закон и порядок закупок действует для "Самрук-Казыны": также на отдельной платформе проводят закупку медицинских изделий и фармпродукции. Перевод их на единую платформу минфин планирует в течение двух лет.
Нарушителей к тендерам не допустят
"Отдельной статьёй в законе выделены ограничения, связанные с участием в госзакупках. В статье 7 указано: потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых госзакупках, если он сам, его руководитель, учредитель или крупный акционер ранее совершили коррупционное преступление", – рассказал Нургали Рахманов.
"Строительство под ключ похоже на результат лобби"
По словам эксперта по государственным финансам, учредителя фонда Zertteu Research Institute Шолпан Айтеновой, в новом законе есть как положительные, так и отрицательные стороны. Из положительного она отметила:
- оптимизацию и упрощение процедур закупочного процесса, что будет способствовать более эффективному использованию госредств и повышению прозрачности;
- введение механизма рассмотрения жалоб непосредственно организатором закупок и обжалование результатов через веб-портал, что будет способствовать оперативности и сокращению временных рамок для разрешения спорных вопросов;
- повышение ответственности поставщиков, включая запрет на участие в госзакупках лиц, совершивших коррупционные правонарушения, – это может способствовать снижению рисков коррупции;
- запрет на допуск потенциальных поставщиков с просроченной задолженностью по заработной плате – это способ поддержки добросовестных работодателей и косвенный механизм контроля трудовых отношений и предупреждения трудовых конфликтов;
- сокращение предельных объёмов работ и услуг, передаваемых субподрядчикам, с 50 до 30%. Повышается вероятность получения и выполнения госконтрактов теми, кто имеет квалификацию, а не третьих лиц.
К отрицательным сторонам она отнесла:
- возможность заключения договоров с одним поставщиком в случае признания его соответствующим квалификационным требованиям, что может создать условия для монополизации рынка и ограничить конкуренцию;
- увеличение порогов для закупки из одного источника и упрощение процедур для приобретения товаров, работ и услуг без проведения конкурентных процедур, что может способствовать коррупционным схемам и недобросовестным действиям;
- исключение способа закупок через товарные биржи и возможность закупки из одного источника только в исключительных случаях, что может ограничить доступ к рынку и сделать процесс закупок менее прозрачным;
- возможность заключения договора о строительстве под ключ, предметом которого являются комплексные работы по строительству объекта с установлением ответственности одного поставщика на всех этапах реализации проекта от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию.
"Эта новелла имеет больше минусов, чем плюсов, и похожа на результат лоббирования интересов крупнейших строительных компаний. Минусы заключаются в монополизации всего процесса исполнения договора, и это может привести к ситуации, когда поставщик не будет мотивирован обеспечивать высокое качество на всех этапах, это риски неэффективного выполнения работ. Также этот механизм снизит конкуренцию на рынке, в результате менее крупные компании, но узкоспециализированные будут исключены в цепочке поставок", – пояснила Шолпан Айтенова.
По её мнению, команда, которая отвечает за весь проект, может не иметь достаточной экспертизы во всех аспектах строительства или на всех его этапах, а контролировать и проводить мониторинг будет сложно. Заключение единого контракта под ключ может усложнить процесс контроля над качеством работ и своевременностью выполнения этапов строительства.
"Если за проект отвечает один поставщик и это социально важный объект, то может возникнуть трудность в объективной оценке качества его работы и выявлении недостатков, так как расторжение договора будет означать больше издержек, придётся соглашаться на некачественную работу в результате. Также такой механизм несёт потенциальные финансовые риски для заказчика, если поставщик окажется ненадёжным или столкнётся с финансовыми трудностями. В таком случае возврат средств и решение возникших проблем может оказаться затруднительным", – добавила спикер.
Эксперт считает, что в законе отсутствуют чёткая система контроля над использованием новых полномочий заказчиками, возможность создания условий для произвольного отбора поставщиков, нет эффективного механизма предотвращения злоупотреблений и коррупции в процессе госзакупок.
"Госзакупки фонда "Самрук-Казына" не унифицировали"
Исполнительный директор общественного объединения "Әділдік жолы" Дидар Смагулов отметил, что подписание нового закона должно существенно изменить ситуацию в сфере госзакупок.
"Все новшества направлены на повышение ответственности поставщика. Если поставщик привлечёт субподрядчиков, которых не указал вначале, то могут расторгнуть договор. Также основанием для расторжения договора введено невыполнение графика работ, несоответствие срокам. Это очень существенно, потому что позволит недобросовестных поставщиков сразу же исключать, а вместе с введением института общественного контроля это позволит не допускать каких-то предпочтений для поставщика от заказчика и, соответственно, снизит коррупционные риски, ведь зачастую коррупционность заключается в том, что принимают работы, выполненные некачественно либо закрывают глаза на сроки", – сказал Дидар Смагулов.
Также он отметил важность введения в закон понятия "общественный мониторинг."
"Раньше нельзя было оспорить результаты госзакупок, если ты не являешься потенциальным поставщиком, даже если больница, которую построили, разрушилась, а дорога, которую сдали месяц назад, вся в ямах. Твои письма и обращения возвращали без рассмотрения, так как основанием для проверки могло быть только обращение потенциального поставщика. Это было очень несправедливо и закрывало любые возможности для контроля гражданами. Теперь эта ситуация изменится", – объяснил Дидар Смагулов.
Но новым законом не охвачены закупки квазигосударственного сектора и группы компаний "Самрук-Казыны", добавил он. Хотя в послании президента народу Казахстана было прямо сказано, что нужно закупки "Самрук-Казыны" привести в единое соответствие с закупками государства.
"Речь идёт о регулировании законом и на платформе проведения госзакупок. У "Самрук-Казыны" своя платформа, она закрыта и не так прозрачна, как платформа госзакупок, и президент поручал это унифицировать, но, к сожалению, в новый закон это так и не ввели", – заключил спикер.
Не последние изменения?
Принятый закон о госзакупках является рамочным и содержит основные принципы, а вся детализация будет прописана в правилах минфина. Это позволит оперативно реагировать на потребности общества, которые постоянно меняются. Например, случились паводки – надо срочно реагировать, выделять деньги. Это будет прописано в правилах, чтобы на ситуацию влиять быстро и эффективно. Это значит, что изменения впереди.
–––