ЕНПФ, "дочкам" "Самрук-Казыны" и банкам хотят разрешить финансировать венчурные фонды. Разумно ли это?
Привлечение нацкомпании и пенсионных фондов в инвестирование венчурных фондов – ещё один канал вливания дешёвых денег в экономику, считают финансовые аналитики.
Что произошло
Эксперты Halyk Finance проанализировали, безопасно ли дочерним организациям фонда "Самрук-Казына" и ЕНПФ инвестировать в стартапы.
Контекст
Недавно на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения был опубликован проект постановления правительства по вопросам совершенствования системы господдержки инновационной деятельности. Для развития венчурного рынка в Казахстане в документе предлагается софинансировать венчурные фонды:
- квазигосударственным организациям ("дочкам" "Самрук-Казыны");
- банкам и банковским холдингам;
- накопительным пенсионным фондам;
- страховым и перестраховочным компаниям.
Детали
"Законопроект подчёркивает, что софинансирование будет осуществляться не напрямую в стартапы, а в венчурные фонды, которые уже имеют компетенцию в этом вопросе. Для таких инвестиций будут также предусмотрены налоговые преференции для стимула. Несмотря на эти заявления, предоставление возможности вышеуказанным организациям заниматься венчурным инвестированием, пусть и не напрямую, на наш взгляд, сопряжено с рядом серьёзных проблем", – отметили в своём анализе финансисты.
Высокие риски
Во-первых, понятие венчурного финансирования предполагает инвестиции в различные стартапы, где используются технологические новшества, научные достижения, ещё не применяемые на практике. Из-за подобного характера деятельности этот вид бизнеса связан с высокими рисками невозврата средств, если стартап не получит ожидаемого роста и развития.
"В связи с этим особенно непонятно, почему пенсионным фондам, включая ЕНПФ, основная задача которых – накопление пенсионных активов и обеспечение их сохранности, хотят дать возможность косвенно инвестировать в такую высокорисковую деятельность", – задались вопросом финансоввые аналитики.
Неэффективное финансирование
Во-вторых, сам венчурный фонд – это инструмент частного инвестирования, и во всём мире в такие фонды вкладывается именно частный бизнес. При этом, как показывает практика, венчурные фонды в Казахстане обычно создаются под конкретные проекты и, не являясь долгосрочными участниками венчурного рынка, используются как механизм перераспределения денег.
"То есть привлечение квазигосударственных компаний в финансирование венчурных фондов в итоге может стать ещё одним каналом вливания дешёвых денег в экономику, создавая новые источники неэффективности и снижая стимулы технологических стартапов бороться за ограниченные финансовые ресурсы, как это уже наблюдается во многих других секторах", – пояснили эксперты.
Опасно для банков
Что касается банков и банковских холдингов, страховых и перестраховочных организаций, то, как показывает международный опыт, они могут участвовать в капитале венчурных фондов. В развитых странах они и сами предоставляют услуги по управлению венчурным капиталом, однако в Казахстане, согласно закону, такой деятельностью могут заниматься только венчурные фонды.
"В целом можно отметить, что в соответствии с лучшим мировым опытом в Казахстане банкам запрещено заниматься инвестиционным банкингом, чтобы снизить риски для вкладчиков банка. Венчурное инвестирование – это один из самых рисковых направлений инвестиционного банкинга и вызывает удивление, что банкам хотят разрешить заниматься этим", – сказано в отчёте.
Выводы
"Таким образом вместо того, чтобы провести анализ венчурного рынка и разобраться с причинами, почему местные стартапы не имеют технологических новшеств, которые потенциально могли бы заинтересовать глобальный рынок, правительство решило, помимо прочего, использовать средства квазигоскомпаний и пенсионных фондов для финансирования такой деятельности", – пришли к выводу специалисты.
–––
Читайте также:
–––