Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Истории

Отказ от ископаемого топлива: с какими проблемами столкнётся мир на пути к декарбонизации экономики

10.01.2024
Фото автора

Эксперты предсказывают пик потребления углеводородов уже в этом десятилетии, после чего потребность в нефти и угле начнёт снижаться. Этот переход, ускоренный энергетическими кризисами, такими как последствия войны в Украине, ставит перед миром задачу переосмысления источников энергии. 

Уже в следующем десятилетии спрос на ископаемое топливо начнёт падать. Стоимость электричества от солнечных электростанций к 2050 году (на примере США) снизится до 25 долларов за мегаватт-час (для примера, самый дорогой тариф в Казахстане – 44 доллара за мегаватт-час). Мощность атомных электростанций должна увеличиться вдвое. К этому времени принцип "нулевых выбросов" должен станет обыденностью.

О том, как относиться к чистым источникам энергии и что нас ждёт в будущем, рассказали энергетические аналитики и эксперты на workshop для журналистов стран Центральной Азии, организованном New Nuclear Watch Institute (NNWI – институт ядерного наблюдения, базирующийся в Лондоне), а также Sustainable Enerji Projeler и Ассоциацией атомной промышленности Турции.

Энергетический шок

Современный энергетический кризис, вызванный в том числе и войной в Украине, привёл к резкому увеличению цен на энергию, оказав серьёзное влияние на экономику и общество. Тогда нельзя было предположить, что стоимость электроэнергии может подскочить, как цена на биткойн.

undefined
Энергетический шок сильнее всего ощущался в Европе, (с) МЭА

На этом графике квартальные средние оптовые цены на электроэнергию в Европе, Соединённых штатах, Японии, Австралии и Индии с 2019 по 2024 год. Рост цен на электроэнергию зафиксирован во всех шести странах. В 2022 году в Европе стоимость выросла на 600%. Во Франции и Германии цены достигли практически 450 долларов за мегаватт-час в 2022 году (напомним, 44 доллара за мегаватт-час – самый дорогой тариф в Казахстане). Такой шок был вызван сочетанием факторов, включая:

  • Войну в Украине, которая привела к сокращению поставок природного газа из России. Россия является основным поставщиком природного газа для Европы, и её доля в импорте газа в Европу составляет около 40%.
  • Увеличение спроса на электроэнергию, вызванное восстановлением мировой экономики после пандемии Covid-19.
  • Инфляцию, которая привела к повышению цен на все виды топлива.

Поэтому страны заинтересованы поиском стабильных и устойчивых источников энергии, чтобы не допустить такого шока в будущем.

–––

Читайте также:

–––

Синдром Греты Тунберг

Вторая предпосылка активного внедрения чистых технологий в энергетическую сферу – климатический кризис. Хотя у большинства зелёных активистов наблюдается синдром Греты Тунберг (характеризуется пониманием опасности или риска на уровне своих ощущений, без владения экспертными знаниями), серьёзность ситуации всё равно нельзя неодооценивать.

"Учёные бьют тревогу: последствия глобальных выбросов, не только Cо2, но и других загрязняющих веществ воздуха, будут усиливаться. Если мы продолжим идти по текущему пути, нас ждут такие катастрофические последствия, как повышение уровня моря, участившиеся экстремальные погодные явления, засухи, наводнения. Всё это окажет серьёзное экономическое и социальное воздействие", – сказал консультант Международного энергетического агентства (МЭА) Кит Эверхарт (Keith Everhart).

undefined
консультант Международного энергетического агентства Кит Эверхарт

С начала промышленной революции, с 1800 года, глобальные выбросы от энергетики и промышленности постоянно растут. В 2022 году они достигли пика – около 37 гигатонн Cо2. Последние несколько лет были особенно нестабильными. По данным Эверхарта, выбросы, связанные с энергией, значительно сократились во время пандемии Covid-19, примерно на 5%, но в 2021 году они подскочили на 6%.

–––

Читайте также:

–––

Солнечная электростанция в Турции
Солнечная электростанция в Турции. Фото автора

Позитивный сценарий

МЭА, члены которого потребляют около 80% мировой энергии, провело анализ сценариев развития энергетического будущего мира. Если мы каждый день слышим апокалипсическую трактовку климатического кризиса из-за развития индустрии, то в МЭА есть алтернативный вариант – "сценарий нулевых выбросов" (NZE). Он предусматривает инвестиции и политические меры, которые позволят достичь его с минимальными затратами.

По словам Кита Эверхарта, за последние пять лет наблюдается рост инвестиций в чистые источники энергии. В 2023 году инвестиции в чистую энергию составили около 1,7 трлн долларов по сравнению с 1 трлн долларов в 2017 году.

"Согласно нашим прогнозам, к 2030 году для достижения сценария NZE необходимо будет инвестировать более 4 трлн долларов, в то время как инвестиции в ископаемое топливо остаются относительно стабильными. Даже в сценарии наименее агрессивной политики мы видим, что спрос на ископаемое топливо в этом десятилетии достигнет пика где-то к концу десятилетия", – отметил он.

Определённый прогресс есть, но путь к достижению этих целей ещё очень длинный, считает эксперт. Разумеется, каждая страна имеет свои обстоятельства и разработает собственные планы перехода к нулевым выбросам, исходя из своих приоритетов, подчеркнул он. Однако для достижения этой цели потребуется масштабная краткосрочная политика, более амбициозные цели и соответствующие политические инструменты.

"Наш сценарий по выбросам предусматривает глубокую декарбонизацию сектора электроэнергетики в первую очередь, но, кроме того, электрификацию других секторов энергетики, их перевод на электроэнергию. Например, в автомобильном секторе это означает полное отсутствие продаж новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2035 году. Это значит значительно больше гибридных электромобилей и автомобилей на топливных элементах. В строительном секторе уже к 2025 году 20% бытовой техники должны быть энергоэффективными. К 2030 году каждое новое здание должно быть готово к нулевым выбросам. В настоящее время лишь около 5% зданий соответствуют этому стандарту", – рассказал Кит Эверхарт.

Возобновляемые источники энергии могут стать доминирующими, занимая около 70% электроэнергии. Согласно оценкам МЭА, к 2050 году солнечная фотоэлектрика будет генерировать 40% энергии. При этом цена на неё продолжит снижаться с 50 до 25 долларов к 2050 году.

"К 2030 году нам необходимо значительно увеличить масштаб использования чистой энергии: в девять раз – по сравнению с текущим уровнем, в девять раз – по сравнению с ископаемыми видами топлива", – подчеркнул международный эксперт.

Одна из главных проблем на пути к декарбонизации – стоимость технологий. Они дорогие для некоторых стран и их стоимость надо удешевлять. Во многом это зависит от производителей.

"Технологии возобновляемой энергии, как правило, требуют большого капитала и первоначальных инвестиций. Поэтому стоимость капитала является важным фактором, определяющим общую стоимость энергосистемы. Если этим экономикам по-прежнему придётся платить в два-три раза больше стоимости капитала, чем в развитых странах, их переход станет намного сложнее", – заключил Кит Эверхарт.

Что с АЭС?

Судьба атомной энергетики уже определена. 4 декабря 2023 года в Дубае 22 страны подписали министерскую декларацию о повышении в три раза мощностей АЭС к 2050 году. Для достижения этой цели даже создали Международный банк по ядерной инфраструктуре (МБЯИ), который будет финансировать проекты в этой области по всему миру.

Председатель этого института Дэниель Дин (Daniel Dean) подсчитал, что потребуется как минимум 4 трлн долларов инвестиций и в среднем не менее 30 новых ядерных реакторов, подключаемых к сети каждый год.

undefined
председатель Международного банка по ядерной инфраструктуре Дэниель Дин

"Масштаб этого проекта поистине огромен. Нам нужен своего рода "мировой банк" для ядерной энергетики. Если вы знакомы с деятельностью Всемирного банка, Азиатского банка развития или Африканского банка развития, то знаете, насколько успешны эти многосторонние институты в мобилизации капитала для целей экономического развития и борьбы с бедностью во всём мире. Этот банк будет использовать те же модели для привлечения инвестиций в ядерную энергетику, столь необходимых для достижения наших целей", – сообщил он.

По его словам, ядерная энергетика играет важную роль в создании качественных и безопасных рабочих мест, обеспечивая высокий уровень постоянной занятости на всех этапах от строительства до эксплуатации атомных электростанций. Она также способствует развитию промышленности и науки, особенно через передачу технологий. Примером может служить Турция, где промышленный сектор активно участвует в строительстве АЭС, что важно для будущего строительства целой сети атомных станций. Эти аспекты делают инвестирование в ядерную энергетику долгосрочным обязательством, с учётом, что срок службы АЭС составляет до 100 лет.

В сравнении с возобновляемыми источниками энергии, ядерная энергетика предлагает низкие конечные затраты для потребителей, учитывая не только стоимость электроэнергии, но и системные и социальные затраты. В то время как солнечные и ветровые станции являются более дешёвыми в производстве энергии, они остаются "вариативными" источниками с нестабильной выработкой. Напротив, считает глава МБЯИ, ядерная энергия обеспечивает надёжный источник базовой нагрузки с минимальными выбросами парниковых газов. Эти факторы делают ядерную энергетику привлекательным выбором для стран, стремящихся к декарбонизации своей экономики.

–––

Читайте также:

–––

"Сытно жить" на углеводородах больше не получится

Председатель NNWI Тим Йео (Tim Yeo, бывший британский министр окружающей среды и сельских технологий) отметил, что возобновляемые источники энергии рассматриваются как дополнение к ядерной энергетике, а не как конкуренция ей.

"Мы считаем, что субсидирование технологий возобновляемой энергии на ранних стадиях для быстрого достижения эффекта масштаба полностью оправдано. Именно благодаря субсидиям Великобритания стала мировым лидером в области морской ветроэнергетики. Однако это достижение стало возможным благодаря значительным государственным инвестициям в раннее развитие отрасли. Говоря о субсидиях, нам никогда не следует оправдываться за поддержку перспективных низкоуглеродных технологий, особенно учитывая масштабы продолжающегося субсидирования отрасли ископаемого топлива", – подчеркнул он.

undefined
председатель NNWI Тим Йео

Многие критики "зелёного энергоперехода" утверждают, что несмотря на его благородную цель, мы не можем позволить себе колоссальные затраты на отход от ископаемого топлива, которое обеспечило беспрецедентный экономический рост мира с момента его массового использования около 200 лет назад.

"Таким образом те, кто "сытно пожил" на углеводородах, считают, что переход на более чистые источники энергии, к которому призывают сторонники "зелёного энергоперехода", слишком дорогой. Однако если мы сможем продемонстрировать, что инвестиции в низкоуглеродные и технологически инновационные источники энергии стимулируют рост, создают рабочие места и так далее, то мы сможем добиться столь необходимого изменения тенденции к росту выбросов парниковых газов", – заключил он.

–––

Читайте также:

–––