Глава Нацбанка Сулейменов рассказал, чем опасен фиксированный курс тенге
Казахстану защита курса тенге в своё время обошлась в 30 млрд долларов.
Что произошло
Председатель Национального банка Тимур Сулейменов защитил политику плавающего обменного курса.
Детали
По словам главы Нацбанка, фиксированный обменный курс не подходит Казахстану из-за зависимости страны от доходов от нефти и газа, которые подвержены колебаниям мировых цен.
Он напомнил о периоде до 2015 года, когда фиксированный курс привёл к экономическому дисбалансу, что в конечном итоге потребовало резкой девальвации. Попытки защитить фиксированный курс в то время стоили более 30 миллиардов долларов резервов, но в конечном итоге потерпели неудачу.
"Государство потратило более 30 миллиардов долларов резервов, пытаясь защищать фиксированный курс, а потом всё равно признало, что этот фиксированный курс больше не соответствует ни макроэкономическим, ни рыночным параметрам, и в итоге произошла девальвация", – сказал Тимур Сулейменов.
Он добавил, что при фиксированном курсе всё равно будут скачкообразные девальвации, и разговоры о нём не ведутся.
Путь в никуда
Тимур Сулейменов предупредил, что фиксированный курс может усилить долларизацию экономики, когда и частные лица, и крупные корпорации предпочитают держать и совершать сделки в иностранной валюте.
"Зачем держать в более слабой валюте, когда ты можешь в резервной валюте свободно конвертируемой это держать. Происходит долларизация: долларизация депозитов, долларизация кредитов, долларизация экономики. То есть мы чужую валюту впускаем себе в государство и в итоге ориентируемся на неё. Хуже того <…>, крупные корпорации, банки, финансовые отрасли начинают ориентироваться не на внутренние решения Национального банка или правительства. Они начинают ориентироваться на денежно-кредитную политику доллара, Федерального резерва США, потому что, ну, если ты всё равно привязался к ним жёсткой привязкой, сцепкой, зачем ориентироваться на свои решения, всё равно мы будем обязаны по этому курсу продавать", – отметил спикер.
По словам Тимура Сулейменова, плавающий обменный курс действует как "автоматический стабилизатор", выравнивая стоимость валюты с рыночными основами, такими как торговый баланс. Хотя недавнее обесценивание отражает экономические реалии, оно происходит более постепенно и предсказуемо по сравнению с резкими девальвациями в рамках фиксированной системы.
–––
Читайте также:
- "Повышение курса доллара – дополнительный фактор инфляции в стране". Что сказал спикер сената Ашимабев про валютные скачки
- Последние торги по доллару закрылись на 508 тенге
- Тимур Сулейменов: Была задача мягко опустить курс без паники на финансовых рынках
- "Доллар по 500 – новая реальность Казахстана": экономист Бейсембаев о падении курса тенге
- Национальный банк поднял базовую ставку на фоне роста курса доллара
- Глава Нацбанка о связи антироссийских санкций с падением тенге: Не может не влиять на нашу экономику
- С 16 ноября Нацбанк продал 1 млрд долларов на бирже – Тимур Сулейменов
–––