Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Истории

Безграничное равнодушие. Почему у Иле-Алатауского нацпарка до сих пор нет охранной зоны со стороны Алматы?

27.03.2024

Верховный суд решил, что охранную зону Иле-Алатауского нацпарка должен установить акимат Алматы. Экологи продолжают заявлять о бездействии властей.

Девять месяцев акимат Алматы не исполняет решение Верховного суда об установлении охранной зоны Иле-Алатауского нацпарка со стороны мегаполиса. Местные власти кивают на минэкологии, которое должно разработать документ, как это должно происходить.

"Бездействие акимата Алматы" 

Вокруг национальных парков и заповедников должны быть очерчены охранные зоны. Их определяют на основании постановлений местных акиматов. 

Иле-Алатауский национальный парк тоже имеет охранную зону, но только со стороны Алматинской области. Со стороны города Алматы охранная зона не установлена. Исправить это десять лет пытается экологическое общество "Зелёное спасение", в том числе через суд.

В 2023 году десятилетний спор экологов и властей, казалось бы, завершился, когда в Астане отменили решения алматинских судов, которые отказывали экообществу "Зелёное спасение" в иске обязать акимат установить охранную зону. Судебная коллегия Верховного суда приняла решение, в котором говорилось о "бездействии акимата Алматы", он же возложил на акимат Алматы обязательство установить охранную зону нацпарка. Однако решение суда до сих пор не исполнено. Почему?

---

Читайте также:

---

С момента принятия решения Верховным судом прошло девять месяцев, а акимат Алматы будто его игнорирует. Экоактивисты предполагают, что организация охранной зоны невыгодна ни чиновникам, ни бизнесменам: мол, оттого и затягивается процесс. К примеру, депутат мажилиса Бакытжан Базарбек выяснил, что в Иле-Алатауском нацпарке есть вилла Кайрата Сатыбалды, родного племянника экс-президента Нурсултана Назарбаева. Возможно, не только его.

"Закон предусматривает ответственность за невыполнение решения суда. Мы попробовали через административный суд поднять этот вопрос, но пока ничего не добились. Планируем обратиться в Верховный суд, чтобы получить разъяснение о том, каким образом должно быть выполнено его решение от 31 мая 2023 года", – сообщил председатель экологического общества "Зелёное спасение" Сергей Куратов.

Это письмо уже направлено в суд, но ответа пока нет.

Документ, чтобы утвердить документ

Оказалось, что акимат Алматы ждёт действий со стороны минэкологии. Оно должно разработать естественно-научное (ЕНО) и технико-экономическое (ТЭО) обоснования охранной зоны нацпарка. В своё оправдание местные власти говорят, что в 2023 году неоднократно направляли письма в министерство о необходимости разработки документации.

Сергей Куратов в этом видит нежелание исполнять решение суда.

"Акимат ссылается на то, что якобы минэкологии должно сделать первый шаг, чтобы установить охранную зону. Но в решении ВС чётко сказано, что акимат не имеет возможности выбирать, у него нет "административного усмотрения". ВС чётко определил, что акимат должен принять постановление об организации охранной зоны. Потом специалисты акимата и министерства должны согласовать её точные размеры. Она должна быть шириной не менее двух километров от границы национального парка", – прокомментировал отказ акимата исполнять решение суда Сергей Куратов.

Но какие-то подвижки в деле всё же есть. 12 февраля администрация нацпарка объявила конкурс на разработку проектов ЕНО и ТЭО. На эти работы предусмотрели 6,6 млн тенге. В них должны были быть определены размеры, границы и площадь охранной зоны в границах Алматы. В минэкологии в ответе на запрос BES.media сообщали, что после этих процедур госэкоэкспертиза даст своё заключение, а оно должно быть положительным, и только потом документы будут направлены в акимат Алматы для вынесения решения. Однако конкурс не состоялся. В тендере приняла участие только одна организация – ИП "Жанай".

---

Читайте также:

---

Что в этой истории не так

Сергей Куратов сожалеет, что ни акимат, ни министерство не признают, что не хотели решать проблему 17 лет – ровно столько парк находится без охранной зоны со стороны города Алматы. Кроме того, госорганы дипломатично умолчали о том, что к решению этого вопроса их подтолкнул Верховный суд.

"В письме сказано, что в 2023 году акиматом Алматы неоднократно направлялись обращения о необходимости принятия мер по разработке ЕНО и ТЭО в адрес министерства экологии, комитета и нацпарка. Это яркое подтверждение тому, что акимат пытается переложить ответственность на плечи национального парка и министерства. Почему? Потому что закон был принят в 2006 году. Спрашивается, а что делали с 2006 года акимат и управление экологии? Почему они только в 2023 году вспомнили, что нужна охранная зона?" – возмущён нерасторопностью чиновников эколог.

По его словам, основанием для объявления конкурса на разработу ЕНО и ТЭО должно быть постановление акимата об установлении охранной зоны.

"Именно это постановление должно быть основанием для проведения конкурса на разработку проектов технико-экономического обоснования. Однако из ответов неясно, на каком основании национальный парк объявил конкурс. Мы не понимаем, как такое могло пройти мимо внимания министерства", – добавил эколог.

Кстати, в технической спецификации тендера было указано, что разработка ЕНО и ТЭО проводится на основании задания уполномоченного органа – Комитета лесного хозяйства и животного мира, а также в соответствии с нормами Земельного кодекса и Закона "Об особо охраняемых природных территориях".

---

Читайте также:

---

Почему это важно

Согласно статье 18 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" охранные зоны создаются "для обеспечения особой охраны и защиты" заповедников, национальных природных парков, природных резерватов и региональных природных парков от "неблагоприятного внешнего воздействия".

"Национальный парк создан не для того, чтобы развлекаться, в первую очередь – для сохранности жизненно важных ресурсов, обеспечивающих здоровье и благополучие жителей города – это питьевая вода, свежий воздух, биологическое разнообразие и рекреационные ресурсы для горожан. В условиях современного мирового экологического кризиса основная цель парка – сохранить те водные ресурсы, которые обеспечивают благополучие городской агломерации и её жителей. Главная угроза для национального парка – это разрушение его экологической системы. Отсутствие эффективной защиты его территории ведёт к ухудшению качества жизни горожан, нарушает их права на жизнь в окружающей среде, благоприятной для их здоровья и благосостояния", – объяснил эколог.

Позиция Досаева

Аким Ерболат Досаев считает, что проблем с нацпарком нет.

"Что необходимо было вернуть, вернули, границы утвердили. У нас проблем с Иле-Алатауским национальным парком нет. Наоборот, часть Иле-Алатауского парка находится на территориальной границе Алматы. У нас почти с плюсом и минусом 20 800 гектаров находится в границе территории города Алматы. Вот и всё. Но они управляются самой администрацией парка", – сказал он на встрече с населением Ауэзовского района.

Досье

Иле-Алатауский государственный национальный парк утверждён 22 февраля 1996 года. Его площадь составляет почти 200 тысяч га, расположен он к югу от Алматы на северном макросклоне Заилийского Алатау. В 2002 году Иле-Алатауский национальный парк был включён в предварительный перечень всемирного наследия ЮНЕСКО от Казахстана, но без охранной зоны у претендента мало шансов войти в этот список.

---

Читайте также

---