Зачем открывать бизнес, если можно просто хранить деньги в банке? – предправления Freedom Finance о базовой ставке

18.11.2022
Kursiv
На Х Конгрессе финансистов во время одной из панельных дискуссий Сергей Лукьянов отметил, что при высокой базовой ставке нет интереса для открытия бизнеса

В интервью BES.media председатель правления Freedom Finance Сергей Лукьянов рассказал о том, почему необходимо снижать базовую ставку.

5: Вы поддерживаете решение Национального банка касательно повышения базовой ставки?

СЛ: Здесь не то, что поддерживаю, здесь, как все граждане Казахстана можно иметь какое-то мнение, тем более, что мы – представители финансовой индустрии, конечно, у нас есть своё мнение и есть своя позиция. Здесь просто вопрос граней о том, что делать и усидеть на скольких стульях. Есть общие задачи экономики страны, есть местечковые задачи, это глобальные задачи, все они задачи глобальные. Но есть правительство, где каждый отвечает за свою грань: кто-то отвечает за экономику, кто-то отвечает за спорт, кто-то за средства массовой информации, эти люди – это команда, они должны работать согласованно. Не получится делать одно в одном стриме, а другое – в другом. А финансы – это всегда кровь, кровеносная система всего. Можно бороться с инфляцией, поднимая ставку, конечно, и это даст свой эффект, рано или поздно. В принципе, с такой ставкой, как я уже говорил, в принципе, уже нет смысла кредитовать бизнес, зачем нам это делать? Создавать рабочие места, зачем нам это делать, когда можно просто купить ГЦБ. Это даст свой эффект, но есть и другие средства по развитию экономики. И, конечно, вот на этих панельных сессиях говорят о кредитовании, как уже кредитовать по такой ставке? И такие уважаемые состоявшиеся банки говорят примерно тоже самое, как ставку поставить 50%?  Давайте снизим хотя бы до 40%, но при этом мы же понимаем, что тогда мы в риски идем, не просто так такая ставка от жадности, за счет того, что кто-то не возвращает кредиты. Здесь все связано, поэтому мы и говорим о том, что нам кажется, что политика в отношении базовой ставки должна быть более прозрачной, более понятной и логичной для всей отрасли.

Что мы видим, когда происходят заседания по базовой ставке в зарубежных финансовых институтах? Все внимательно смотрят, какая брошка у человека, как посмотрели, как сказали, и как правило все это, то, что говорится, смотрится за интонацией, а все слова они совпадают с ожиданиями отрасли. Чтобы произошло что-то такое, что индустрия считает, что ставка будет поднята на 0,5%, а она поднимается на 2, ну как бы такого за всю историю, по-моему, не наблюдалось. Именно взаимопонимание, куда мы идем, в каком направлении мы идем, в первую очередь, и хочет индустрия. Ну смысл, если даются явные сигналы о том, что ставка будет расти и она дойдет до скольки? До 20-25%? Какие границы? Нет границ! Тогда правда, зачем мне открывать бизнес? Я не хочу открывать бизнес в таком непонятном горизонте, я же вкладываю деньги сейчас на много лет. Вот именно поэтому и хочется какого-то понимания. Открытости, понятности, потому что мы делаем это, вот на таком-то горизонте, общая история понятна. Если будет что-то меняться, то в ответ на вызовы, естественно, мы тоже будем влиять в ответ на вызовы извне. Но просто поднимать, потому что мы решили, ну мы решили. Есть страна, есть Правительство, речь как раз о том, что есть бизнес, который тоже хочет понимать, куда идти.

5: Вы гражданин Казахстана?

СЛ: Нет, у меня не гражданство Казахстана. Я переехал больше трёх лет назад.

5: В холдинге вы отвечаете за медиа-ресурсы?

СЛ: Нет. Ну как... Медиа-ресурсы группы, наверное, нет, не отвечаю. 

5: Медиа-ресурсы также критикуют политику Нацбанка.

СЛ: Здесь у каждого своя какая-то позиция. Что-то... Здесь речь не про критику, а речь про какое-то понимание и про твое видение. То есть, вы меня спрашиваете – я отвечаю. Все как собственно у всех позиция. Если спросить про какую-то пенсионную реформу – буду рассказывать про это. 

5: Правда ли, что Freedome Finance привёз большую часть сотрудников в Казахстан? И даже под это дело выделили целый этаж в Esentai? Почему не были наняты казахстанские сотрудники?

СЛ: Здесь не нанятые казахстанские сотрудники, мы ничего не нанимали, новых мест... Действительно, именно казахстанский бизнес, он... Мы не нанимали каких-то новых людей. У нас есть процесс релокации. Как практически все международные компании, которые бежали из России. У нас есть, действительно, сотрудники из России, которые просто сбежали. Это беженцы. Мы их просто размещаем и все. Они даже не работают в казахстанском бизнесе по сути. Просто временно здесь проживают. Убежали из текущих военных усилий, и все. Точно также действуют, да практически все компании, международные, иностранные... Перевезли сюда своих сотрудников. Но это не значит, что они работают на Казахстан. Условно, эти люди не являются моими подчиненными. Просто беженцы, работают на удаленке. Продолжают работать на свой бизнес. Куда их нанимать-то? Зачем они мне? Я их со своими скиллами к России, я их здесь не применю. Вот если были бы вдруг... Если у нас есть вакансии, мы смотрим в первую очередь на рынок. То есть, если есть возможность нанять локального специалиста, будем нанимать локального специалиста. Если такого нет, то будем смотреть по всему миру. В принципе и сейчас у нас есть заказ. Ищем людей, условно, в Лондоне или Дубае, с тем чтобы они приходили работать сюда из-за своей какой-то спецификой.

Резкий рост базовой ставки

В 2022 году Нацбанк повышал базовую ставку четыре раза. Первое повышение было в январе, когда регулятор поднял ставку до 10,25%.

Последнее повышение было объявлено 26 октября — до 16%.

Следующее решение по базовой ставке будет объявлено 5 декабря 2022 года.