Влияние правительства на Нацбанк выросло? Что говорит Тимур Сулейменов
После заявления президента, появились вопросы – сохранит ли Нацбанк свою независимость.
Что произошло
Председатель Национального банка Казахстана Тимур Сулейменов не дал чёткого ответа на вопрос BES.media о том, сохранит ли Нацбанк свою независимость после критики президента Касым-Жомарта Токаева.
Сулейменов уверяет, что Нацбанк остаётся независимым в ключевых вопросах, но при этом отметил тесное сотрудничество с правительством, оставляя общественность в недоумении относительно будущего курса регулятора.
–––
Читайте также:
–––
Ответы не дали ясности
Недавно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал Нацбанк, заявив, что тот больше не может прятаться за своим мандатом и должен активнее сотрудничать с правительством.
"Прежняя установка на то, что "мы независимые, самостоятельные", сейчас уже не работает, поскольку ситуация необычная", – сказал президент
–––
Читайте также:
–––
Независимость на словах?
"Национальный банк сохраняет независимость в ключевых вопросах, таких как установление базовой ставки. Мы принимаем решения, исходя из собственного анализа и профессионального мандата, принимая полную ответственность на себя, как и поручил глава государства", – сказал Тимур Сулейменов.
Однако он тут же добавил, что Нацбанк является частью государственной системы и тесно сотрудничает с такими ведомствами, как министерство энергетики, министерство национальной экономики и министерство финансов. Упоминание существующих советов и комитетов с участием Нацбанка не дало ясности, изменится ли характер этого взаимодействия после критики президента.
–––
Читайте также:
–––
То есть Тимур Сулейменов так и не ответил прямо: придётся ли банку теперь согласовывать решения с правительством там, где раньше этого не было? Вместо этого он говорил о взаимодействии, которое и так существовало.
Глава монетарного регулятора также напомнил, что по закону Нацбанк выступает "финансовым советником правительства", что обязывает его консультировать кабмин по финансовым вопросам.
"Мы обязаны помогать правительству в принятии и выработке решений", – отметил он.
При этом он не пояснил, как эта роль соотносится с декларируемой независимостью банка.
Ещё одной темой, вызвавшей вопросы, стало назначение экс-министра финансов Ерулана Жамаубаева на пост первого заместителя председателя Нацбанка. Это произошло вскоре после критики Токаева, что породило спекуляции о возможной связи между событиями.
На прямой вопрос об этом Сулейменов ответил уклончиво: "Это личные вещи", – и перевёл разговор на профессионализм Жамаубаева, не подтвердив и не опровергнув предположения о давлении со стороны правительства.
–––