Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Истории

Как в Казахстане собираются экспортировать IT-услуги по поручению Токаева

06.09.2023
istock istock

Довести экспорт IT-услуг до одного миллиарда долларов к 2026 году – такую задачу поставил перед правительством президент Токаев в своем послании 1 сентября. Эксперты говорят, что у Казахстана имеется потенциал стать цифровым центром, однако есть вопрос с кадровыми ресурсами.  

Оборот IT-услуг в Казахстане уже составляет около 500 млн долларов, а часть экспорта постоянно растет, заявил основатель сервиса ApartX Канат Кельдибеков. По его словам, у Казахстана потенциал достаточен, чтобы развивать новые технологии, а казахстанцы открыты к ним.

«Люди идут навстречу новым технологиям, и этим нужно пользоваться, чтобы отрабатывать тут и делать экспорт. На других рынках денег больше и можно заработать. Так делает Беларусь и Украина, если брать ближайшие страны. Хороший опыт у Израиля – там выращивают стартапы и делают все условия, чтобы компании вырастали и экспортировались на весь мир, тем самым увеличивая ВВП страны», – сказал Кельдибеков.

Какие IT-услуги миру предоставляет Казахстан

Среди экспортируемых услуг в Казахстане называют ИТ-аутсорсинг как специалистов, так и команд – казахстанские разработчики обладают хорошей компетенцией и стоимость их услуг ниже международных.

«Есть экспорт ИТ-решений, когда наш софт в виде облачных услуг (сервисов) продается за границей. Примеров успешных компаний много, сейчас это и услуги биометрического доступа, учета рабочего времени, управления парковками, обеспечения доступа в квартиры, сдаваемые в аренду, медицинские решения и другие», – сказал создатель системы Ashyq Виталий Пустовойтенко.

Создатель системы Ashyq считает важным различать компании, которые были созданы в Казахстане, и те, что релоцировались в Казахстан – чаще всего это российские IT-компании, получающие регистрацию в Казахстане, чтобы уйти от санкционного риска.  

По мнению Пустовойтенко, релокация компаний может привести к быстрому увеличению экспорта на бумаге, однако релоканты всегда ищут более выгодные местоположения, что может привести к большим потерям в долгосрочной перспективе.

Эксперт выразил надежду на поддержку местных компаний и призвал государственные органы не создавать барьеры и не лоббировать решения отдельных групп.

Сооснователь проектов OK auto и Biometric.vision Алибек Наримбай сообщил, что у министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности уже имеется группа, занимающаяся IT-экспортом, однако она ранее не проявляла активность. Он предполагает, что в будущем будут внедрены новые программы поддержки стартапов с целью их выхода на международные рынки.

Эти программы могут включать в себя организацию поездок на мероприятия и выставки для презентации стартапов, а также помощь в onboarding, то есть в процессе интеграции и становления стартапов. Наримбай отмечает, что эта первоочередная поддержка играет важную роль в успешном развитии сферы.

Развитие искусственного интеллекта в Казахстане

Президент обратил внимание, что ИИ может обеспечить значительный прирост ВВП отдельным странам. Эксперты разделяют подобную точку зрения.

Пустовойтенко предполагает, что сейчас ИИ сильно недооценен крупным бизнесом, хотя малый и микробизнес успешно начали его использование.

«ИИ уже заменил операторов в колл-центрах, создает иллюстрации, пишет тексты, создает ролики. Я думаю, многие из нас знакомы с чат-GPT, а представьте, какой потенциал раскрывается, если внедрить искусственный интеллект в процессы перевозок, распределению железнодорожного парка, прогнозировании выхода из строя оборудования и его ремонта. Искусственный интеллект очень сильно повысит производительность труда, но это в то же время создает угрозу высвобождения трудовых ресурсов», – сказал эксперт.

Кельдибеков отметил, что существует четыре ключевых направления, которые активно развиваются в последнее время, а именно: ИИ, блокчейн, интернет вещей (IoT) и обработка больших данных (биг-дата). Он подчеркнул, что искусственный интеллект обладает огромным потенциалом, поскольку способен анализировать обширные объемы информации и использовать их для будущих прогнозов.

Точку зрения касательно субсидирования государством разделяет и Наримбай. Он ставит в пример Китай, который семь лет поддерживал стартапы и за этот срок обогнал США, а ныне лидирует по ИИ-продуктам.

«Без помощи государства никак не получится – нужно шерить, открывать доступ к данным, чтобы мы могли обучить ИИ. Должны выделяться гранты. Это дорогостоящая технология. Если снабжать финансами и данными, то мы довольно быстро продвинемся вперед», – отметил Наримбай.

АЭС необходима для развития экспорта вычислительных технологий

Токаев указал, что страна должна предлагать на мировом рынке вычислительные решения.

Эксперты сошлись во мнениях, что для продажи вычислительных мощностей глобальным игрокам необходимо наладить электроэнергетическую инфраструктуру.

«У нас, наверное, есть перспектива для энергоемких майнинг-ферм с одной стороны за счет дешевой электроэнергии, но также стоит учитывать, что электроэнергии сейчас не хватает», – отметил Пустовойтенко.

Кельдибеков указал на недостатки в инфраструктуре энергетики и подчеркнул, что она не полностью готова к текущим потребностям. Он сказал, что ситуация может измениться после строительства атомной электростанции (АЭС). Напомним, общество разделилось на два лагеря относительно строительства АЭС в Казахстане. Акорда сообщила, что вопрос будет решаться на общенациональном референдуме. 

Эксперт привел в пример случай, когда китайские майнеры переехали в Казахстан, и это привело к значительной нагрузке на энергетическую систему страны. Он также обсудил проблему охлаждения серверов, отметив, что это требует большого количества энергии. Для оптимизации затрат на обслуживание центров обработки данных он предложил использовать северные регионы страны, где в течение восьми-девяти месяцев стоит холод.

Потенциал экспорта вычислительных мощностей

Кельдибеков обратил внимание на Китай, чья инфраструктура может не выдержать больших объемов, а потому есть перспектива поставок необходимого из Казахстана.

«У нас недорогая электроэнергия, относительно других рынков, поэтому потенциал большой и правильно, что рассматривают развитие в данном направлении», – отметил эксперт.

Пустовойтенко предположил, что экспорт возможен внутри региона.

«Для классических ЦОДо (дата-центр) необходимы хорошие каналы связи, но у нас нет выхода к морю, и мы прогоняем наш трафик через РФ и Китай. Поэтому, я думаю, наши ЦОДы не будут интересны всем игрокам. Скорее всего, вычислительные мощности можно будет продавать в рамках нашего региона. Например, продавать мощности в Центральную Азию: кэширование видеохостинга Youtube, Tiktok, Instagram, что позволит сократить международный трафик и обеспечить скорость интернета в регионе», – аргументировал эксперт.

Обучение кадров

Лидер Казахстана затронул тему подготовки специалистов и сотрудничества с международными компаниями.

Наримбай выразил необходимость в установлении партнерства с ведущими международными компаниями. Он отметил, что у Казахстана уже есть квалифицированные специалисты, в там числе математики, благодаря соответствующим школам. Однако эксперт подчеркнул, что многие из этих специалистов уходят работать за рубеж, так как зарплаты на мировых рынках выше. Для того чтобы удержать этих специалистов в стране, необходимо предоставить финансовую поддержку.

Университеты должны стать HR-инструментом для компаний, считает Кельдибеков. Предлагается проводить хакатоны, специальные уроки, чтобы готовить квалифицированных специалистов.

«Нужно поставить перед министерством образования задачу, чтобы в каждом университете были направления по ИИ, разработке, gamedev и так далее. Это нужно поддерживать и субсидировать государству», – сказал Кельдибеков.

Пустовойтенко отметил, что в текущем году конкурс на ИТ-специальности остался на невысоком уровне, и, следовательно, предложений в виде обучения и грантов достаточно. Однако он подчеркнул, что ключевой вопрос касается качества подготовки специалистов.

«Для качественной подготовки специалистов вузам надо больше работать с бизнесом, открыть представительства кафедр в ИТ-компаниях, решать совместные задачи.  В Астане хотел бы отметить AITU и ЕНУ, политехнический колледж – мы наладили сотрудничество и курсовых и дипломных работ есть применение на практике. Тот же Ashyq в свое время писали, в том числе и студенты во время практики», – сказал Пустовойтенко.

Эксперт обратил внимание на важность того, чтобы качество образования соответствовало потребностям рынка. Это включает в себя не только наличие высших учебных заведений, но также и соответствующую практическую подготовку, учитывая, что спрос на специалистов в данной области определяется рынком.

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> t.me/bessimptomno 

Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы в наш анонимный бот @bessimptomno_bot