"Это живые дети": правозащитники требуют суда над полицейскими за силовое выселение сирот из детдома "Баганашыл"
Что произошло
Правозащитники и юристы раскритиковали действия полицейских при силовом выселении воспитанников детского дома "Баганашыл" в Алматы. Они считают, что произошли грубые нарушения прав детей, и требуют привлечь к ответственности не только сотрудников полиции, но и руководство местной власти.
"Полицейские не должны применять силу"
Правозащитник Евгений Жовтис отметил в интервью BES.media, что полиция должна была действовать в интересах детей и не прибегать к силе без крайней необходимости.
"Полицейские вообще не должны применять силу, кроме особой необходимости. Это, конечно, недопустимое поведение. Я думаю, что те, кто это делал, должны быть привлечены как минимум к дисциплинарной или административной ответственности. Потому что нет никакой необходимости так демонстративно применять силу. У меня такое ощущение, что полицейские привыкли разгонять мирные собрания и тащить за руки, за ноги женщин и мужчин. В итоге они таким же образом и действуют. Тут совершенно очевидно, что ситуация не вызывала такой необходимости, даже в случае принудительного выселения", – считает Жовтис.
Он добавил, что подобное поведение подрывает как имидж полиции, так и репутацию страны с точки зрения международных обязательств.
"Нужно было договариваться с руководителем, учитывать мнение детей, искать решения. А такие действия ничего хорошего ни к имиджу полиции, ни к соблюдению прав человека не добавили. То есть они просто демонстрируют власть и грубую силу в отношении детей, что не лучшим образом характеризует и самих полицейских, и страну в целом, особенно с точки зрения выполнения своих международных обязательств", – пояснил Евгений Жовтис.
"Нам нужен публичный суд"
Заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека Роза Акылбекова в беседе с корреспондентом BES.media отметила, что должны понести ответственность не только полицейские, применившие силу, но и аким Алматинской области Марат Султангазиев, а также руководители управления образования и органов опеки.
"Перед вами дети, уже обездоленные, у них нет самого главного – мамы и папы. Воспитателям – памятник при жизни, что они действительно продолжают за небольшие зарплаты дарить детям любовь, развивать их, сеют в них веру в людей. Но кто из этих детей после этого поверит в то, что государство о них заботится? Я требую наказания для этих полицейских, чтобы было объективное расследование и чтобы обязательно понесли (ответственность) аким области, управление образования – снять немедленно начальника", – сказала она.
По мнению Акылбековой, именно органы опеки и образования обязаны были не допустить подобного обращения с детьми, за которых они несут ответственность.
"Публично их хватали, превышали свои полномочия. Также публично должен пройти суд", – добавила она.
Нарушение международного права
Роза Акылбекова напомнила, что Казахстан более 30 лет назад подписал Конвенцию ООН о правах ребёнка, по которой государственные службы обязаны действовать в наилучших интересах ребёнка. В случае с "Баганашылом" этого, по её мнению, не произошло.
"Сотрудники этого детского дома многое сделали: проводили пресс-конференции, обращались во все инстанции, нанимали юриста. Они били тревогу и говорили: "Нельзя допустить этого!" Ведь дети уже привыкли. Есть же разница: будут они находиться в Алматы, где очень развита инфраструктура для детей: развлекательная, познавательная, духовная, культурная. Там театры, кинотеатры. Я не умаляю достоинства Конаева. Молодой, красивый город, там есть Капчагай. Но этого мало для детей, они здесь привыкли находиться. Они здесь обучались в городских школах. И вот это надо было учитывать – интересы этих детей", – считает заместитель директора КМБПЧ.
Правозащитница считает, что перед переселением с детьми следовало провести разъяснительную работу. Однако вместо этого они столкнулись с силовыми действиями полиции. Она подчеркнула, что действия полицейских могут квалифицироваться как жестокое или унижающее достоинство обращение, совершённое должностным лицом.
Ответственность полицейских
Юрист Дамир Ишмаметов отметил, что действия полиции можно квалифицировать как превышение должностных полномочий. Если будет доказан существенный вред, возможна ответственность по статье 362 УК РК.
Адвокат Бибинур Муратова уточнила, что при наличии вреда здоровью возможно привлечение к ответственности по другим статьям: статье 108, пункт 1, – "Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью", и статье 109, пункт 1, – "Побои". Всё будет зависеть от результатов медицинского освидетельствования детей.
Не сработала реформа правоохранительных органов?
Корреспондент BES.media также обратился к правозащитникам с вопросами: свидетельствуют ли такие случаи о неэффективности реформы правоохранительных органов в Казахстане и что необходимо менять, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем. Правозащитник Евгений Жовтис напомнил, что разговоры о реформе МВД в Казахстане ведутся давно. Однако, по его мнению, ключевая проблема не в недостаточной строгости наказаний, а в отсутствии неотвратимости ответственности.
"Ключевой момент – не столько усиление ответственности, сколько борьба с безнаказанностью. То есть если вся система, в том числе КНБ, Генеральная прокуратура, не будет пропускать мимо ни одного случая нарушений закона полицейскими, если будет наступать ответственность за каждое такое действие, когда будет борьба с безнаказанностью, тогда значительно больше шансов, что полиция будет под контролем", – уверен Евгений Жовтис.
При этом правозащитник отметил, что действия полиции лучше контролируются там, где существуют плюралистические политические системы, где есть политическая оппозиция и независимые средства массовой информации. Потому что в таких странах общественное мнение влияет на ответственность как рядовых, так и руководителей полицейских подразделений.
Также Евгений Жовтис добавил, что в основном реформы, проводимые в МВД Казахстана, имеют, скорее, структурный характер.
"Нельзя говорить, что реформы провалились, потому что пока эти реформы больше структурные, где-то переобучение, но не глубокие. Чтобы реформировать эту систему, нужно реформировать политическую систему. По моему глубокому убеждению, без изменения политической системы трудно рассчитывать, что будет изменено отношение между госорганами, в том числе правоохранительными, и гражданами. Потому что пока мы живём в системе, где общество, народ и люди являются не субъектами, а объектами. Пока в этой системе правоохранительные органы ещё не чувствуют, что они служат народу, народом оплачиваются", – сказал правозащитник.
Роза Акылбекова отметила, что не только в Казахстане, но и в других странах постсоветского пространства существует обеспокоенность граждан по поводу злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, недостаточной прозрачности их работы и ограниченной ответственности за нарушения.
"С каждым негативным случаем снижается доверие общества. Например, массовые протесты в январе 2022 года (январские события) показали, что доверие между гражданами и государственными институтами, включая полицию, крайне низкое. О пытках и произволе заявляли как национальные правозащитники, так и международные. К примеру, Amnesty International и Human Rights Watch регулярно указывают на случаи пыток, незаконных задержаний, давления на активистов и отсутствие должного расследования таких инцидентов", – рассказала правозащитница.
Роза Акылбекова также отметила, что в Казахстане слабый надзор за правоохранителями при большом проценте безнаказанности.
"На данный момент механизмы контроля за действиями полицейских либо неэффективны, либо работают в интересах системы, а не общества. Необходимо усилить ответственность. Хотя я против ужесточения наказания – оно и так очень строгое. Важно, чтобы суды выносили справедливые решения за преступления, совершённые правоохранительными органами – например, за пытки. Необходимо обязательное видеонаблюдение в отделах полиции и использование нагрудных камер", – считает Акылбекова.
В качестве варианта замдиректора КМБПЧ предложила создать в стране независимый орган по жалобам на полицию – аналог гражданских надзорных комиссий в Европе. Этот орган должен быть независим от МВД.
К слову, на заседании расширенной коллегии правоохранительных органов Касым-Жомарт Токаев отметил, что "правоохранительная система нуждается в дальнейшем реформировании, нацеленном на повышение безопасности граждан".
"Полиция и другие структуры должны быть связующим звеном между властью и обществом. Для этого надо выстроить новую культуру взаимодействия с гражданами, полностью соответствующую нашему фундаментальному принципу: государство и граждане – единое целое. Безусловно, подвижки в этом направлении есть, но предпринимаемые попытки всё ещё недостаточно эффективны, потому что нет последовательности", – сказал президент.
Контекст
В марте 2025 года воспитанники детского дома стали жаловаться, что их учреждение переносят из Алматы в Конаев, и записали видеообращение с просьбой оставить их жить в привычном им здании.
Позже аким Алматинской области Марат Султангазиев пообещал, что из Алматы в Конаев детей-сирот переселять не будут, однако не сдержал своего слова. В результате выселение воспитанников детского дома "Баганашыл" из Алматы в Конаев 21 июля обернулось детскими истериками, обмороками, приездом полиции и "скорой".
После публикации видео с выселением в социальных сетях многие граждане были шокированы поведением правоохранителей. На кадрах видно, как сотрудники полиции хватают детей за руки, пытаясь посадить их в автобусы. Воспитанники детского дома просят не трогать их.


После этого глава государства Касым-Жомарт Токаев распорядился отменить переезд воспитанников детского дома "Баганашыл" из Алматы в Конаев. Президент также поручил акиму Алматы Дархану Сатыбалды провести ремонт здания и передать объект на баланс города для продолжения учебного процесса на прежнем месте, а также провести служебное расследование.
Где расположен детский дом
Сам детский дом №1 Алматинской области расположен в микрорайоне Баганашыл Бостандыкского района.

Недалеко от него находятся Ботанический сад, Парк имени первого президента и ТРЦ Mega Alma-Ata.
Что ещё
Министр просвещения Гани Бейсембаев приехал в детский дом после происшествия. В ведомстве заверили, что детям окажут психологическую помощь и все их законные права будут строго соблюдены.
Детский омбудсмен Динара Закиева рассказала, что акимат Алматинской области не организовал безопасный переезд детей, проживающих в Центре поддержки детей. Это привело к недопустимому: выпускница детского дома упала в обморок, а мальчик был ранен в ногу.
22 июля в Алматы прибыла комиссия Администрации президента для служебного расследования ситуации вокруг детского дома "Баганашыл". Члены комиссии встретились с воспитанниками, сотрудниками и представителями системы образования. Они осмотрели условия проживания и обучения, а также здания и инфраструктуру. Сейчас комиссия изучает документы, связанные с решением о переезде. Особое внимание уделят соблюдению прав и гарантий для детей-сирот, предусмотренных законом. Проверка проводится с приоритетом на защиту интересов детей и завершится в ближайшее время, говорят в АП.