Все граждане станут должниками государства: приказ минфина по налоговым декларациям оспаривают в суде
Что произошло
Межрайонный гражданский суд Астаны рассматривает иск Аиды Альжановой к министерству финансов. Она просит признать пункт 24 и Приложение 5 к Декларации Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2018 года No 617 «Об утверждении формы декларации об активах и обязательствах физического лица и Правил ее составления», зарегистрированного в Министерстве юстиции 9 июля 2018 года No 17163 не соответствующим закону и недействующим.
Контекст
Аида Альжанова выдвигала свою кандидатуру на выборах депутатов мажилиса парламента в 2023 году. Однако ее сняли с регистрации из-за несоответствий сведений, указанных в налоговой декларации.
Причина – она не указала, что зарегистрировала авторское право на написанную методику проведения семинаров. К слову, денег за использование этой методики Альжанова не получает, и соответственно, о сокрытии доходов речь не идёт.
Как проходит суд
Во время судебного разбирательства развернулась интересная дискуссия между стороной истца и представителями министерства финансов.
Представитель истца Жанна Сейдалина заявила, что приказ министра написан некорректно. Между тем, он затрагивает буквально всех казахстанцев, поскольку уже с 2025 года в стране должно быть введено всеобщее декларирование, а значит, все совершеннолетние граждане страны обязаны будут заполнять декларации.
«Мы не оспариваем, декларация нужна, она необходима. Но мы говорим о том, что всеобщее декларирование должно быть регламентировано в надлежащем порядке. Сама декларация об активах и обязательствах содержит в себе обязательность отражения в декларации объектов интеллектуальной собственности авторского права. Обратите внимание: в самой декларации в одном случае пишется «интеллектуальной собственности, запятая, авторского права». А в других случаях, когда уже заполняем по правилам, уже пишется без запятой. А налоговый кодекс никак не определяет, что такое интеллектуальная собственность, авторское право. Это все понятия из гражданского законодательства и которые должны применяться в налоговых правоотношениях именно в том понятийном смысле, которые заложены гражданским законодательством. (…) Если брать через запятую – это два самостоятельных объектах. Это различные виды гражданского оборота», – сказала Сейдалина.
Она пояснила: интеллектуальная собственность – это когда ты что-то создаешь, но одного создания не достаточно, нужно чтобы было еще какое то государственное подтверждение. Как правило, это патент, использование которого в дальнейшем может приносить доход автору. Авторское право – это создание произведения науки, литературы, искусства, какой-то творческой деятельности, и здесь достаточно самого факта издания.
«Вот я сейчас напишу стих – я уже автор, и это авторское право. Авторское право не предполагает за собой обязательность государственного подтверждения, – не удержалась от иронии Сейдалина. – Возникает парадоксальная ситуация. У нее есть литературное произведение на двух страницах. Называется «Методы проведения семинарских занятий для казахскоязычной аудитории». Ну практически поэма или роман, да? Она получила свидетельство. Свидетельство – это государство говорит «ты первая зафиксировала, что это твое».
Интересы министерства финансов в суде представляла заместитель руководителя управления всеобщего декларирования и администрирования доходов физических лиц комитета государственных доходов министерства финансов Асемгуль Мустафина. Она напомнила, что всеобщее декларирование в стране вводится для того, чтобы сократить теневую экономику.
«Декларация об активах и обязательствах – это форма, предназначенная больше для отражения активов и имущества, которые физическое лицо нажило на дату предоставления декларации. Наша первоначальная декларация это своего рода фотография всего имущества физического лица, которая говорит о том, что он заходит в систему всеобщего декларирования с таким-то определенным имуществом и активами», – образно объяснила представитель минфина.
Все приказы, инструкции и сами декларации, по ее мнению, написаны понятно и доступно, ничего не нарушают и законодательству соответствуют.
«Хорошо, мы юристы. Но вот пришла бабушка или дедушка. Как они должны это всё запомнить? Вы же должны четко расписать», – спросила Сейдалина.
«Есть национальные стандарты финансовой отчетности, которые прописывают, что является активом, что является имуществом, что является обязательством. Мы говорим, что данный объект интеллектуальной собственности является активом физического лица. В случае использования либо передачи его другим лицам, в случае реализации его, публикации или каких-то там использования, не могу сказать конкретно в каких ситуациях, но в случае реализации или предоставления этого права другим лицам, у нее может возникнуть доход», – ответила Мустафина.
«То есть все то, что она произвела в плане интеллектуальной собственности, у нее же не одна статья, она должна была и их отразить в декларации? Это же тоже авторское право. Да?» – уточнила представитель истца.
«Да», – лаконично ответила представитель минфина.
«А на чем вы основываете такое свое утверждение, можно узнать?» – снова уточнила Сейдалина.
«В правилах это не указано. У нас в кодексе написано, что подлежит отражению объект интеллектуальной собственности. Согласно гражданскому законодательству, к объектам интеллектуальной собственности относится и авторское право. Авторское право в свою очередь, может быть обнародовано, или не обнародовано, может человек написать и не опубликовать. Но согласно нормам законодательства, все авторские права подлежат отражению в декларации», – сказала Мустафина.
Сторона истца заявила ходатайство о приглашении в суд специалистов по авторскому праву - чтобы уже окончательно расставить все точки и запятые по нужным местам, и определиться с правильным пониманием терминов. Суд ходатайство отклонил. Решение суда будет озвучено 20 сентября в 16.00.
Что дальше
Аида Альжанова сдаваться не намерена. В суде она заявила, что будет обращаться и в другие инстанции:
«Мы обязательно доведем этот кейс до Конституционного суда. Чтобы на основании всех этих судебных решений вносить изменения в законодательство, которое будет отвечать потребностям граждан и государства».
Почему это важно
Во время предвыборной кампании в 2023 году несоответствие данных, указанных кандидатами в налоговых декларациях, стало причиной отказа и отмены их регистрации в качестве кандидатов. Причем «несоответствие» далеко не всегда было связано с сокрытием доходов кандидатов. Отказы возникали из-за нестыковки в базах данных; из-за того, что налоговые органы не увидели завершение строительства объекта долевого участия, и так далее.
BES.media по итогам электоральной кампании неоднократно задавала вопросы представителям минфина о том, намерены ли они изучить весь этот опыт с декларированием кандидатов, чтобы во время внедрения в стране всеобщего декларирования большое количество граждан не оказалось в числе злостных нарушителей налогового законодательства. Однако чиновники категорично заявляли, что со стороны налоговых органов никаких проблем и недочетов нет.