Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Поговорим с

Арман Бейсембаев, финансовый аналитик: 1,5 миллиона тенге за 1 доллар – далеко не дно

15.08.2023
wfin.kz wfin.kz
Если будет рост производительности труда, углубление и разделение труда, экономика страны будет расти, считает эксперт.

Недавно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости переходить на новую экономическую модель, поскольку оставлять все так, как есть, уже нельзя. Глава государства поручил правительству подготовить соответствующие предложения, а отечественных экономистов поругал за отсутствие креативности и понимания задач, которые стоят перед обществом и государством. Президент отметил, что обеспечение достойного уровня жизни народа напрямую связано с концептуальным видением развития экономики нашей страны. BES.media обратился к известному финансовому аналитику, эксперту международной брокерской группы Арману Бейсембаеву с просьбой поделиться собственным видением развития экономики нашей страны.

Предсказывать – дело неблагодарное

– Арман, как вы думаете, о какой новой экономической политике говорит президент? И почему он решил именно сейчас что-то менять?

– Предсказывать – очень неблагодарное дело, особенно в наших реалиях. Поэтому, какой будет экономическая модель, которую предложит президент, я, честно говоря, не знаю. Я не понимаю, как наверху видят эту ситуацию. Но то, что необходима смена экономического курса, и, как следствие, смена политического курса – очевидно. Существующая модель экономики умерла и уже давно неприятно «подванивает».

На тех «экономических колесах», на которых мы едем, дальше ехать нельзя. Это было понятно достаточно давно, а к 2015 году стало очевидным окончательно. В первый раз наш экономический драйвер сломался примерно к 2013 году. При невысоких ценах на нефть мы начали получать снижающийся экономический рост. Эффективность экономики начала падать. С тех пор мы находимся в перманентном состоянии свободного падения.

– Когда началось это падение? И как оно отразилось на жизни казахстанцев?

– Экономика Казахстана падает уже девятый год подряд. Во второй половине 2012 года мы получили первые признаки падения экономики. В 2013 году падение стало очевидным, в 2014-м понеслось вниз в полную силу.

С 2014 года и пиковые показатели по средней заработной плате, и экономический рост, и размер ВВП в пересчете на доллары стали падать. В тенге все было более или менее аккуратненько за счет перманентного обесценивания национальной валюты. Сначала это были девальвации, потом перманентное обесценивание тенге каждый год, чтобы показывать экономический рост.

Долларовая выручка не растет, а экономический рост есть, потому что искусственно подтягиваются показатели. Тенге обесценивается и показывается рост в тенговом выражении. Грубо говоря, одно дело, когда один доллар стоит 150 тенге и совсем другое, когда тот же самый доллар стоит 450 тенге. Соответственно в тенговом выражении все выросло, условно, в три раза, хотя это один и тот же доллар, покупательская способность которого по отношению к тенге, не изменилась.

– Получается, в Казахстане все показатели стабильности раздуваются искусственно, хотя мы уже «на дне»?

– Да. Многие спрашивают, а что будет с тенге? Если существующая экономическая система останется, несложно предсказать, что в следующем году один доллар будет стоить 500 тенге, через год – 600, еще через год – 700 и так до бесконечности. Если мы оставляем экономическую систему в том же виде – дна у тенге нет. Просто представьте: один доллар – полторы тысячи тенге. «О, это же ужас, это, наверное, и есть дно», скажете вы. Но что есть дно? Дно – это полторы тысячи за доллар? Или дно – 15 тысяч тенге за доллар? А может дно – это 150 тысяч тенге за доллар? Дно – это растянутое понимание. Если бюджету будет нужно все больше и больше денег, понятное дело, тенге будет продолжать обесцениваться. Этот процесс можно растянуть до бесконечности. Посмотрите на африканские страны, где один доллар может стоить 1 триллион зимбабвийских долларов. Хочется спросить: а это уже дно или как? Если мы оставим нашу экономическую систему в том виде, в котором она есть, нас ждет Африка. Зимбабве. Боюсь, что ни полторы тысячи, ни 15 тысяч тенге за доллар, ни 150 тысяч тенге и даже не полтора миллиона тенге за доллар – далеко не дно, пока мы будем погружаться в это болото.

– Но у нас же есть Нацфонд, который вроде призван нас подстраховать…

– С 2013 года мы получили пик по накоплениям в Нацфонд. Там у нас лежало порядка 77 миллиардов долларов. А сейчас сколько? По-моему 52 миллиарда. Потому что с 2013 года мы этот национальный фонд беспрерывно тратим. И он исчерпывается. Каждый год оттуда изымается 1-2 миллиарда (до 5 миллиардов стабильно) и эти деньги обратно не возвращаются. Если посмотреть на зарплаты сейчас, в долларовом выражении мы находимся ниже 2013 года.

В 2013 году среднаяя зарплата составляла примерно 850 долларов. Но сейчас мы не дотягиваем до этого уровня. Если взять среднюю зарплату в пересчете на доллары мы находимся примерно на том же уровне – 800 - 850 долларов. Сейчас у нас средняя зарплата в тенге составляет примерно 354 тысячи.

Загвоздка еще и в том, что эти 354 тысячи тенге в нашей стране мало кто получает…

– Это да. А медиана у нас еще ниже – 250 тысяч тенге. Мы по средней зарплате находимся до сих пор на уровне 2013 года. По факту никакого роста нет, если пересчитать зарплату в долларах.

И уровень ВВП с 2013 года, если пересчитать в долларах, падает, а не растет. Он растет у нас только в тенговом выражении. Никакого реального роста экономики уже давно нет. Соответственно, это все в совокупности с уже «заезженной пластинкой», о которой мы все время говорим – высокой коррупцией, отсутствием демократии, несоблюдением прав человека – являются звеньями одной цепи.

Люди чувствуют снижение уровня жизни, потому что экономика не растет. Для такой компактной, маленькой страны как Казахстан, наша экономика должна расти не менее чем на 7% в год.

А  на  сколько  реальных  процентов  она  растет  ежегодно?

– Мы не берем 2013-2014 годы. В 2015 у нас был тотальный провал, в 2016 году мы начали выкарабкиваться, в 2020 году был ковид и вновь провал. Поэтому в среднем темпы экономического роста сейчас составляют примерно 3%. И это в тенге. В долларах этого роста давно нет. Хотя на самом деле даже в тенге мы должны расти не менее чем на 7-8%, а в идеале – на 10-12%. Вот тогда будет реальное ощущение, что страна растет и развивается.

– Что для этого нужно сделать?

– Нужно менять экономический драйвер. Только какой на какой? Весь вопрос именно в этом. У меня нет конкретного ответа, что именно надо делать. Есть лишь рецепты, с помощью которых можно найти некий выход.

Вы можете поделиться этими рецептами?

– В мире давно уже все придумано, я не буду изобретать велосипед. Допустим, в сентябре президент выходит и говорит: нам нужно проводить тотальную либерализацию экономики. Признает, что конкуренция – наше все и делает ставку на малое и среднее предпринимательство. И со стороны государства гарантируется уважение, почет и всяческая поддержка предпринимателей, издается и приказ: ни в коем случае не мешать! Любого, кто попытается перейти дорогу предпринимателю, просто сажаем без суда и следствия. Естественно, тут речь не о том, чтобы государство потеряло контроль или ослабило надзор. Государство приобретает роль верховного арбитра, который задает правила игры и следит, чтобы они соблюдались всеми участниками рынка. Само государство своими «грязными ручонками» не лезет на это свободное экономическое поле никаким образом и способом. Оно все отдает в частные руки. Малые и средние предприниматели создают продукт, рабочую силу, показывают эффективность. Государство со своей стороны гарантирует, что правила игры в экономике будут соблюдаться всеми участниками и у предпринимателей будут политические гарантии и экономическая свобода. Вот тогда ситуация в экономике может измениться в лучшую сторону.

Чем больше профессий, тем лучше для экономики

– Что должны сделать власти, чтобы и благосостояние граждан повысить, и экономику не «угробить»?  

– Не должно быть так, чтобы президент или министры, разработав у себя в кабинетах какой-то «чудо-рецепт» спасения всех нас и роста экономики и благосостояния, вышли и сказали: «смотрите, зуб даю, голову на отсечение даю, если мы вот это сделаем, то будем расти и развиваться».

Рецепты для экономики не создаются в тихих кабинетах и на бумажках. Высшие эшелоны власти должны напрямую встречаться с предпринимателями, садиться за один стол и дискутировать, спорить, «рвать друг другу глотку». Каждый должен предлагать свои варианты, свои рецепты, потому что в споре рождается истина. И вместе необходимо найти компромисс – что нужно предпринимателям и что нужно власти. Власть, естественно, заинтересована в том, чтобы предприниматели платили налоги, не нарушали законы, но при этом они давали работу, платили зарплаты людям и так далее. А предприниматели, в свою очередь говорят: «вы к нам не лезьте, не мешайте, мы сами со всем разберемся. Не надо нас учить, как вести бизнес». Это то, чего на самом деле сейчас нет.

А вообще если мы говорим глобально об экономической теории, давайте поднимемся на уровень выше. Как говорили в свое время Давид Рикардо и Адам Смит, «если вы хотите понять, богатый перед вами город или бедный, посмотрите на количество профессий в этом городе. Чем больше профессий, тем богаче город». Это говорит о том, что в городе, где много профессий, достаточно глубокое разделение труда. Рецепт роста благосостояния заключается в усложнении экономики в целом. Но, на минуточку, с 2013 года экономика Казахстана упрощается, а не усложняется. Хотя развитие – это не про упрощение, а про усложнение.

– Что нужно сделать для усложнения экономики?

– Один из факторов – рост производительности труда – когда каждый работник производит все больше и больше, в том числе за счет средств производства, инструментов производства, автоматизации. Понятное дело, что сейчас в любой сфере человек за единицу времени может производить намного больше, чем раньше. Если будет рост производительности труда, углубление и разделение труда, экономика будет расти. В нашей экономике должно появляться все больше разных профессий. Не должно все сводиться к тому, что самые популярные профессии – продавец, охранник и курьер. Хотя их работа тоже важна. Но ситуация при этом складывается чудовищная.

Возьмем, условно, студента экономического факультета, который, окончив вуз, понимает, что не может найти работу по специальности и становится курьером. Это чудовищная ситуация. Человек теряет компетенцию, государство теряет кадры. Эти кадры на самом деле пристраивать некуда. Экономика упрощается и рабочих мест по профессиям становится все меньше. Высококвалифицированных, профессиональных людей просто не берут на работу, потому что их компетенции не соответствуют реальным требованиям. Не потому, что они не дотягивают, а потому, что компаниям не нужны такие профессионалы. Это про упрощение и деградацию. А должно быть наоборот. Требований к профессионалам должно быть все больше и больше, потому что экономика растет, развивается и компетенций нужно все больше и больше. Я всегда говорю: возьмите двух инженеров –  в нефтедобывающей отрасли, и инженера по производству чипов. Чувствуете разницу в компетенциях и отраслях?

– Получается, чем больше разных профессий и рабочих мест в разных сферах, тем лучше для экономики страны?

– Конечно! Усложнение экономики, рост производительности труда, углубление разделения труда – это все взаимосвязанные вещи, вытекающие друг из друга. Это все, соответственно, обрамляется политическими гарантиями свободного экономического поля со стабильными, прозрачными и предсказуемыми правилами игры. Вот вам рецепт счастья.

Теперь будем смотреть, что скажет президент. Если он не будет говорить об этом, а опять все закончиться тем, что «а давайте вот эту область поделим на две, а вот эту область сольем с этой и будет нам всем счастье», – ничего хорошего стране ждать не нужно.

– Благодарим за беседу!

 

---
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Триллион тенге за полгода заработали банки. Не пора ли «стричь» банкиров?


Топ-10 самых прибыльных банков Казахстана по итогам полугодия. Ситибанк и ForteBank сдали позиции


---

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> https://t.me/bessimptomno 
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot