«Вопросы чиновникам»: Судьи Алматинского городского суда ответили на вопросы читателей BES.media
И вот что они ответили:
Ваш вопрос: Может ли суд первой инстанции назначить ГСР (Главное судебное разбирательство. – Ред.) , если подсудимый не был допрошен по предъявленному подозрению в ходе досудебного расследования?
Ответ: Ирина Федотова заявила, что не знает о таких случаях.
"За всю свою деятельность я не знаю ни одного дела, переданное в суд, в котором подсудимый бы не был бы допрошен в ходе досудебного расследования", – сказала она.
Ваш вопрос: Вопрос касательно пилотного проекта о медиации, а точнее формальном подходе медиаторов к реальному примирению сторон. Зачастую секретарь судебного заседания просто создает чат с вопросом "Получится ли у сторон примирится?". Почему такое формальное отношение к такому важному институту?
Ответ: Руслан Баишев ответил, что в судах города Алматы имеются судьи-медиаторы. В зависимости от загрузки и штата – от одного до трех судей-примирителей, которые работают на стадии поступления исков. И даже в ходе судебных разбирательств им направляются дела, которые возможно мирно урегулировать.
"То, что вы говорите о формальном отношении к медиации – по некоторым спорам у судей бывают и такие моменты, когда создается впечатление о формальном проведении примирительных процедур, но хочу вас заверить: если судья видит реальную возможность примирить стороны – он ее использует. Мирное разрешение спора – всегда лучший вариант", – объяснил он.
Ирина Федотова добавила, что по вопросам медиации в уголовном процессе, есть определенные основания для прекращения дела за примирением сторон и это не одно и то же что и медиативное соглашение.
"К примеру, в медиативном соглашении может быть предусмотрена возможность возмещения ущерба в будущем. Это не может быть основанием для прекращения дела за примирением сторон, поскольку, чтобы прекратить дело, ущерб должен быть возмещен в полном объеме. То есть, чтобы подсудимый принес извинения, загладил материальный и моральный вред, и чтобы потерпевший принял эти извинения и эти возмещения ущерба", – рассказала она.
Ваш вопрос: Как можно объяснить, что представитель Алматинского городского суда на фоне соответствующей пресс-стены дает разъяснение обвинительного приговора нижестоящей инстанции по делу о "захвате аэропорта"? Ведь горсуд является для СМУС Алматы апелляционной инстанцией и не вправе проявлять предрешенность своего вердикта по делу, которое может поступить в его производство. Будут ли приняты какие-либо меры к организовавшим это "разъяснение" лицам?
Ответ: Руслан Баишев сказал, что на этот вопрос ему сложно ответить, поскольку он касается конкретного дела.
"Мне сложно ответить, не зная обстоятельств этого дела. Все зависит от того, какие слова и какие выводы делал судья, который выступал. Я не могу сказать, предрешил он вопрос или нет, мне не известны те слова, которые были высказаны и каких деталей они касались", – сказал он.
Ваш вопрос: Люди часто сталкиваются с такой ситуацией: узнают о суде и его решении только когда им блокируют все счета и недвижимость. То есть их лишают конституционного права на судебную защиту права и свободы. Им приходится потратиться на адвоката, написать заявление на отмену решения суда, проведенного в упрощённом порядке. Заявление рассматривают и удовлетворяют, но пока это происходит, люди почти месяц с заблокированными счетами и средствами. Денежные средства (финансовую подушку) возвращают только в случае выигрыша в суде, а суды могут затянуться на месяцы. Возможен ли пересмотр порядка проведения суда в упрощенном порядке без вызова сторон?
Ответ: Руслан Баишев ответил, что такой вопрос сейчас не стоит.
"Процедура рассмотрения без вызова сторон гражданско-процессуальным законодательством в настоящий момент не предусмотрено. Данный вопрос, чтобы рассматривать без участия, либо по инициативе суда, вызывать стороны или не вызывать – этот вопрос еще на повестке дня не стоит. При отмене решения суда первой инстанции вызов сторон обязателен", – объяснил он.
Ваш вопрос: Когда закончится ремонт здания городского суда на Шарипова?
Ответ: Ирина Федотова ответила, что это не относится к их полномочиям.
"Сейчас судебное администрирование у нас отделено от суда. Раньше администрирование судов входило в состав алматинского городского суда, сейчас это самостоятельный орган, регламентируется новым законом о работе департамента судебной администрации. Этот вопрос стоит адресовать их руководителю", – сказала она.