Ущерб для экономики Казахстана от домашнего насилия может исчисляться триллионами тенге
Три НПО - представительство Фонда имени Фридриха Эберта, Союз кризисных центров и Zertteu Research Institute провели большое исследование по ситуации бытового насилия в Казахстане. Эксперты выяснили, что домашнее насилие - это не только трагедия конкретной семьи, но и огромный бич для экономики страны.
«В большинстве стран мира женское население составляет примерно 50% от общего количества. Мы полагаем, что общество будет сильно тогда, когда эта половина населения будет принимать участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности. И чтобы женщины смогли принимать такое участие, в семье не должно быть никакого насилия», - сообщил на пресс-конференции региональный директор Фонда имени Фридриха Эберта Кристоф Мор.
Анализ и оценка затрат на борьбу с бытовым насилием в Казахстане проводился с мая по сентябрь текущего года. В качестве исследуемого периода взят 2021-ый год.
«Мы хотели изучить тему бытового насилия шире, чем просто как отдельные случаи. Посмотреть, как оно влияет на социально-экономическое положение. Что теряет экономика, сколько государство тратит на борьбу с домашним насилием», - пояснила исполнительный директор фонда «Zertteu Research Institute» (ZRI) Шолпан Айтенова.
Какова ситуация с бытовым насилием в Казахстане
По словам Айтеновой, для проведения исследования направлено 53 запроса в разные госорганы, в том или ином виде занимающиеся профилактикой и борьбой с бытовым насилием.
По данным МВД, в 2021 году в полицию обратилось 114 тыс. человек по фактам бытового насилия. Почти 45 тыс. судебных дел рассмотрено по этим фактам, по которым 17 тыс. осужденных понесли административное наказание в виде ареста от двух часов до трех суток.
«Из этого мы заключаем, что только одно из трех обращений о бытовом насилии доходит до суда и только по одному обращению из шести выносится наказание в виде административного ареста. То есть, совершенное насилие несоразмерно наказанию по существующему законодательству», - считает руководитель ZRI.
Шолпан Айтенова, исполнительный директор фонда «Zertteu Research Institute».
При этом она отметила, что данные Академии правоохранительных органов говорят, что от 70 до 90 процентов жертв бытового насилия не обращаются в полицию.
«Исходя из этого, с учетом официальной статистики - 114 тыс. обращений, мы можем предполагать, что в среднем ежегодно в Казахстане 500 тыс. домохозяйств (не можем сказать, женщины или мужчины) становятся жертвами бытового насилия», - пояснила она.
Сколько обходится государству бытовое насилие
Согласно исследованию, государство тратит на борьбу и профилактику домашнего насилия - 1,5 млрд тенге. В разбивке 765 млн тенге - это финансирование кризисных центров (их 36) для оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия, 744 млн - зарплата инспекторов (их 548) по защите женщин от насилия, 25 млн - это государственный социальный заказ по профилактике бытового насилия. Судя по всему, этих средств недостаточно, потому что по официальной статистике с 2017 по 2021 годы количество уголовных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений выросли в 2,5 раза.
«Между тем, ущерб экономике от домашнего насилия составляет от 1 до 2 процентов ВВП. Если считать ущерб экономике нашей страны, основываясь на данных 2021 года, то он может доходить до 2 трлн тенге. Домашнее насилие - это не отдельное дело. 500 тыс. домохозяйств - это еще и трудовые ресурсы. Это затраты на здравоохранение, который несет частный сектор, общество и государство. Расходы на психологическую реабилитацию самих жертв бытового насилия и так далее», - пояснила Айтенова.
Что нужно делать для решения проблемы
По словам главы Союза кризисных центров Зульфии Байсаковой, по результатам исследования выработаны ряд рекомендации.
Во-первых, криминализировать бытовое насилие.
Во-вторых, применять принудительный труд (разрешается статьей 24 Конституции РК) в отношении агрессоров в виде наказания, решением суда.
В-третьих, законодательно закрепить коррекционную программу для агрессоров, чтобы изменить его поведение.
В-четвертых, ввести программу оценки риска насилия в быту.
«Две трети получателей специальных социальных услуг - дети. Но в Казахстане не разработана программа по реабилитации этих детей. Самое главное, мы не можем их идентифицировать, как жертв бытового насилия. Они просто получатели услуг. Сколько бы мы не просили внести изменения в стандарты в специальных социальных услуг, пока это не введено», - добавила Байсакова.
В-шестых, разработать план работы по профилактике бытового насилия, которого не существует с 2009 года.
В седьмых, открыть кризисные центров в районах. Сегодня обеспеченность ими составляет всего 15% и расположены они, в основном, в областных центрах. Сельские женщины не имеют доступа к кризисным центрам, к социальным услугам, им некуда идти. При этом специалисты отмечают, что надо различать кризисные центры для жертв бытового насилия и центры поддержки семьи для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, потому что для каждого из них требуются разные ресурсы и подходы.
Подпишись на Telegram-канал BES.media>>
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot