Где работать казахстанцам: как правительство будет решать проблемы занятости
Рассказываем, что предлагает министерство труда и социальной защиты населения и к каким результатам должна привести концепция.
К чему готовится правительство
Население страны растет, и всем в будущем потребуется работа. Уже к 2029 году ежегодный приток молодежи на рынок труда составит свыше 300 тысяч человек, благодаря демографическому росту "нулевых". А в 2026 году на рынок начнут прибывать бэби-бумеры с высшим образованием.
Уже сейчас есть проблема разрыва между городами и сельской местностью. Сегодня почти 60% населения Казахстана проживает в городах, среднегодовой прирост урбанизации за последние 10 лет составил 5%. К 2050 году население мегаполисов увеличится в 2,2 раза.
При этом инфраструктурное развитие городов не синхронизировано с процессом создания новых качественных рабочих мест. Приезжая из сёл, люди не могут найти работу мечты, поэтому они нередко вынуждены кардинально менять сферу деятельности - например, переходя из агросектора в сферу услуг и торговли.
По базовому сценарию, к 2029 году в Казахстане будет более 9,6 млн человек экономического активного населения.
- При этом более трети всей рабочей силы будет сконцентрировано в южном макрорегионе (Алматинская, Жамбылская, Жетысуская, Кызылординская, Туркестанская области и Шымкент).
- Северный и центрально-восточный макрорегионы к 2029 году потеряют, согласно прогнозу, 10 и 12,1% рабочей силы, соответственно. Совокупная доля этих регионов в общем количестве рабочей силы также уменьшится с 34 до 27,5%.
- В западном макрорегионе, включающем в себя Атыраускую, Мангистаускую, Западно-Казахстанскую и Актюбинскую области, ситуация останется без существенных изменений. Ожидается незначительный прирост рабочей силы к 2029 году в 2%. При этом доля в общем количестве рабочей силы уменьшится с 15,8 до 15,5% за счет более активного роста юга.
При этом ожидается, что южные регионы при большой плотности населения будут сохранять низкий уровень ВРП и производительности труда. К примеру, при населении более 7,6 млн человек совокупный ВРП Алматинской, Жамбылской, Жетысуской, Кызылординской, Туркестанской областей и Шымкента равен 17,4 трлн тенге. Таким образом, на 30% населения Казахстана приходится всего 20% ВВП. И существенных изменений в этих пропорциях не прогнозируется.
Как будут решать вопросы занятости
В документе определена главная задача – «создание конкурентоспособного, предсказуемого и адаптивного рынка труда, важнейшим приоритетом которого является создание новых качественных рабочих мест». А «ориентация рынка труда на качественную занятость вкупе с поддержкой мер по автоматизации и цифровизации промышленных предприятий, справедливой поддержкой малого и среднего бизнеса и пересмотром парадигмы системы образования обеспечит увеличение производительности труда, социальную защиту граждан, сбалансированное территориальное развитие».
Проще говоря, это означает, что основная ставка делается на появление в стране новых производств, основанных на современных технологиях, которые смогут и продуктивность увеличить, и экономику диверсифицировать, и людям работу дать. Подсчитано, что суммарно до 2029 года потребуется 1,5 млн новых качественных рабочих мест. По отраслям они должны распределиться так:
- В горнодобывающей промышленности пройдет модернизация и расширение действующих производств, а за счет мер поддержки появятся новые инвесторы и предприятия. В результате, если в 2022 году в горнодобывающей промышленности было 113,3 тысячи качественных рабочих мест, к 2029 году их должно быть 255 тысяч.
- В обрабатывающей промышленности также нужна модернизация и расширение действующих производств и дополнительно – развитие каналов сбыта и инфраструктуры. Для этого должна проводиться работа по снижению торговых барьеров на пространстве ЕАЭС, странами Центральной Азии и с Китаем, чтобы можно было больше продавать готовой продукции и, соответственно, больше этой продукции производить. Расчеты здесь таковы: в 2022 году в обрабатывающей промышленности было 247,9 тысячи качественных рабочих мест (12,2% от общего количества); к 2029 году их должно стать 623 тысячи.
- В строительной отрасли само развитие сектора напрямую связано с промышленной и инфраструктурной политикой. Чем больше новых предприятий должно появиться, тем больше необходимо строить. Для поддержки здесь предусмотрен "пересмотр процедур госзакупок в части квалификационных требований (медианная зарплата, безопасность труда и др.) и изменение подходов к предоставлению земельных участков под строительство многоквартирного жилья для стимулирования конкуренции на рынке жилищного строительства". Цифры по рабочим местам таковы: в 2022 году в строительстве создано 136,9 тысячи рабочих мест, к 2029 году должно быть 164,3 тысячи.
- В транспортной отрасли, как связующем звене между производителями и потребителями, также требуется комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности всех подотраслей (автотранспорт, железнодорожный, авиа), а также стимулирование цифровизации отрасли для увеличения производительности труда. В 2022 году этот сектор обеспечил 179,1 тысячи рабочих мест, а к 2029 году их должно стать 227,2 тысячи.
- Сектор услуг уже сегодня составляет 52,5% ВВП, и дальше он должен только развиваться. Для этого необходимо стимулировать приход частных инвестиций в строительство транспортно-логистической инфраструктуры (оптово-распределительные и логистические центры, склады, фулфилмент центры, хранилища для сельскохозяйственной продукции). А для услуг, связанных с экономикой знаний (креативная экономика, научная и техническая деятельность и др.), критическим является обеспечение инфраструктурой. Прогноз по рабочим местам всей сферы услуг в концепции не приводится, есть оценки только сектора торговли: в 2022 году – 183,7 тысячи качественных рабочих мест, к 2029 году должно быть 493,2 тысячи.
- Сельское хозяйство, несмотря на то что это стратегически важный сектор, продолжает оставаться низкопродуктивным. Поэтому акценты прежние: повышение производительности труда, конкурентоспособности отрасли, включая кластеризацию сельхозпредприятий (создание ферм, якорная кооперация, финансирование сервисного бизнеса). С качественными рабочими местами в агросекторе ситуация не очень хорошая и сейчас: в 2022 году их количество составило 51,7 тысячи; к 2029 году ожидают создание 95,5 тысячи.
Как будет работать система поддержки
В концепции отмечено, что для создания качественных рабочих мест нужны соответствующие условия для развития самих предприятий в нужных направлениях. Предусмотрено 8 системных направлений:
- Изменение правил госзакупок, включение в квалификационные требования критерия по количеству «качественных рабочих мест».
- Эффективное налоговое администрирование и устранение административных барьеров для МСБ, обеспечивающее укрупнение малых предприятий и исключение дробления.
- Сокращение участия госпредприятий для создания конкурентных условий в экономике.
- Включение критерия по расширению и созданию качественных рабочих мест при предоставлении господдержки субъектам бизнеса.
- Применение офтейк-контрактов для развития местного содержания в регулируемых закупках (гарантия закупок).
- Разработка комплексной программы по стимулированию выхода рабочей силы из неформального сектора и предоставление налоговых каникул и инфраструктурных преференций для стимулирования бизнеса к выходу из теневого сектора.
- Повышение (кратное) размера компенсаций за утрату трудоспособности или смерти от несчастного случая на производстве, а также модернизация системы обязательного страхования через значительное увеличение (или снижение) страховых премий для предприятий.
- Внедрение автоматизированной скоринговой модели МСБ (уплата налогов, соцотчислений) для получения преференций (условная скидка при госзакупках, контракты с инвесторами, льготные кредиты, инфраструктура и т.д.).
Как решат проблемы регионального дисбаланса
Логичное решение – равномерно развивать регионы с учетом их особенностей и экономической целесообразности. Концепция делит страну на 4 макрорегиона.
В южном макрорегионе предлагается обеспечить системное стимулирование спроса за счет первичной индустриализации и мобильности кадров. Именно на юге страны до 2030 года ежегодно около 200 тысяч молодых людей будут выходить на рынок труда в поисках работы. К 2030 году суммарно именно здесь будет сосредоточено 35% от всей рабочей силы Казахстана.
При этом сейчас медианная зарплата наемных работников здесь самая низкая по Казахстану – 178,5 тысячи тенге, а специфика структуры характеризуется высокой занятостью населения в сельском хозяйстве (50% сельскохозяйственных работников трудятся на юге страны) и низкой долей работников в промышленном секторе (15% – самый низкий показатель среди макрорегионов).
Предлагается менять структуру экономики региона через создание «привлекательных условий для первичной индустриализации в этих регионах с максимально возможным использованием потенциала существующих специальных экономических и индустриальных зон». Так называемые «точки индустриализации» концепция видит в локализации производств и дальнейшем развитии отраслевых кластеров в легкой и пищевой промышленности, а также в сфере строительных материалов.
В центрально-восточном макрорегионе упор предлагается сделать на реиндустриализацию экономики, то есть восстановление промышленности.
Прогноз рабочей силы до 2030 года в этом регионе показывает снижение общего количества на 10% в течение 7 лет, а также рост доли молодежи с ежегодным выходом на рынок труда более 30 тысяч человек. Медианная зарплата наемных работников в макрорегионе составляет 203,2 тысячи тенге. Специфика структуры занятости характеризуется высокой занятостью населения в промышленности.
Для реиндустриализации предлагается разработать меры по развитию и модернизации промышленной инфраструктуры, а также создавать современные исследовательские центры для разработки технологий, повышения сложности действующих производств, привлечения крупных технологических компаний.
Северный макрорегион предлагается развивать на основе кластеризации агробизнеса, сделав его, по сути, сельскохозяйственным.
По этому региону прогноз развития рабочей силы негативный: ожидается снижение общего количества рабочей силы в регионе на 12% в течение 7 лет, а также ежегодный выход на рынок труда менее 30 тысяч человек (самый низкий показатель по стране). Дополнительным фактором является высокое миграционное давление со стороны мегаполисов и приграничных регионов.
Медианная зарплата наемных работников в регионе занимает второе с конца место (после юга) – 186,7 тысячи тенге. Специфика структуры также характеризуется высокой занятостью населения в сельском хозяйстве (25% сельскохозяйственных работников) и низкой долей работников в промышленном секторе (18%).
Для активного развития сельского хозяйства упор предлагается делать на такие направления:
- развитие кластеров (полный цикл от производства до переработки);
- создание инфраструктуры для единой системы заготовки, хранения и цепочек сбыта сельхозпродукции;
- повышение производительности труда через внедрение новых технологий.
В западном макрорегионе предложено делать упор на «развитие недропользователями программ внутристрановой ценности». Концепция предлагает осуществить запуск проектов по созданию долгосрочных партнерств и консорциумов с недропользователями для поддержки открытия и развития бизнеса. Создание новых промышленных производств необходимо делать с применением механизма офтейк-контрактов (для локализации и создания новых производств) и офсет-контрактов (для трансферта технологий и привлечения инвестиций).
В этом регионе прогноз по рабочей силе на предстоящие 7 лет положительный: прирост общего количества и увеличение количества молодежи, выходящей на рынок труда, в 1,5 раза – до 40 тысяч человек. Здесь высокая занятость населения в промышленности и крайне низкая (6%) – в сельском хозяйстве. Более 90% ВРП западного макрорегиона обеспечивает добывающая промышленность. Медианная зарплата наемных работников в макрорегионе составляет 227,7 тысячи тенге.
Каким будет результат
Концепция предусматривает лишь общие направления и не содержит отсылок на другие документы – например, по развитию обрабатывающей промышленности. Ну а детализация предлагаемых правительством мер и конкретные решения, как правило, появляются уже после утверждения системного документа.
Но в концепции есть итоговые расчеты, к чему она должна привести. Они таковы:
- К 2029 году в экономике будет 3,6 млн качественных рабочих мест, что будет составлять 45% в общей структуре занятости.
- Среднегодовой темп роста качественных рабочих мест составит 10%.
- 1,5 млн человек повысят доходы до уровня выше медианной зарплаты.
- Ежегодно количество людей с доходами, превышающими медианные, будет увеличиваться в среднем на 251 тысячу.
Что происходит сейчас
Ситуация сложилась парадоксальная: работодатели говорят о нехватке кадров, при этом многие не могут найти работу. В действительности же происходит нестыковка спроса и предложения: предприятия ищут людей с определенной квалификацией и знаниями, а таких специалистов система образования даже не готовит.
Этот рассинхрон объясняется достаточно просто: экономика страны относится к низкому уровню сложности – имеет низкую диверсификацию, а в производстве и экспорте по-прежнему высока доля сырья (углеводороды и металлы). В такой экономике востребованы сотрудники со средней квалификацией, что подтверждается и статистикой: только 37% имеющихся рабочих мест требуют от работников высокого уровня навыков.
Проблема признается и авторами концепции. В документе отмечено «несоответствие между спросом со стороны бизнеса и предложением рабочей силы». Как прямое следствие – четверть выпускников ТиПО работает не по специальности. О качестве знаний выпускников ТиПО говорит и статистика:
- нетрудоустроенных – 40%,
- трудоустроенных не по специальности – 25%.
При этом специалистов средней квалификации (то есть выпускников ТиПО) не хватает даже количественно: спрос на специалистов средней квалификации составляет 976 тысяч (53%), тогда как количество выпускников ТиПО (2018-2022 годы) составляет 580 тысяч человек.
«Будущая рабочая сила, прибытие которой на рынок труда ожидается в ближайшие 3-10 лет, находится в неудовлетворительном состоянии. Так, например, по качеству знаний у школьников (рейтинг PISA для оценки успеваемости по чтению, математике и естественным наукам) Казахстан находится на 69-м месте из 79 стран», – говорится в концепции.
Почему так случилось
Такая ситуация – следствие объективных и субъективных факторов (по сути, это и сказано в концепции). Например, в начале "нулевых", когда был большой спрос на сырьевых рынках, Казахстан постепенно наращивал объемы экспорта продукции, что обеспечило рост экономики и подстегнуло развитие других отраслей. В результате в 2002-2006 годах реальный рост экономики составил 60%, что также положительно отразилось на рынке труда. Число рабочих мест (наемной занятости) увеличилось на 19%.
Однако дальше стали происходить мировые кризисы, спрос на сырье уменьшился, и как следствие, замедлился и рост ВВП Казахстана. Развить полноценно новые отрасли в стране не успели. В результате за 2017-2021 годы новые рабочие места увеличились всего на 3%.
Кстати, создает рабочие места в стране в основном государство – через квазигосударственный сектор. Что не удивительно: он занимает 40% ВВП страны, в квазигоссекторе работает более 25 тысяч предприятий с участием государства. Более трети рабочих мест в стране приходится именно на госпредприятия.
Но большая часть работников заняты на малых бюджетных предприятиях в сфере образования и здравоохранения. С учетом госзакупок и госпрограмм содействия занятости реальная доля рабочих мест с участием государства может доходить до 50%.
Доля частного сектора в создании новых высокопродуктивных рабочих мест составляет всего 18%. За 2017-2021 годы численность работников на предприятиях в частном секторе увеличилась на 6%.
Низкой продуктивностью объясняется и серьезный разрыв между доходами граждан и стоимостью жизни. Сегодня 46% занятых казахстанцев работают в отраслях, где производительность труда на одного работника в 2021 году составила менее 6 млн тенге. Для сравнения, в промышленности в этом же году производительность труда оценивалась в 22,6 млн тенге.
При этом работникам не хватает качества знаний, а предприятия не торопятся их повышать. За 2017-2021 годы снижена доля охвата программами повышения квалификации работников с 9 до 8% (554,9 тысячи человек в 2017 году, до 504,3 тысячи в 2021-м). Доля наемных работников, повышающих квалификацию за счет работодателя, составила в 2021 году 8%. При этом аналогичный показатель в странах ОЭСР составляет 48%.
Кстати, при оценке размеров обязательных пенсионных взносов в 2022 году выяснилось, что около половины формально работающих граждан имеют доход ниже 160 тысяч тенге (2/3 от средней зарплаты). То есть фактически они являются работающими бедными. Без повышения квалификации они не могут найти работу с более достойной оплатой, а получить эти дополнительные знания фактически негде, поскольку и нынешняя система подготовки кадров «характеризуется недостаточным количество квалифицированных преподавателей, устаревшими учебными программами и низкой связью с реальным бизнесом».
–––
Читайте также:
–––
BES.media – первое СМИ в Казахстане, которое открыло канал в WhatsApp!!!
Подписывайтесь на канал «BES.media» в WhatsApp по ссылке>>
Не забудьте включить уведомление (сверху справа), чтобы быть в курсе!