Для депутатов информация о ковидных тратах бюджета тоже оказалась закрытой
BES.media рассказывал, что Счётный комитет неожиданно засекретил результаты аудита по целевому использованию бюджетных средств, выделенных на борьбу с пандемией коронавируса.
Странной секретности тогда удивился депутат мажилиса от фракции «Народной партии Казахстана» Ерлан Смайлов и пообещал нам разобраться в ситуации. Своё обещание депутат сдержал, направив уже депутатские запросы в Счётный комитет и министерство финансов.
Как выяснилось, контроль за расходами разделили между собой Счётный комитет и Минфин. Счётный комитет проверял расходы на 2,1 трлн тенге, и результаты проверок отнесены к «информации с ограниченным доступом». Минфину «достался» только 1 трлн тенге расходов.
Сколько денег из 1 трлн ушло «не туда»
Как сообщили депутату, Минфин только в 2020 году проведены аудиторские мероприятия по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных на антикризисные мероприятия в 10 центральных госорганах, Фонде социального медицинского страхования, Фонде развития предпринимательства «Даму» и 17 местных исполнительных органах.
В результате установлены финансовые нарушения на общую сумму 61 502,9 млн тенге, 235 нарушений процедурного характера (на общую сумму 46 306,0 млн тенге).
Из них уже устранены 48 201,8 млн тенге, или 78,4% (по оставшейся сумме нарушения ведутся судебные разбирательства). К административной ответственности привлечены 28 должностных лиц на сумму штрафа 1,6 млн тенге, которые в полном объеме взысканы в бюджет. Дисциплинарную ответственность понесли 282 виновных должностных лиц.
В правоохранительные органы переданы 29 материалов на сумму 22 023,7 млн тенге.
В 2021 году проведено 51 аудиторское мероприятие.
Выявлены финансовые нарушения на сумму 633,3 млн тенге (выплачена медицинская надбавка сотрудникам, которые не входили в группу риска по борьбе с КВИ при этом непосредственно задействованным медработникам не оплачены надбавки, также при инвентаризации аудиторами выявлены испорченные вакцины против Covid-19, из-за несоблюдения правил хранения).
Мерами реагирования возмещены в доход бюджета – 570 млн тенге и восстановлены – 48,8 млн тенге.
За допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 67 должностных лиц. Три материала аудита переданы в правоохранительные органы для принятия процессуального решения. По одному объекту (ГУ «Управление здравоохранения города Шымкент») возбуждено уголовное дело.
И уже в 2022 году, только в первом квартале, прошло 55 аудиторских мероприятий (в Актюбинской, Мангистауской, Жамбылской областях), где установлены финансовые нарушения на сумму 974,3 млн тенге, нарушения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на сумму 4 099,1 млн тенге.
Мерами реагирования возмещены в доход бюджета 1,7 млн тенге и восстановлены 972,6 млн тенге. Привлечены к дисциплинарной ответственности 6 должностных лиц и к административной ответственности привлечены 19 должностных лиц.
Доплаты получали не те врачи
Минфин установил, что свыше 1,12 млрд бюджетных тенге (выделенных в 2020 году) использованы на выплату стимулирующих надбавок «сотрудникам, не принимавшим непосредственное участие в борьбе с коронавирусом, либо не относящимся к соответствующим группам риска заражения КВИ, а также за фактически неотработанное трудовое время».
В частности, «главному врачу и заместителю главного врача по организационным вопросам Актюбинской областной инфекционной больницы, не участвовавшим в противоэпидемических мероприятиях, выплачено 6,7 млн тенге, в Городской станции скорой помощи столице директору и двум заместителям – 4,8 млн тенге, машинистам по стирке белья, провизору, медрегистраторам, диспетчерам – 292,5 млн тенге. Работникам Актюбинской областной инфекционной больницы начислялись стимулирующие надбавки до фактического открытия инфекционного стационара и поступления первого пациента, всего на сумму 4 336,0 млн тенге».
Кроме того, «на счета медицинских организаций перечислено 1 078,2 млн тенге за не пролеченных больных либо вследствие неправильно примененных тарифов для их оплаты». Только Городской клинической больницей им. Изатима Жекенова Алматы было возмещено 12 млн тенге (100%) затрат пролеченных случаев вместо положенных 50% от их стоимости.
Медоборудование как источник допдохода
Выявил Минфин и нарушения при закупе медицинского оборудования.
Так, управлением здравоохранения Жамбылской области приобретены семь аппаратов ИВЛ аппаратов по стоимости, превышающей их реальную цену на 29 млн тенге (цена закупа – 18,1 млн тенге, цена рынка – 14,0 млн тенге).
Управление здравоохранения Шымкента приобретало «кровати функциональные трехсекционные КФВ-2» у ТОО «MEDICA Trade». Однако фактически были поставлены стандартные кровати низкого качества на общую сумму 36,8 млн тенге.
Также в Шымкенте «за не оказанные ТОО «Т-Bus» услуги по провозу медицинского персонала перечислено 15,9 млн тенге». Эти материалы, как сообщил Минфин, переданы в правоохранительные органы.
Всего же на закуп медоборудования в 2020 году из резерва правительства были предусмотрены средства на общую сумму 23 709,0 млн тенге из них 13 660,0 млн тенге предназначались для закупа аппаратов ИВЛ, и 10 049,0 млн тенге - на закуп лабораторного оборудования, расходные материалы, прочие услуги и работы, лекарства и изделия медицинского назначения, оборудование.
В результате проверок «были отмечены ряд проблем по недостаточности медицинских оборудовании (аппараты ИВЛ), лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (СИЗЫ), в том числе на складах ТОО «СК Фармация», а также, субъектами здравоохранения произведен закуп по завышенным ценам (в среднем от 1 до 6 раз), что привело к экономическим потерям и неэффективному использованию бюджетных средств».
Почему не было вакцин
Судя по ответу, который получил депутат от Минфина, проблема была не только в дефиците вакцин.
По представленной информации, «Управлением здравоохранения Актюбинской области вакцины «QazCovid-in» 189 доз на сумму 0,4 млн тенге, не были использованы до окончания срока годности».
Кроме того, в этой же области в нескольких медорганизациях «вакцины были использованы неэффективно, допущено преждевременное размораживание вакцин, в результате произведн разлив вакцины на сумму 12,2 млн тенге».
При этом «переданные медикаменты (вакцины) на сумму 18 млн тенге не оприходованы на бухгалтерский учёт, то есть не велся учёт, при этом при проведении инвентаризации вакцин установлена недостача медикаментов на сумму 1,7 млн тенге и излишки на сумму 0,9 млн тенге».
За допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности 4 должностных лиц и 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности.
Уже в 2021 году Управлением здравоохранения по Мангистауской области «неправомерно были переданы филиалу ТОО «Институт хирургии» 3000 доз вакцин и шприцов инъекционные трёхкомпонентные на сумму 8,1 млн тенге (HayatVax - 1820 доз; CoronoVac – 1080 доз; VeroCell –100 доз; шприцы - 3000 штук)».
Медицинскими организациями по Мангистауской области допущены неэффективное использование бюджетных средств на сумму 143,8 млн тенге, произведен разлив вакцин против КВИ, предназначенных для иммунизации населения».
Также, переданные вакцины медицинским учреждениям по Мангистауской области, в последующим не были оприходованы на бухгалтерский учёт, то есть не велся учёт вакцин против КВИ на сумму 971,7 млн тенге.
За допущенные нарушения привлечено к дисциплинарной ответственности 1 должностное лицо и 18 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
В Управлении здравоохранения акимата Жамбылской области аудитом установлено, что поставщиком несвоевременно произведена поставка вакцин на сумму 3,4 млн тенге.
Также, в нарушение Правил ведения бухгалтерского учёта, переданные вакцины для иммунизации населения Управлением своевременно не списывались с учёта на сумму 4 099,1 млн тенге.
За допущенные нарушения привлечено к дисциплинарной ответственности 1 должностное лицо.
В целом, на приобретение вакцин против КВИ в 2021 году из резерва правительства были предусмотрены средства в сумме 88 513,7 млн тенге (включая 536,8 млн тенге на закуп 19,8 млн единиц самоблокирующихся шприцов (объёмом 0,5 мл) для введения вакцины) для иммунизации 9 891 780 человек.
Так в чем секрет?
BES.media попросил Ерлана Смайлова объяснить, стало ли ему понятнее после этих ответов, почему информация о ковидных тратах бюджета оказалась недоступной обществу.
«Из того, что написал минфин, что и почему относится к ДСП - непонятно. Что касается Счётного комитета, я этот вопрос задавал, они ответили, что есть такой аудит, они его проводили, но он имеет статус ДСП. Я этот отчёт видел, раскрывать его не могу. Но это хороший аудит, профессионально сделан, многие моменты там раскрыты. Почему они сейчас закрыли этот отчёт, хотя Счётный комитет работает достаточно открыто – оказывается, там часть средств, которые были выделены на часть мероприятий (по борьбе с пандемией), были ДСП, закрыты Минздравом и правительством. Чтобы этот вопрос до конца прояснить, я подготовил запрос в правительство – что закрыто, почему закрыто и на каком основании», – сказал Смайлов.
Сам депутат Смайлов убеждён: весь этот отчёт, все результаты аудита должны быть полностью открыты для общества. По одной простой причине – речь идет о бюджетных средствах.
«Весь этот аудит, ну за исключением формулы вакцины, должен быть открытым и доступным. Это всё – средства, которые должны быть полностью подотчётны народу Казахстана. Там есть и хищения, и неэффективное использование, неэффективное планирование. Вся эта информация должна быть открыта, по каждому пункту должны быть ответственные. Кто отвечает за то, что средства были неэффективно распланированы, кто – за то, что средства неэффективно потрачены. И конечно, кто ответственен за то, что были хищения. Виновные должны понести наказание. Я думаю, что по ним будут возбуждены уголовные дела. По некоторым, насколько я знаю, уже переданы материалы в правоохранительные органы», – заключил депутат от НПК.