Глава Евразийского банка: казахстанские фининституты оказались в нужное время в нужном месте
Прибыль на кредитах и валюте
В прошлом году реализовались все возможные вызовы и «черные лебеди», которые только могли быть, рассказала глава банка Ляззат Сатиева в ходе встречи с журналистами.
Тем не менее общий негативный фон не помешал казахстанским банкам хорошо заработать в прошлом году. По итогам года их прибыль выросла на 13,7% и достигла почти 1,5 трлн тенге. Причем в этом году темпы не снижаются – за два месяца показатель вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Евразийский банк в прошлом году зафиксировал рост прибыли сразу в 6 раз (до 83,3 млрд тенге).
По словам Сатиевой, на фоне внешних и внутренних потрясений банк оказался готов к потоку клиентов с точки зрения инфраструктуры, продуктов, систем и персонала. Банк проводил рефинансирование клиентам, а накануне 2022 года запустил ускоренное принятие решение по кредитам.
«Бывают ситуации, когда оказался в нужном месте в нужное время», – отметила глава Евразийского банка.
Одной из причин роста прибыли в фининституте назвали увеличение кредитного портфеля на 67% за счет перетока клиентов из других банков и существующих заемщиков. В прошлом году Евразийский купил у ВТБ портфель льготных автокредитов рыночной стоимостью 11 млрд тенге.
Помимо этого на рост прибыли повлияли доходы от карточного бизнеса и операций с иностранной валютой. Чистая прибыль от последних выросла в 6,8 раз – до 52,5 млрд тенге и составила 27% операционного дохода банка.
Впрочем, на курсе в прошлом году заработало большинство казахстанских банков.
Чтобы не попасть под санкции
С одной стороны, у банков выросли финансовые показатели, а с другой, опасения попасть под вторичные санкции. Поэтому игрокам пришлось активно инвестировать в комплаенс.
Глава Евразийского банка рассказала, что в ходе недавней встречи помощник министра финансов США Элизабет Розенберг и помощник министра торговли США Мэттью Аксельрод еще раз объяснили, как на многие вещи нужно смотреть, что, в их понимании, является санкционными действиями.
«Все банки, все мои коллеги на вопрос "как изменилась наша жизнь" сказали, что мы гораздо больше ресурсов инвестируем в комплаенс, то есть настройку внутренних бизнес-процессов, внедрение специальных комплаенс-платформ, для того чтобы исполнять необходимые правила, снижать риски взаимодействия с теми, кто попадает под санкции как американских, так и европейских регуляторов», – добавила она.
По ее словам, вопрос контроля санкций серьезен для банков.
Каким будет год?
На этот вопрос можно ответить, заглянув в отчетность банка. Евразийский разработал три экономических сценария на 2023 год: базовый, пессимистичный и оптимистичный.
Пессимистичный сценарий предполагает, что среднегодовой курс доллара к тенге составит 482,9 тенге, рубля – 7,47. ВВП по итогам 2023 года вырастет лишь на 2,9%, инфляция составит 9,5%.
В оптимистичном цифры более впечатляющие: американская валюта будет торговаться по 459,9 тенге, российская – по 7,11 тенге. Рост ВВП Казахстана составит 4,4%, а инфляция – 7,5%.
В рамках базового сценария ожидается среднегодовой курс доллара – 470 тенге, евро – 496 тенге, рубля – 7,27 тенге. При этом экономика страны вырастет по итогам года на 4%, а инфляция снизится до 8,5%. Соответственно, и Нацбанк уменьшит базовую ставку до 14,5%.
«Мы стараемся быть готовыми к любой ситуации: нехватке наличности в стране, волатильности на валютном рынке, дополнительным санкциям (со стороны Запада против России. – прим. авт.), чтобы не возникло рисков, что кто-нибудь из наших текущих клиентов оказался в ограничительных списках», – рассказала она.
Такое настроение наблюдается не только в Евразийском банке, но и в других банках, подытожила Сатиева.