Золотым мостом между народом и государством назвал депутатов Маулен Ашимбаев. При этом маслихаты Алматы и Астаны закрыты для СМИ
Между тем слова спикера сената эксперты перефразировали для большей точности: "Это золотой мостик между партией Amanat и маслихатами".
Что произошло
В Астане прошло расширенное заседание совета по работе с маслихатами. Тема – "Маслихаты в системе государственного управления и местного самоуправления". Спикер сената Маулен Ашимбаев назвал депутатов золотым мостом между народом и государством. Однако на практике доступ СМИ к заседаниям маслихатов часто затруднён, а информация об их работе остаётся закрытой.
Что было на заседании
Дословная цитата Маулена Ашимбаева:
"В стране насчитывается более 3300 депутатов маслихатов. Есть все основания утверждать, что все они стали золотым мостом между государством и народом, защищая интересы избирателей", – сказал председатель палаты, выступая на совете.
Президент своими реформами усилил роль депутатов. Если раньше им было достаточно просто быть "осведомленными" депутатами, то теперь им нужно повышать квалификацию, двигаться в сторону общенациональных целей, формировать региональную политику.
И одно из главных – быть открытыми для народа и держать диалог. Более того, "не только предоставлять информацию населению, но и уметь разъяснять и убеждать его в правильности политики правительства", – уточнил Маулен Ашимбаев.
При этом спикер сената положительно отозвался о работе депутатов: "Сегодня они стали полноправными участниками государственной политики и вносят весомый вклад в развитие нашей страны. Мы хотели бы поблагодарить депутатов маслихатов всех уровней за их кропотливый труд", – сказал Ашимбаев.
А как дела обстоят на самом деле? Рассказываем на примере маслихатов двух мегаполисов – Астаны и Алматы.
Маслихат Алматы
Маслихат Алматы с апреля 2023 года возглавляет Меиржан Отыншиев. Однако с его приходом ситуация с доступом журналистов и горожан к сессиям не изменилась – трудности остались, как и при предыдущих руководителях. К примеру, 24 апреля 2023 года депутаты обсуждали утверждение допбюджета и генплана города до 2040 года. Но на мероприятие не пускали журналистов. Депутаты закрылись в Доме дружбы и оставили жителям только онлайн-трансляцию. Подобные ситуации повторялись регулярно на протяжении года.
––––
Читайте также:
–––
14 мая 2024 года прошла закрытая сессия вовсе без трансляции, на которой обсуждали переименование улиц в Алматы. Тогда Меиржан Отыншиев называть причины закрытости отказался. А в пресс-службе ответили, что всё дело в том, что Дом дружбы (где обычно и проводятся сессии) был занят.
Справочно: До январских событий 2022 года маслихат работал в здании акимата. После было арендовано помещение на 11-м этаже бизнес-центра Green Tower по адресу: ул. Достык, 192/2. Аренда до конца 2024 года обходилась бюджету в 66 млн тенге. В дополнение к этому выделяли 12 млн тенге на обслуживание помещения – проще говоря, на уборку офиса. В техспецификации указано, что площадь помещения должна быть до 550 кв. м, а кабинет первого руководителя, то есть Меиржана Отыншиева, – с отдельной комнатой отдыха. Но сессии маслихата проходят в Доме дружбы.
____
Читайте также:
–––
При этом в маслихате иногда происходят инциденты, которые депутаты, очевидно, хотели бы скрыть от СМИ. К примеру, Тимур Елеусизов нецензурно высказывался во время сессии, а после оправдывал это "блеянием".
А сам глава маслихата прославился после конфликта с Санжаром Бокаевым, когда Меиржан Отыншиев вывел его силой из кабинета и дело чуть не дошло до драки.
BES.media неоднократно поднимал вопрос о закрытости маслихатов, направляя запросы и обращения к высокопоставленным чиновникам. В ответ поступали обещания разобраться и обеспечить прозрачность, однако ситуация по-прежнему остаётся без изменений. Ниже приводим выдержки из ответов:
Вице-министр культуры Канат Искаков: "Если действительно есть нарушение Закона "О доступе к информации", мы незамедлительно проинформируем наших коллег, чтобы они исправили это упущение".
Спикер мажилиса Ерлан Кошанов: "Хочу обсудить. И обсудим".
Министр культуры Аида Балаева: "Как уполномоченный орган мы получим полномочия, чтобы контролировать и принимать решения".
Аким Алматы Ерболат Досаев: "Работа постоянной комиссии – я могу ещё раз донести до руководителей и председателей комиссии: пожалуйста, приглашайте".
Что в Астане
Ситуация с доступом к сессиям маслихата в Астане немного лучше, чем в Алматы: СМИ чаще присутствуют на заседаниях. Однако это не касается рабочих групп: журналистов туда по-прежнему не пускают.
–––
Читайте также:
–––
Бывает, что сами депутаты заранее сообщают журналистам дату и время рабочих встреч, но даже в таких случаях СМИ часто испытывают сложности с доступом в зал.
Попасть на сессии с участием акима – задача не из лёгких. Даже если журналист официально аккредитован, это не гарантирует доступа. Так, 27 августа 2024 года в маслихате Астаны прошла сессия с участием акима столицы Жениса Касымбека. Корреспондента BES.media, несмотря на заблаговременную аккредитацию, дальше приёмной канцелярии не пустили – не нашлось сопровождающего.
Попытки выйти на связь с ответственными лицами успехом не увенчались: сообщения в мессенджерах остались без ответа, а звонки сбрасывались. В итоге журналист так и не смог попасть на заседание, где обсуждались вопросы городского развития.
Решения на сессиях маслихата принимаются крайне быстро. Например, когда из состава избирательной комиссии выводили шестерых человек и утверждали новых кандидатов, весь процесс – от представления до голосования – занял не больше пяти минут.
Про регионы
Как обстоит ситуация с доступом к информации в региональных маслихатах – вопрос открытый. Но, судя по заголовкам в СМИ, там проблемы носят иной характер.
Например, председателя маслихата Костанайской области обвиняют в даче взятки в размере 2 миллионов тенге сотрудникам областного департамента внутреннего государственного аудита. По версии следствия, он пытался повлиять на проверку, чтобы аудиторы не реагировали на выявленные нарушения компании, с которой он связан.
А бывшего депутата маслихата Карасайского района обвинили в крупном мошенничестве и отмывании денег. Якобы он предоставил фиктивные документы для получения госсубсидий на сумму 474 млн тенге за покупку саженцев малины. Часть денег потратил на квартиру, авто и ценные бумаги, ещё 170 млн – проиграл в казино, писал КазТАГ.
В Актобе депутата районного маслихата обвинили в мошенничестве. Якобы он получил кредит в 390 млн тенге, предоставив фиктивный договор на покупку 1200 голов скота, которого у него не было. А деньги перевёл родственнику, на свои счета и использовал в личных целях, сообщали в Tengrinews.
А за период с 2015 по 2018 год 19 депутатов маслихатов привлекли к ответственности за коррупцию, сообщал kursiv.media.
"Это золотой мостик между партией Amanat и маслихатами". Мнение Павла Лобачёва
Глава общественной организации "Эхо" Павел Лобачёв в беседе с корреспондентом BES.media раскритиковал работу маслихатов. Он считает, что их представители часто используют должность для личной выгоды, действуют в интересах партии Amanat и аффилированного бизнеса, а не общества.
"Это всё показывает, что люди идут в маслихаты, чтобы улучшить своё финансовое положение. Они ни в коем случае не являются никаким золотым мостиком между гражданами и государством. Потому что представители маслихатов чаще решают только свои проблемы. Они могут быть только золотым мостиком между партией Amanat и маслихатами. Потому что в маслихатах находятся 99,9% представителей партии Amanat. И это тоже очень плохо – они должны действовать в соответствии с тем, чего от них требует партия", – сказал Павел Лобачёв.
По его словам, в маслихатах нередко оказываются люди, которые выигрывают тендеры и направляют средства своим компаниям.
"Они там занимаются строительством, чем-то ещё. Для них в первую очередь важны собственные интересы, чем интересы народа", – предположил Павел Лобачёв.
Хотя по закону маслихаты выбирают акимов, утверждают бюджеты, программы развития, а также формируют ревизионные и избирательные комиссии, на деле они, по словам Павла Лобачёва, лишь одобряют решения, предложенные акимами.
Почему открытость – это важно
Маслихаты принимают решения, от которых зависит, как будет развиваться регион и насколько комфортной станет жизнь горожан и сельчан. Именно они утверждают, на что пойдут деньги из местного бюджета – на строительство дорог, школ, больниц или, например, обновление парков. Они голосуют за акимов, утверждают градостроительные планы, устанавливают местные правила – от регламента застройки до организации парковок. Также маслихаты формируют комиссии, которые следят за выборами и контролируют расходование бюджетных средств. То есть решают вопросы, влияющие на повседневную жизнь каждого жителя.
–––
Читайте также:
–––