Адвокат Жанна Уразбахова: вина вайнера Туребаева не доказана
После публикации деталей обвинения популярных вайнеров в создании и участии в финансовой пирамиде «Mudarabah Capital» в редакцию BES.media обратилась адвокат одного из обвиняемых вайнеров Мейржана Туребаева Жанна Уразбахова. Она рассказала, почему считает своего клиента непричастным к созданию скандальной пирамиды. Цитируем:
«Об отсутствии в действиях Туребаева состава уголовного правонарушения предусмотренного частью 2, статьи 262 УК РК - "Участие в организованной группе или преступной организации" свидетельствуют следующие обстоятельства. Согласно пункту 11 Нормативного постановления Верховного суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за уголовные правонарушения, совершенные в соучастии», факт совершения группой лиц по предварительному сговору ряда преступлений в течение определённого времени путём согласованных действий, постоянных форм и методов преступной деятельности не является достаточным основанием для признания наличия преступной группы.
Преступная группа отличается от группы лиц по предварительному сговору более высокой организованностью и устойчивостью. Её признаками, в частности, могут являться:
▪️ наличие руководителя (руководителей) и подчиненность ему (им) других членов,
▪️ осознание другими участниками своего членства в ней, наличие определенной иерархии и общих материальных и финансовых средств,
▪️ соблюдение установленных в преступной группе правил (дисциплины) и т.п.
Признаки преступной группы в соответствии с требованиями статьи 113 УПК РК подлежат доказыванию наряду с другими признаками состава преступления.
Ни один из указанных выше признаков каким-либо образом не может относиться к моему подзащитному.
- Туребаев кому-либо не подчинялся как юридически, так и фактически;
- сведения о наличии определенной иерархии между сотрудниками и участниками компаний ТОО «Astex.kz», ТОО «ACD technology», ТОО «Mudarabah Capital», ТОО «Musharaha Capital» не установлены;
- Туребаев какими-либо полномочиями в компании ТОО «Mudarabah Capital» не обладал, в указанной компании не работал, к другим компаниям вообще никакого отношения не имел;
- общих материальных и финансовых средств у Туребаева с другими подозреваемыми не было.
- Каких-либо правил поведения и дисциплины между подозреваемыми лицами также не было. При этом, Туребаев с другими обвиняемыми, которых обвинение называет основными организаторами - Курмангалиевым, Мансуровым Ержаном, Мансуровым Ерланом, Рахимовой вообще знаком не был.
Органами следствия доказательства участия Туребаева в совершении уголовного правонарушения, тем более в составе преступной группы добыты и установлены не были.
В соответствии с пунктом 36 статьм 3 УК РК организованная группа – устойчивая группа двух или более лиц, заранее объединившихся с целью совершения одного или нескольких уголовных правонарушений.
При указанных обстоятельствах хотелось бы пояснить, что Туребаев никак не мог заранее объединиться с другими подозреваемыми с целью совершения уголовного правонарушения или правонарушений, поскольку участником товарищества стал лишь 10 ноября 2020 года, тогда как компания ТОО «Мудараба Капитал» была создана ранее, то есть 28 мая 2020 года, а компания «Астекс» еще в 2019 году.
Таким образом, о наличии заранее спланированной цели на совершение уголовного правонарушения ему было неизвестно».
По версии обвинения, изложенной в обвинительном акте, Туребаев, несмотря на то, что вошёл в состав учредителей Mudarabah Capital позднее, о механизме пирамиды знал и даже получал от компании вознаграждение.