Журналисты пишут письмо президенту
Поручение пересмотреть действующий в стране закон «О средствах массовой информации» дал Касым-Жомарт Токаев в своем послании в 2022 году. Он заявил, что «государство особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа». И поручил «пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы».
Что произошло
Новый законопроект чиновники взялись разрабатывать еще в прошлом году. Собрали рабочую группу, пригласили в ее состав медийных юристов, правозащитников и даже самих журналистов. Но внезапно на портале «Открытые НПА» появился проект закона «О масс-медиа», который стал шоком и для журналистов, и для членов той самой рабочей группы.
«Для нас был большой неожиданностью законопроект, который был опубликован. Это какая-то дискредитация рабочей группы, наша деятельность для министерства (информации и общественного развития) совершенно не важна», - говорит руководитель общественного фонда «Правовой медиа-центр» Диана Окремова.
Что не так с новым законопроектом
Коротко можно сказать - всё. Один из принципиальных вопросов для казахстанских журналистов - это отсутствие срока исковой давности к СМИ. Сейчас законы позволяют подать в суд на журналиста или редакцию в любое время без ограничений, и не имеет значения, когда был опубликован ставший предметом иска текст - неделю или 100 лет назад. О необходимости введения срока исковой давности журналисты говорят давно, и в рабочей группе по новому законопроекту дискуссии по этому вопросу шли очень активно. В концепции законопроекта срок появился - 3 года. Но в опубликованной редакции его снова нет.
«Закон и так был невозможно плох. Может, мы публично не говорили об этом, потому что была надежда на то, что в рабочей группе и рабочем порядке у нас будет возможность его отработать. К сожалению, там даже не все главы разбирали. Например, по радиовещанию у нас так и не прошло никакого заседания рабочей группы. По вопросам этики или саморегулированию у нас также не было встреч. Затем проходит межведомственная комиссия, члены которой не озвучивают своих имён, они просто создают рамки, очень узкий коридор, в который невозможно провести никаких изменений даже на уровне формальной рабочей группы», – заявила Карла Джаманкулова, глава фонда «Әділ сөз».
Появляется в законопроекте требования по работе журналистов в неких «особых условиях». Под такими условиями предлагается понимать чрезвычайные ситуации любого характера - от военного до социального. Так вот, работая в таких условиях, журналистов предлагается обязать «соблюдать указания закрепленных за ними должностных лиц при выполнении поручений; согласовывать информационные сообщения перед освещением в средствах массовой информации с должностными лицами».
В целом, законопроект содержит немало норм, которые ограничивают свободу слова и станут препятствием для работы журналистов. Чиновников же эти нормы ограждают - и от журналистов, и от неудобных вопросов.
«Закон может изменить жизнь буквально завтра. Во всём мире уделяют внимание к возвращению доверия к журналистике. Проводят сотни часов и тренингов, чтобы вернуть доверие населения. Этот закон, может сделать так, чтобы мы относились к журналистике очень потребительски. Среди этих 70 статей сделано всё для того, чтобы зарегулировать журналистику. С первых дней, когда мы с вами выбрали журналистику, решили, что кроме основных законов, по которым мы ответственны перед обществом, есть ещё профессиональная этика. Это будет настоящий узел на шее каждого журналиста. Мы и так всё время себя ограничиваем законом, этикой, моралью. Во всём мире вопросы саморегулирования, то есть отношения этических принципов журналистики, не относится к законодательной деятельности», – говорит Бактыгуль Бурбаева медиатренер и соучредитель KazMediaNetwork.
Откуда взялись эти нормы
Члены рабочей группы, представлявшие журналистское сообщество, узнали об этих нормах уже после того, как законопроект был опубликован. Представители министерства информации и общественного развития уверяют, что они как раз полностью на стороне журналистов, но против введения срока исковой давности выступили члены МВК - межведомственной комиссии, на которую был вынесен законопроект. Кто вошел в состав именно этой МВК, представили МИОР отказались сказать. И – не смогли объяснить, почему именно эта версия законопроекта прошла мимо рабочей группы.
Что дальше
Сейчас журналисты подготовили открытое обращение к президенту страны.
«Подобные действия полностью дискредитируют работу общественности в попытках создать прогрессивный закон, отвечающий реалиям времени и способствующий развитию медиа. Текст нового законопроекта не защищает права журналистов, а усиливает контроль государства над сферой медиа, что противоречит международным стандартам и тормозит развитие медиа в Казахстане», – говорится в обращении.
Также планируется подать заявку на проведение митинга.