В Алматы 9 августа повысят стоимость проезда в автобусах до 200 тенге. Станет ли лучше пассажирам?
Послезавтра, 9 августа, состоится заседание маслихата Алматы, где депутаты должны решить, повышать ли стоимость проезда в Алматы до 100 тенге при оплате картой "Онай" и до 200 тенге при оплате наличными. Проезд станет дороже, но улучшится ли обслуживание на транспорте? Спойлер: от нововведения выиграет только акимат.
Тариф в 80 тенге в Алматы был установлен в 2012 году. Спустя 5 лет, в 2017 году, в городе ввели дифференцированный тариф: по карте «Онай» 80 тенге, наличными – 150 тенге. Управление городской мобильности в своём обосновании повышения цены за проезд пишет, что 11 лет стоимость проезда не менялась, но за это время цены на дизтопливо выросли на 328% – с 90 тенге в 2012 году до 295 тенге сейчас, а газ подорожал с 32 тенге в 2012 году до 108 тенге сейчас. Казалось бы, всё логично. Но давайте разбираться, как именно и почему собираются повышать цены.
«Засаленные, грязные, просто противно»
Пенсионерка Роза Айткулова постоянный пользователь общественного транспорта Алматы. Она возит внуков по секциям и кружкам. Пассажирка отмечает, что передвигаться на автобусе становится всё сложнее.
«Водители едут как попало, дергают машину, мы в салоне летаем, если пустой. Если переполненный – как консервы в банке, то в лицо кому-то залезешь, то толкнешь. Культуры вождения нет. Водители могут остановиться где попало – то не доедут до остановки, прямо на дороге высаживают, чтобы в карман не заезжать и не выезжать – так они экономят своё время. А как же безопасность? Воров много в автобусах, постоянно внукам говорю, чтобы были внимательными и сама слежу за карманами и сумкой. Ну а про чистоту и говорить нечего. Сидения ни разу будто в химчистке не чистили. Засаленные, грязные, налипшие жвачки, скатанная грязь, просто противно, порой стоя еду, особенно летом в белых вещах», – возмущается пенсионерка.
Общественный активист Вячеслав Павленко тоже на себе испытывает все «прелести» общественного транспорта Алматы. Как человек, изучающий эту проблему, он выделяет несколько главных. Среди них: качество и комплекция закупаемых автобусов, несоблюдение интервала движения, отсутствие кондиционеров в автобусах и невозможность оплачивать проезд банковской картой.
«Не все перевозчики обеспечивают на линии 100% количество автобусов. Вместо 24 на линии бывает 12-15. Следовательно, интервал меняется, на остановках накапливается много пассажиров и они вынуждены толкаться в переполненных автобусах», – отмечает Вячеслав Павленко.
В копилку жалоб на общественный транспорт горожане бросают и то, что на конечных остановках автобусы часами жгут солярку. На обеде и перерывах автобусы стоят заведенные. Это при том, что перевозчики сетуют на нехватку средств на ГСМ.
600 жалоб за полгода
Депутаты уже сегодня, ещё до обсуждения, говорят, что готовы поддержать повышение тарифа. У них свои доводы.
«Повысить стоимость проезда нужно, давно пора. Если сравнить тариф по всему Казахстану, то получится, что в Алматы самый низкий. Чтобы сохранить 80 тенге, из бюджета ежегодно выделяется 85 млрд тенге (по данным перевозчиков, себестоимость проезда составляет 425 тенге, и разницу в 345 тенге им оплачивает бюджет. – Авт.). Огромная сумма. Это наши с вами деньги, налогоплательщиков. Если всего на 20 тенге повысим, то экономия за год составит 10 млрд тенге. Мы могли бы те же самые 10 млрд направить на образование», – считает депутат Тимур Елеусизов.
Поддержать коллегу на голосовании планирует народная избранница Алтынай Кобеева.
«Я поддержу предложение при голосовании. Хотя, конечно, нарекания к общественному транспорту есть, однозначно. Перевозчики не выполняют в должной мере свои договорные обязательства, например, на маршрут выходит не полное количество автобусов, что влияет на интервал и как следствие, ухудшается имидж акимата, как будто акимат не справляется со своей государственной функцией. Люди ведь жалуются на акимат. В приемную общественного совета за 6 месяцев поступило около 600 обращений. Касательно транспорта от лиц с инвалидностью о доступности к общественному транспорту и вопросы интервала между автобусами, нарушают график, летом жалобы на отсутствие кондиционеров, переполненные автобусы. Эти проблемы транспортники должны решать, а не просто повышать тариф», – считает Алтынай Кобеева.
На перевозчиков бюджет тратит 85 млрд тенге
В Алматы общественный транспорт обслуживают 24 компании. Все в один голос говорят об инфляции и подорожании топлива и запчастей. Однако решать проблемы, о которых говорят пассажиры, не торопятся. Считают, что 20 тенге вообще «погоды для них не сделает», мол, это акимат экономит на субсидии – вместо 85 млрд хотят платить 75 млрд.
«С 12 апреля 2023 года повысилась цена на дизтопливо до 295 тенге и мы запросили увеличить субсидии. Но в бюджете на год уже заложили 85 млрд. Акимат говорит, что нет денег для увеличения субсидий, поэтому решили частично увеличить стоимость проезда, чтобы уменьшить размер субсидий. На самом деле, на 150-200 тенге должны увеличить, тогда бы бюджет тратил меньше денег, но это слишком большой скачок. Решено на 20 тенге увеличить. Эти деньги пойдут только на возмещение. Тех денег, которые платит акимат, не хватает. У нас не то, что купить новые автобусы, у нас нет денег на ремонт наших автобусов», – заявляет руководитель автопарка "Мадина", обслуживающий машруты №№ 25 и 128, Бекежан Тыныштыкбай.
В ассоциации транспортников Казахстана также просят не ожидать улучшения условий в общественном транспорте. Ничего не изменится, а платить надо уже 100 тенге. Глава ассоциации Сабит Аманбаев уверен, что пассажиры должны и имеют право требовать хороших условий при любом тарифе.
«Акимат должен следить за качеством перевозок, внимательно отслеживать привлеченных перевозчиков, допускать самых сильных. У нас безопасность движения страдает. Плохо дело с полнотой сбора: транспортный холдинг завалил работу по выявлению «зайцев». Денег они получают немерено, но с работой своей не справляются. Провалили диспетчеризацию, хотя за это от акимата получают около миллиарда тенге. Много профессиональных моментов, которые город должен исправить и это совершенно не связано с увеличением тарифа. У нас бюджет позволяет организовать высокое качество обслуживания. Основное предложение: акимату нужно тесно взаимодействовать с нами, обеспечить полную прозрачность и добросовестную конкуренцию, – считает Сабит Аманбаев.
А конкуренции нет, утверждает Аманбаев. Здесь он видит проблему в «государственном гиганте» – коммунальном парке «Алматыэлектротранс».
Фото: Zakon.kz
«Вот вы видели кладбище автобусов. Это с наших с вами карманов миллиарды туда транжирятся. Они не могут дать ума, поэтому через три года техника оказывается на кладбище. Так вот это коммунальное предприятие получает автобусы от государства, с наших карманов оплачивается, ему предоставляются производственные площади, земли, оборотные средства. Сидит на всем готовом и еще получает львиную долю субсидий. Тогда как бизнес закладывает свой дом, кредитуется, рискует, работает. Так работать должны все. Конкуренция убивается вот так – паразитирующим государственным предприятием», – возмущается Сабит Аманбаев.
Водители автобусов как пилоты
При повышении тарифа льготные категории сохранят свои привилегии. 500 тысяч человек, как и прежде, будут ездить за полцены, либо совершенно бесплатно. Эксперты считают, к повышению тарифа пора уже в Алматы разработать пакет мер, который бы не снижал, а повышал привлекательность проезда. Например, снижение цены на проездной билет, введение годового проездного и тому подобное.
«Сэкономленные 10 млрд необходимо дальше реинвестировать. Лучше бы эти 10 млрд тенге потратили на выкуп земель для транспортно-пересадочных узлов, либо отстойно-разворотных площадок. Чтобы один маршрут начинался, люди шли на остановки на другую сторону, пересаживались и уезжали. Их практически нет, особенно внутри кольца Аль-Фараби – Саина – ВОАД – Рыскулова, для этого нужно выкупать земли. Так мы решим проблему того, что практически все маршруты у нас слишком протяженные, из одного конца города в другой. Хотя, есть пиковая точка, в которой большинство пассажиров выходят, и дальше уже можно не ехать, не рентабельно. Кроме того, 10 млрд тенге нужно потратить на строительство общежитий или договор с гостиницами для размещения водителей, чтобы они пришли на работу и сели за руль отдохнувшие. А у нас как? Водитель приезжает на работу уже уставший из пригорода. Работа начинается в 4.30 утра и заканчивается в 5.30 в лучшем случае. Зарплата у них не должна быть средней по городу, работа водителя близка работе пилота, там совсем другой расчет должен быть», – считает эксперт Роман Барабанов.
У кого конфликт интересов?
Депутат Тимур Елеусизов, глава ассоциации перевозчиков Сабит Амантаев, так же как и эксперты считают, что вопрос решения проблем общественного транспорта лежит на специалистах управления городской мобильности.
«Эту транспортную систему можно более эффективно использовать. Я считаю, что большая часть работников в этой сфере попросту некомпетентны», – уверен Тимур Елеусизов.
А предстоящее заседание маслихата вовсе вызывает много вопросов, в том числе к антикоррупционной службе.
«Глава транспортного холдинга Садир Хамраев – депутат маслихата. Он в том числе будет завтра принимать решение повышать ли тариф, – а это же прямой конфликт интересов. От повышения проезда холдинг будет получать больше дохода. Как он может голосовать за повышение своего дохода? Будет удивительно, если он проголосует против. И в целом: холдинг оказывает услуги акимату по диспетчеризации, и тут же он депутат, который принимает отчеты у УГМ, утверждает бюджет. Будут ли у руководителя УГМ претензии к холдингу? Так потом же, когда будет утверждение бюджета, будет ли «ответка» от депутата?» – задаётся вопросом Вячеслав Павленко.
Спойлер ближайшей сессии маслихата: бурной дискуссии не будет, депутаты хором примут решение о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте Алматы.