Упрощёнка перестала быть простой. Что не так с проектом нового Налогового кодекса и почему его рано принимать

01.09.2024
Иллюстрация сгенерирована нейросетью

В Казахстане не утихают споры вокруг проекта нового Налогового кодекса, который может поменять правила игры для МСБ и оказать влияние на экономический ландшафт страны.

Разработанный властями проект нового Налогового кодекса вызывает опасения среди представителей малого и среднего бизнеса. Потенциальные изменения могут привести к ужесточению налоговой нагрузки, что в свою очередь поставит под угрозу не только развитие бизнес-климата, но и скажется на потребителях услуг.

Зачем менять кодекс

Перезагрузить фискальное регулирование и подготовить новый Налоговый кодекс (НК) поручил Касым-Жомарт Токаев в 2022 году. Приоритетами тогда президент обозначил более простое налоговое администрирование, цифровизацию, упрощение специальных налоговых режимов (СНР) и расширение применения розничного налога для вывода бизнеса из тени. Подготовить НК должны были к 2023 году, но не успели. В очередном послании народу Казахстана в 2023 году президент поручил ускорить внедрение "прогрессивного налогообложения".

В феврале 2024 года президент выразил недовольство затянувшейся разработкой и предложенными изменениями.

В июне 2024 года на сайте "Открытые НПА" разместили проект нового НК, к окончанию публичных обсуждений, 15 июля 2024 года, документ набрал один голос за и 591 против. Пользователи оставили почти 3000 комментариев с отзывами и предложениями по изменениям.

Как менялся кодекс

Если обращаться к истории независимого Казахстана, то первый закон о налогах приняли в 1995 году, а в 2001-м выпустили первый Налоговый кодекс, который вступил в силу в 2002-м. Тот Налоговый кодекс представлял собой тонкую книгу и был, скорее, общим правовым актом, чем кодексом в нынешнем понимании, регулировал отношения между государством и налогоплательщиком и предусматривал процедуры исчисления и уплаты налогов.

В 2008 году президент РК Нурсултан Назарбаев объявил, что стране требуется новый Налоговый кодекс, который должен предусматривать более низкие налоговые ставки и упрощённые процедуры налогового администрирования. В том же году выпустили второй НК, в который внесли 3,5 тысячи изменений в 700 статей. В 2017 году следующие 60 пакетов правок внесли в третью версию кодекса. Сейчас готовится к принятию уже четвёртый. И судя по проекту на сайте "Открытые НПА", он представляет собой талмуд из более чем 900 страниц формата А4.

"Действующий Налоговый кодекс вступил в силу 1 января 2018-го. За эти годы в него внесены поправки 42 законами, а также в 2020-м были выпущены постатейные комментарии, разъясняющие нормы Налогового кодекса. Причём последние поправки внесли в июле 2024 года. Думаю, действующий Налоговый кодекс принят в спешке и некоторые моменты не продуманы. Аналогичную ситуацию мы видим сейчас. На обсуждение проекта Налогового кодекса дали 2 недели, а в проекте 802 статьи. Позже опубликовали изменённый проект, но уже без обсуждений. Новый Налоговый кодекс нужен Казахстану, но к его написанию необходимо подходить осторожно и обдуманно. Понятное и простое в исполнении налоговое законодательство приводит к росту экономики. И наоборот, усложнение администрирования, а также увеличение ставок налогов приводит к уходу бизнеса в тень", – прокомментировал основатель группы компаний "Учёт.kz" и сопредседатель партии Respublica Максим Барышев.

Принятые решения и спорные моменты

Основные изменения налогообложения для МСБ коснулись специальных налоговых режимов (СНР), налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН). Однако эти правки не нашли позитивного отклика бизнес-сообщества.

Инфографика BES.media
Зарегистрированный МСБ в Казахстане

Специальные налоговые режимы (СНР) и "упрощёнка"

В части СНР для малого бизнеса, в том числе производства и B2C (Business-to-Сonsumer – бизнес для потребителя, то есть взаимодействие организации с частным лицом, конечным потребителем) налоговая ставка будет снижена с 3 до 2% от дохода. Для компаний в сфере B2B (Business-to-business бизнес для бизнеса, то есть взаимодействие компаний) ставка составит 8%.

Для самозанятых (на основе патента, приложений или платформенной занятости) налог составит 4%. В этом случае отчисляются только пенсионные взносы, социальные отчисления и в ОСМС без ИПН. Доход не должен превышать 340 МРП в месяц (1,25 млн тенге в 2024 году), деятельность должна соответствовать определённым видам.

"Почему самозанятые не открывают ИП? Потому что нужно уплачивать пенсионные и социальные отчисления. Минимальная сумма – 18 700 тенге. Если вы открываете ИП как мобилограф и у вас на старте в месяц всего 100 тысяч тенге, вы в любом случае должны ежемесячно уплачивать 18 700 тенге. На начальном этапе это невыгодно. Мы предлагали: давайте сделаем единый процент. Услышали: будет единый платёж для самозанятых со ставкой 4%, но с ограничениями по видам деятельности. Нельзя прописывать каждый вид профессии в этом налоге для самозанятых, потому что с каждым годом появляются новые. Допустим, 10 лет назад не было мобилографов, SMM-щиков, таргетологов. Сейчас они есть. С каждым годом будут появляться новые профессии, и, соответственно, нельзя ставить ограничения по видам деятельности", – рассказал председатель правления Союза независимого бизнеса Казахстана, налоговый консультант Берик Заиров.

В проекте нового НК режимы упрощённой декларации и розничного налога предлагают объединить со следующими условиями:

  • годовой доход до 500 млн тенге;
  • не ограничено количество работников (сейчас в упрощённой декларации – 30 человек, в розничном налоге – 200 человек);
  • налоговые ставки: 2% – на доходы физических лиц, 8% – на доходы бизнеса;
  • нет ограничений по видам деятельности (кроме некоторых из так называемого запретительного списка);
  • освобождение от НДС.

По словам Максима Барышева, за 2023 год предприниматели, работающие по "упрощёнке", уплатили 807 млрд тенге налогов, но "упрощёнка" перестала быть простой. Налоговые органы запрашивают всё больше и больше сведений у бизнеса, применяющего этот режим, а сама форма налоговой отчётности пополнилась дополнительными приложениями.

"В 2023 году ввели розничный налог, ставки и предельный оборот по которому соответствуют ожиданиям предпринимателей и мировой практике. Предел оборота составляет 2,2 млрд тенге. Более 40 000 предпринимателей используют розничный налог. Однако в проекте Налогового кодекса перекраиваются СНР. Придумали режим для малого бизнеса, который объединяет действующую норму упрощённой декларации и розничный налог, где устанавливается ставка в 2-4% по решению маслихата. В предлагаемом режиме для малого бизнеса ставка будет 2%. Но пока не решён вопрос о том, как предприниматель, работающий по общеустановленному режиму (ОУР), будет брать на вычеты покупки у предпринимателя, работающего по режиму для малого бизнеса. В проекте предлагается, что расходы по приобретению товаров и услуг у малого бизнеса, применяющего СНР, на вычеты будут относиться не в полном объёме. Покупатели-юрлица смогут относить такие расходы на вычеты в пределах 40%, а ИП – 80%. Следовательно, ИП и юрлицам будет выгоднее закупаться в компаниях, работающих на общеустановленном режиме налогообложения. Порог дохода для применения СНР снизили в 4,5 раза – с 2,2 млрд тенге для розничного налога до 500 млн тенге. В экономически развитых странах оборот малого бизнеса составляет 10 млн долларов и существующий оборот в 2,2 млрд соответствует мировому показателю малого бизнеса. Поэтому мы активно отстаиваем прежний порог", – объяснил Максим Барышев.

По мнению исполнительного директора ОЮЛ "Ассоциация прямых продаж Казахстана" Анастасии Калашниковой, не стоит нагружать МСБ, потому что в разрезе налоговых поступлений это малая доля.

"Чтобы внедрить хороший налоговый режим для малого бизнеса, нужно чётко понимать, сколько денег он будет приносить в бюджет, и сколько затрат в конечном итоге получит предприниматель. За счёт малого бизнеса мы всё равно много не получим. Малый бизнес – это больше социальная нагрузка, занятость. Из всех налогов всего 3% приходится на МСБ. Одной из задач было вывести бизнес из тени, но, на мой взгляд, с этим кодексом такого результата мы не получим. Нам нужен простой налоговый режим для этой категории предпринимателей, чтобы бизнес получил деньги, одним кликом оплатил налоги и забыл про это", – пояснила Анастасия Калашникова.

Фото BES.media
Исполнительный директор ОЮЛ "Ассоциация прямых продаж Казахстана" Анастасия Калашникова

Проект нового НК позволит крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) сохранить свои льготы. Налог хотят взымать как ИПН, а единый земельный налог упразднить. Однако за неэффективно используемые земли налог будет в 40 раз больше базовой ставки.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В Казахстане в последние годы обсуждались и предлагались различные изменения в системе налога на добавленную стоимость. В частности, предлагали увеличить НДС до 16%. Однако правительство РК отказалось от этих планов.

"Мы находимся в фарватере российской экономики, то есть нам нужно создавать условия, чтобы в Казахстане было выгоднее работать. Мы сторонники сохранения НДС на том уровне, что и сейчас, потому что это помогает нам конкурировать с крупными соседями – эффект масштаба. В России выгоднее производить, из-за того что страна больше, выгоднее экспортировать из-за этого. Поэтому нам необходимо принимать более конкурентные условия в Казахстане, чтобы мы имели возможность для конкуренции", – отметила Анастасия Калашникова.

Берик Заиров запрашивал данные у КГД: в 2022 году в Казахстане предприятия, работающие по общеустановленному режиму, в среднем уплачивали налог на прибыль и НДС, что составляет около 3% от выручки. При этом ставка налога на прибыль составляет 20%, но у некоторых компаний есть льготы или освобождения, что снижает реальную ставку.

"Из-за порога по НДС предприниматели часто открывают несколько ИП на родственников или друзей, чтобы остаться в упрощённом режиме и избежать оплаты НДС в 12%. Малому и среднему бизнесу нужно сделать спецналоговый режим, где будет налог с оборота до 500 млн тенге – 2%, свыше 500 млн тенге – 3%, свыше 5 млрд тенге – 4%. Когда весь МСБ станет неплательщиком НДС, отпадёт нужда в выдуманных услугах, обналичивающих компаниях. Пришло в кассу 100 млн тенге, заплатил 2% и дальше работаешь спокойно", – предложил он.

Фото BES.media
Председатель правления Союза независимого бизнеса Казахстана, налоговый консультант Берик Заиров

Корпоративный подоходный налог (КПН) 

КПН подразумевает налог на прибыль для компаний.

Согласно проекту нового НК, общеустановленная ставка КПН остаётся на прежнем уровне – 20%, но помимо этого предлагается ввести дифференцирование:

  • банковский сектор (за исключением доходов БВУ от кредитования реального сектора) и игорный бизнес – 25%;
  • сельхозтоваропроизводители – 3%.

Для обрабатывающей промышленности КПН будет зависеть от уровня передела, то есть сложности уровня обработки: низкий, средний и высокий. К примеру, в металлообработке выплавка стали из железной руды относится к низкому переделу, прокат металла – к среднему, а изготовление стальных конструкций или деталей для автомобилей – к высокому. Чем выше уровень передела, тем сложнее и дороже процесс и тем больше добавленной стоимости создаётся в продукте. Соответственно, это будет влиять на льготы или сниженные ставки, чтобы стимулировать развитие определённых отраслей.

Ставка КПН в 10% для сфер образования, медицины и здравоохранения, которые раньше имели льготы и не платили этот налог, также вызвала большой резонанс. С одной стороны, бизнес получает зелёный свет на выплату дивидендов руководству, владельцам акций или долей в компании, однако это не отменяет прямых затрат в связи с появлением налога.

Увеличение финансовой нагрузки может привести к снижению качества предоставляемых услуг или необходимости увеличения бюджетных трат, если организация субсидируется. Кроме того, если расходы, к примеру, медорганизаций увеличатся из-за повышенного налога, они могут переложить эти затраты на потребителей услуг, что может сделать их менее доступными для населения. Об этом BES.media ранее рассказывали в руководстве сети медлабораторий "Олимп".

___

Подробнее здесь:

___

Одним из самых спорных моментов нового Налогового кодекса Максим Барышев считает внедрение системы "Е-тамга", в которой предложено:

  • сократить налоговый период НДС с 3 до 1 месяца; 
  • сократить срок выписки электронных счетов-фактур с 15 до 5 дней; 
  • авансом платить НДС.

"Предложен новый механизм, который предусматривает выписку ЭСФ только при положительном балансе НДС. Такой подход концептуально не решает проблему неуплаты НДС. Мы вновь видим, что с нечестными на руку предпринимателями борются за счёт ухудшения правил для честных. Считаю, что необходимо исключить даже мысль о предоплате налогов", – сказал Максим Барышев.

Создавать рабочие места накладно

Компания, работающая на общеустановленном режиме налогообложения (ОУР), при начислении зарплаты сотруднику должна уплатить государству и фондам семь различных платежей, сумма которых составляет треть выплаченной работнику суммы. Кроме того, механизм начисления непростой для учёта.

"Большая проблема – зарплатные налоги. Фактически эффективная ставка налога и сбора обложения находится на уровне 38%. Это касается всех – и малого бизнеса, и крупного. И формы заполнения сложные. Всё это – устаревший подход. 85% работников в стране начисляют зарплату на карточки, безналом. Учёт этой зарплаты, на мой взгляд, необходимо переносить на физическое лицо, потому что физическое лицо может консолидировать зарплаты из нескольких источников, то есть получать доходы из нескольких источников. Например, я как предприниматель начислила ему зарплату с кодом назначения платежа зарплаты. Банк увидел, что человеку с таким-то ИИН пришла сумма с кодом назначения платежа зарплаты. Он применил единую ставку для его ИИН, и все отчисления уплатились автоматически. Нужны такие прогрессивные механизмы, чтобы упростить работу. А то вся страна занимается учётом налоговой деятельности", – предложила Анастасия Калашникова.

Внедрение единого платежа ФОТ поддерживает и Берик Заиров.

"Чтобы все официально трудоустраивали людей, на весь малый и средний бизнес распространить единый платёж заработной платы, то есть, допустим, 20% уплатил и работаешь спокойно. Из 20% 10 – пенсионные отчисления, которые уходят на счёт работников, и 10% – другие платежи. Тогда все проблемы будут решены", – сказал он.

Фото пресс-службы маслихата Алматы
Основатель группы компаний "Учёт.kz", сопредседатель партии Respublica Максим Барышев

Максим Барышев напомнил, что в 2023 году ввели единый платёж по заработной плате, который включает в себя все налоги и платежи. Ставка единого платежа с заработной платы в 2024 году составляет 21,5%. Но его может применять только малый бизнес, который применяет специальные налоговые режимы.

"Считаю, для роста и развития предпринимательства необходимо применить эту ставку ко всем видам и размерам бизнеса", – сказал он.

Что касается командировок, теперь если предприниматель отправит сотрудника в рабочую поездку за рубеж, то не сможет всю затраченную сумму перенести в вычеты, поскольку она будет превышать порог, установленный в Казахстане.

"Мы не можем взять полностью на вычеты фактические расходы. Например, если я еду в Америку или Европу, то у меня там совершенно другой уровень расходов, нежели мне позволяет моё государство, потому что там совсем другие цены. Обычно ставят максимально возможную сумму командировочных расходов, которая предполагается для вычетов, и стараются, чтобы люди укладывались в эту сумму. Если превышает, то налогообложат дополнительно", – объяснила Анастасия Калашникова.

Что делать

Эксперты сходятся во мнении, что Налоговый кодекс для каждого гражданина должен быть прост для понимания и стабилен в течение минимум пяти лет. Отсылок на статьи в других кодексах и на другие нормы НПА не должно быть. 

Максим Барышев предложил алгоритм разработки новой редакции НК. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Сравнительный анализ налоговой нагрузки. Необходимо разработать сравнительные таблицы по налоговой нагрузке в странах-участниках единого экономического пространства, включая Россию. А также проанализировать международный опыт в части налогов стран, которые показали колоссальный экономический рост. Причём в анализе должны учитываться различные отрасли и виды продукции, а также протекционистская политика других стран.
  2. Обсуждение с предпринимательским сообществом. Проведённый анализ налогообложения различных стран должен лечь в основу проекта Налогового кодекса, который должен быть обсуждён с предпринимательским сообществом по регионам и отраслям. По результатам обсуждений проект должен быть откорректирован.
  3. Разработка проекта новой редакции НК. Далее проект вместе с сопутствующими материалами должен поступить в правительство, а затем в парламент.
  4. Заключение предпринимательского сообщества. Параллельно с проектом в парламент должно поступить заключение предпринимательского сообщества. Без этих документов работа над принятием проекта не должна начинаться.

Почему это важно

Новый Налоговый кодекс должен улучшить налоговую систему и вывести малый и средний бизнес из тени. Но введение ряда спорных изменений грозит достижением противоположного эффекта. Вместо облегчения условий для ведения бизнеса и повышения его прозрачности, новые налоговые нагрузки и бюрократические барьеры могут подтолкнуть уже легально работающих предпринимателей к дроблению бизнеса и уходу в тень.

Важно, чтобы в процессе обсуждения и доработки проекта кодекса учли предложения и опасения предпринимательского сообщества. Принятие обоснованных решений, которые действительно способствуют легализации и поддержке бизнеса, станет ключом к устойчивому экономическому развитию и повышению налоговой дисциплины.

–––